Петрушова И.А. Научный подход к экологической культуре и экологическому воспитанию обучающихся в системе среднего профессионального образования – как основа развития общества

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Научный подход к экологической культуре и  экологическому воспитанию  обучающихся   в системе среднего профессионального образования –  как основа развития общества

A scientific approach to ecological  culture and ecological education of students in the system  of secondary vocational education as a basis for the development of society

 

Петрушова Ирина Анатольевна

Petrrushova Irina Anatolievna

преподаватель ГБПОУ «ЧГТК  им. М.И. Щадова»,

г. Черемхово

 

Аннотация. В статье рассмотрены научно-обоснованные принципы формирования экологической культуры и направления экологического воспитания обучающихся в системе среднего профессионального образования, которые являются основой гармоничного развития общества.

Annotation. The principles of formation  of ecological culture and the direction on the environmental education of students in the system of secondary  vocational education, which are the basis of harmonious  development of society, are  scientifically proved in the article.

Ключевые слова: окружающая среда, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое мировоззрение, наука, педагогика.

Keywords: environment, ecological  education, ecological culture, ecological world outlook, science, pedagogy.

 

«Человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом — живая планета Земля, которая несет на себе уникальное живое сообщество. Силы природы делают существование опасным и непредсказуемым, однако Земля обеспечивает все условия, необходимые для развития жизни. Способность к восстановлению живого сообщества и благополучие человечества зависят от сохранения здоровой биосферы со всеми ее экологическими системами, богатым разнообразием растений и животных, плодородной почвой, чистой водой и воздухом. Забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой не бесконечны, является задачей всех народов. Защита Земли, ее разнообразия и красоты – наш священный долг» — так записано в преамбуле документа « Хартия Земли».

В настоящее время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Техника и промышленное производство создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания не только на этапе школьного образования, но и на этапе среднего профессионального образования.   Экологические проблемы современного общества привели    к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания обучающихся среднего профессионального образования. Современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у обучающихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов.  То есть,  в начале XXI века сложились предпосылки для создания новой модели экологического образования.

ФГОС является инструментом ее реализации, так как системно-деятельностный подход,  лежащий в основе ФГОС, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, создать стратегию проектирования действий преподавателя системы СПО, которыми должны овладеть обучающиеся. Формула  развития учебных действий строится по принципу: от действия к мысли. Развитие личности в системе СПО обеспечивается через формирование универсальных  совместных учебных действий преподавателя и обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. То есть, новая научная модель экологического воспитания – это непрерывное экологическое образование, которое начинается на этапе школьного образования, продолжается в системе среднего профессионального образования и заканчивается в высшей школе  – это экологическая составляющая единой системы образования Российской Федерации, то есть совокупность экологических образовательных программ, соответствующих государственным образовательным стандартам, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, система  управления непрерывным экологическим образованием. Непрерывное образование в области экологии обеспечивает обучение, самообразование, накопление опыта и развитие личности, направленное на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности. Вторая ступень системы экологического воспитания – это накопление личного, индивидуального и группового практического опыта применения знаний, умений, ценностей. Одна часть такого опыта имеет характер стереотипов экологически безопасного поведения, а другая  – является опытом творческого решения нестандартных, экологических задач.

Внедряя в учебный процесс новую модель экологического воспитания и образования, у обучающихся среднего профессионального образования  закрепляется  экологическая грамотность, подразумевающая сохранение и восстановление живой природы, рациональное использование разнообразных ресурсов природы, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека.

Модель современного экологического образования для обучающихся образовательных организаций в России раскрывает возможности ФГОС второго поколения,  представлены в документе «Концепция современного общего экологического образования для устойчивого развития»,  а педагогические технологии ее реализации содержатся в теоретических основаниях развивающего образования. Каждый педагог, приступающий к планированию реализации экологического образования в соответствии с требованиями ФГОС, должен не только изучить данный документ, но и овладеть технологией проектирования учебных задач.

В документах обозначены уровни достижения цели экологического образования обучающихся:

1 уровень — экологическая грамотность. Этот уровень представляет познавательную модель, сформированную на эмпирическом уровне, действия учащихся на этом уровне осуществляются по образцу, а также формирование мотивации на самоограничение в рамках экологических, нравственных и правовых норм.

2 уровень — экологическая образованность. Уровень, при котором познавательная модель освоена на теоретическом уровне, как принцип познания, средство экологического самообразования, экологического исследования, экологического проектирования.

3 уровень — экологическая компетентность. Уровень, на котором познавательная модель сформирована как созидательная деятельность, накоплен опыт экологической деятельности в разных жизненных ситуациях, сформирована экологическая составляющая ключевых компетенций личности.

На основании этих уровней формируется экологическая культура. Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество не создает угрозы жизни на Земле. Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры человечество может обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.

Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на окружающую среду.  Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы.

Формирование экологической культуры – это желательный, стратегический результат экологического образования, следствие совместного влияния на человека социокультурной среды, образования и саморазвития. [1]

Концепция Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения дает новые ориентиры для модернизации российского образования. Это неизбежно ставит вопрос о необходимости обновления теоретических и научно-методических оснований экологического образования.

Цель экологического образования, зафиксирована в законодательных документах Российской Федерации, это развитие экологической культуры, которая включает формирование экологических ценностей, экологического мировоззрения, экологически ориентированного поведения.

Экологическое воспитание строится на целенаправленном воздействии на духовное развитие обучающихся, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым делая акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, термин «Экология» понимается и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому человеку, к природе. Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В системе среднего профессионального образования это умение формируется не только через специальные знания, но и через практические навыки экологической деятельности.

Таким образом, что сущность экологического воспитания и экологической культуры можно определить такими составляющими, которые являются основными компонентами всей системы: мировоззрение — ценности — отношение — поведение. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания обучающихся среднего профессионального образования.

Результатом экологической культуры и экологического воспитания обучающихся в системе среднего профессионального образования должно быть сформированное экологическое мировоззрение, отражающее убежденность личности в понимании единства человека и природы. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования и укрепления экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики в системе среднего профессионального образования и могут функционировать лишь на научно-обоснованных методах. Экологическое мировоззрение определяет систему ценностей, соответствующее поведение и гармоничное отношение к природе, человеку, обществу.

Список источников

  1. 1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М. Образование и экология, 2011г.