«Пешеход – профессия опасная!» по теме: «Задачи на движение» 6 класс.

«Пешеход – профессия опасная!»
по теме: «Задачи на движение» 6 класс

учитель Габушева С.А.
МБОУ г.Иркутска СОШ № 67

Цель: развитие умений и навыков решения нестандартных задач на движение, использование математических расчетов и их анализ в практических целях безопасного движения пешеходов. Обучение учащихся безопасному поведению на автомобильных дорогах, формировать умения и навыки наблюдать за обстановкой на дороге и предвидеть опасные ситуации. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения ПДД. Воспитание честности, объективности при самооценке знаний.
Оборудование: таблица «распределение количества ДТП, причиной которых явилась невнимательность, неосторожность детей – пешеходов». На доске надпись: «Правила дорожного движения соблюдать – жизнь себе сберегать!» Рисунки к задачам на движение, дидактический материал для решения задач в группах, листы самооценки знаний на уроке.
Ход урока.
1. (1 мин). Организационный момент.
2. (1 мин). Слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок, на котором вы должны показать свои знания правил дорожного движения и умения решать задачи на движение. Каждый должен отметить для себя, что выполнение правил дорожного движения пешеходов – это элемент культуры поведения человека. От каждого зависит его здоровье, а порой и жизнь.
Работая сегодня на уроке вы будете сами оценивать свои действия, используя лист самооценки, где будите ставить себе оценки за каждый этап урока.
3. (3 мин). Устная работа:
Начнем с повторения известных понятий по правилам дорожного движения и математики.
• Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (пешеход).
• Дорожка для движения пешеходов (тротуар).
• Как найти расстояние, если известны скорость и время?
• Средство регулирования дорожного движения (светофор).
• Формула для нахождения скорости транспортного средства.
• Место, где пешеходы должны переходить улицу, дорогу (зебра, пешеходный переход).
• Формула для нахождения времени, затраченного на движение.
• Опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом с занимаемой полосы (обгон).
• В каких единицах измеряется расстояние?
• Документ об обязанностях участников дорожного движения (правила дорожного движения).
• В каких единицах измеряется время?
• Знак, устанавливаемый вблизи школ и детских учреждений (осторожно дети).
• В каких единицах измеряется скорость?
• С какого возраста детям разрешается выезжать на велосипеде на дорогу, на проезжую часть ( с 14 лет).
• Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход проезжей части (островок безопасности).
• Почему правила дорожного движения запрещают игры на проезжей части дороги? (чтобы избежать детский травматизм и смерть).
(7 мин). СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
1-ый ученик:
Первое в мире ДТП с пострадавшими было зафиксировано в Англии. Причиной стал автомобиль «мчавшийся» со скоростью 15 км/ч и совершивший наезд на женщину. Она была доставлена в больницу с ушибами, ссадинами, нервным потрясением. Но возмущение жителей было настолько резким, что правительство тут же распорядилось о принятии мер по предупреждению подобных происшествий. Теперь на достаточном расстоянии впереди автомобиля должен был двигаться человек с красным флагом или фонарем и предупреждать о приближении транспортных средств.
2-ой ученик:
Возрастной анализ детского дорожно-транспортного травматизма говорит о том, что среди пострадавших детей доля учащихся школ примерно 50-65%, дошкольников 20-22%, не посещающих учебные учреждения 6,5-13,8%,ащихся профтехобразования 2-3 %, иногородних 5-13%.
Таблица (комментирует учитель):
Вид транспорта Травмы
Смертельные Тяжелые Легкие
Легковой автомобиль 40,3% 58,2% 1,5%
Грузовой 31% 18,5% 50,5%
Автобус 17,3% 23,1% 59,5%
Прочие 11,4% 10,2% 78,4%

3-ий ученик:
Согласно данным ООН ежегодно в результате ДТП в мире погибает в среднем 300 тысяч человек. Ведь это примерно равно половине числа жителей нашего города, из них больше 50% дети.
Что за причины приводят к ДТП:
1. Незнание мер обеспечения безопасного движения;
2. Отсутствие навыков выполнения безопасных действий;
3. Нежелание выполнять безопасные действия;
4. Неумение прогнозировать обстановку;
5. Подчинение старым опасным привычкам поведения;
6. Потеря бдительности и самоконтроля;
7. Неумение безопасно действовать в резко изменяющейся окружающей среде.

Но больше всего ДТП, причиной которых явились невнимательность, неосторожность детей – пешеходов.
4. (20 мин). Решение задач.
При решении задач не забываем, что все действия должны выполняться в одних единицах измерения. Для этого вспомним переводы единиц измерения:
1 км=1000м;
1ч=60мин=3600с.
Рассмотрим пример: 18км/ч = ?м/с
18*1000:3600=5м/с.
Коллективная поисковая работа:
1. Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12 м?
Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди?
Средняя скорость пешехода – 1,5 м/с.
Решение:1) 54 км/ч=54000м/3600с=15м/с
2) 12м:15м/с=0,8 с – время обгона автомобилем автобуса.
3) 15 м * 0,8 с + 1,2 м – путь проделанный пешеходом.
Ответ: люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении.
2. При ограничении скорости 40 км/ч автомобиль двигался со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость?
Решение: 1) 50-40=10 км/ч
2) 10:40=0,25
3) 0,25*100=25%
Ответ: водитель превысил скорость на 25%, что очень опасно для уличного движения.
3. На расстоянии 40 м от пешехода движется автомобиль со скоростью 36 км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м. скорость пешехода 1,5 м/с.
Решение: 1) 36 км/ч=10 м/с
2) 40 м : 10 м/с = 4 с – время, которое потребуется автомобилю,
чтобы поравняться с пешеходом.
3) 1,5 м/с * 4 с = 6 м – путь, который может за это время пройти
пешеход.
Ответ: анализируя ответ, можно сделать вывод, что пешеход успевает пересечь дорогу. Но пешеходу следует помнить о том, что при переходе дороги могут возникнуть помехи его движению: он может поскользнуться, споткнуться и т.п., следовательно, в этой ситуации безопаснее пропустить автомобиль.

(2 мин). Физкультминутка:
«Красный, желтый, зеленый» (игра на внимание).
— поднимается красный сигнал – значит, стой смирно;
— зеленый сигнал – ходьба на месте;
— желтый сигнал – ходьба на месте, руки впереди на уровне плеч.

(10 мин). Самостоятельная работа по вариантам.
Решить задачи и к каждой задаче написать соответствующее правило дорожного движения.
1 вариант:
1. Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора со скоростью 1,2 м/с. Ширина дороги – 15 м. С двух сторон к переходу, не снижая скорости, приближаются два автомобиля со скоростью 36 км/ч. Светофор горит 10 с. В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как должен поступить ученик?
Решение: 1) 36 км/ч = 10 м/с
2) 100:10 = 10 с потребуется автомобилю, чтобы поравняться с
пешеходным переходом.
3) 1,2 * 10 = 12 м путь, который может пройти пешеход
4) 15 м > 12 м
Ответ: ученик не успевает пересечь дорогу, он должен переждать на осевой линии или на островке безопасности.
2. Выразите скорость 25 м/с в км/ч. Не будет ли эта скорость выше разрешенной в городе?
Решение: 1) 25 м/с = 90 км/ч
2) 90 км/ч> 60 км/ч
Ответ: скорость будет выше разрешенной.
3. По проезжей части дороги со скоростью 9 км/ч движется велосипедист и на расстоянии 15 м видит выезжающий из арки наперерез автомобиль. Успеет ли велосипедист предотвратить ДТП? Скорость автомобиля 18 км/ч, ширина тротуара 3м. Нарушает ли правила автомобилист?
Решение: 1) 18 км/ч = 5м/с
2) 9 км/ ч = 2,5 м/с
3) 15:2,5=6 с потребуется велосипедисту, чтобы доехать до арки.
4) 3:5 = 0,6 с потребуется автомобилю, чтобы выехать на
проезжую часть.
Ответ: велосипедист успеет предотвратить ДТП, но водитель обязан пропустить велосипедиста, так как велосипедист движется по главной дороге.

2 вариант:
1. Ширина проезжей части дороги 9м. Скорость движения школьников 0,9 м/с. Успеют ли они все перейти пешеходный переход по зеленому сигналу светофора, если длина колонны школьников 18 м, сигнал горит 20с? Как должны идти дети?
Решение: 1) 9+18=27 (м) должен пройти последний школьник
2) 27:0,9=30 (с) потребуется, чтобы вся колонна прошла через
проезжую часть дороги
3) 30 с > 20 с
Ответ: не успеют. Дети в колонне должны идти с флажком. Транспорт обязан пропустить колонну.
2. Автомобиль движется так, что каждые 200 м проходит за 10 с. Нарушает ли водитель правила дорожного движения, если на обочине стоит знак ограничения скорости до 45 км/ч?
Решение: 1) 200:10=20 (м/с)
2) 20*3600:1000=72 (км/ч)
3) 72 км/ч > 45 км/ч
Ответ: водитель нарушил правила.
4. Школьник начинает двигаться по пешеходному переходу и из-за ограниченного обзора не видит дальний автомобиль в течение 1,2 с. Что произойдет, если школьник будет перебегать дорогу со скоростью 5 м/с, переходить дорогу со скоростью 1,2 м/с, если ширина проезжей части дороги 8м? Какой вариант перехода в данном случае является самым безопасным?
Решение: 1) 5*1,2=6 (м) бегом
2) 1,2*1,2=1,44 (м) пешком
3) 8 м > 6 м; 8 м > 1,44 м
Ответ: успеет перебежать, но может ехать встречная машина. Лучше посмотреть налево, если машин нет, дойти до середины, посмотреть направо и перейти оставшуюся часть дороги.

После самостоятельной работы дети говорят ответ и зачитывают выводы-правила, которые они записали к каждой задаче.
(1 мин). Домашнее задание:
Придумать задачу на движение с нестандартной ситуацией на проезжей части дороги, решить ее и сделать к ней рисунок.