Первичная диагностика социально-педагогической запущенности обучающихся и некоторые приёмы работы с классным коллективом
Низгиренко Елена Николаевна
учитель ИЗО и математики
Агафонова Альфия Раульевна
учитель физической культуры
МБОУ г.Иркутска СОШ №28
Cоциально-педагогическая запущенность представляет собой одну из наиболее распространенных видов отклонений развития, зачастую перерастающего в правонарушения и иные асоциальные формы проявлений личности.
Основными проявлениями социальной запущенности в детском и подростковом возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей), с другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии), а, значит, проявляется в определенной позиции его личности, характеризующейся неразвитостью всех свойств субъекта самосознания, общения и деятельности, формируя явление педагогической запущенности.
Социальная запущенность противоположна воспитанности, как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптадии ребенка.