Петрова М. Г., Хомякова Е. А. Технологии проектной деятельности как способ формирования и повышения профессиональной компетенции обучающихся

Технологии проектной деятельности как способ формирования и повышения

профессиональной компетенции обучающихся

Technologies of project activity as a way of formation and increase of professional competence of students

 

Петрова Марина Германовна

Petrova Marina Germanovna

Преподаватель ОГБПОУ БМК,  г. Братск

Furtuna98@yandex.ru

Хомякова Екатерина Андреевна

Khomyakova Ekaterina Andreevna

Преподаватель ОГБПОУ БМК,  г. Братск

chom@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрен метод проектов, как дополнительный способ обучения студентов СПО, раскрывающий творческий потенциал, развивающий критическое мышление, способствующий формированию профессиональной компетенции.

Annotation. The article deals with the method of projects as an additional way of teaching students SPO, revealing the creative potential, developing critical thinking, contributing to the formation of professional competence.

Ключевые слова: проектная деятельность, современные информационные технологии, развитие критического мышления, формирование профессиональной компетенции.

Keywords: project activity, modern information technologies, development of critical thinking, formation of professional competence.

Информатизация всех сфер деятельности человека требует от каждого из нас высокой информационной культуры. С этой целью практически все государственные стандарты среднего профессионального образования включают дисциплину «Информатика» и «Информационные технологии».

Информатика — это одна из самых молодых из всех дисциплин, и, пожалуй, самая проблемная. В данной статье мы коснёмся некоторых из них. И отметим пути решение этих проблем на базе нашего колледжа.

Преподаватель информатики одна из самых трудных и интересных профессий, перед ним всегда стоит вопрос: «Чему и как учить? Как научить студента ориентироваться в калейдоскопе стремительно развивающихся информационных технологий»

Чему и как учить? В начале внедрения информатики в образовательный стандарт под компьютерной грамотностью понималось умение программировать. Сегодня изменился взгляд на преподавание дисциплины информатика. Сейчас уже практически всеми осознано, что информатика не должна быть курсом программирования.

Основная задача изучения информатики в образовательном учреждении — это освоение учащимися современных информационных технологий и применение полученных знаний на уроках информатики, при подготовке к другим предметам, что повышают свою степень обученности не только по информатике, но и по другим предметам, изучаемых в образовательных учреждениях. Поэтому преподаватель информатики, владея психолого-педагогическими основами и методикой применения технических средств обучения, информационно-коммуникационными технологиями, электронными образовательными и информационными ресурсами, должен заинтересовать студентов своим предметом. Особая сложность преподавания информатики связана с тем, что в чисто технологических вопросах работы с компьютером осведомленность студентов зачастую превышает осведомленность преподавателей. Преподавателю сложно отследить за всеми достижениями науки и техники и физически иметь доступ ко всем новым устройствам и программам. Он вынужден ограничиться базовым уровнем, в который входят основные навыки по приведению компьютера в эксплуатацию и использованию стандартного программного обеспечения. Можно рассматривать это явление как негативный фактор. На самом деле его не следует оценивать ни положительно, ни отрицательно — это просто особенность предмета. [2]

Чтобы успевать за высоким темпом развития средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование, используя материалы компьютерной периодики и ресурсы интернета. А для профессионального применения вычислительной техники нечто большее — личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

Преподаватели нашего колледжа стремятся использовать различные инновационные и перспективные технологии, позволяющие заинтересовать студентов своим предметом, своими занятиями. Так родилась идея внедрения методов проектов, которая позволяет реализовать дидактические цели не только на занятиях, но при самостоятельной внеурочной деятельности. Следует также отметить, что использование метода проектов в образовательном процессе соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

Работая над проектом, студенты детально прорабатывают  вопрос, и завершается он вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Происходит развитие познавательных навыков, совершенствуются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Развитие критического и творческого мышления происходит на всех взаимосвязанных этапах проектной деятельности: от наличия проблемы (исследовательской, информационной, практической) до представления результатов проекта.[4]

По итогам проектной деятельности студенты представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал. [1]

В современных условиях основными показателями оценки проекта являются следующие: значимость и актуальность рассматриваемого вопроса, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; необходимая и достаточная глубина рассмотрения вопроса, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; качество оформления результатов проведенного проекта. Проектная технология включает и возможность коллективного труда, где также оцениваются характер принимаемых решений и взаимодополняемость участников.

Активное применение в образовательном процессе технологии проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций студентов, умение использовать достижения  современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации, а также готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Что соответствует требованиям ФГОС.[3]

Проектирование является тем средством, с помощью которого преподаватель расширяет горизонт своей компетентности, изменяет уровень развития своей личности и конечно, своего профессионализма в контексте обучения планированию студентов и осознания своего места в информационном обществе.

Библиографический список:

  1. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 6-8.
  2. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  3. Шуберт, Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей [Текст]/ Н. П. Шуберт// Среднее профессиональное образование.- 2009.- № 11.- С.78–80.