Писанова Е. А. Включение нетрадиционных техник рисования в изобразительную деятельность детей 3 – 4 лет (из опыта работы

Включение нетрадиционных техник рисования в изобразительную деятельность детей 3 – 4 лет (из опыта работы)
Inclusion of non-traditional drawing techniques in the visual activity of children 3 to 4 years (from work experience)

Писанова Екатерина Анатольевна

 Pisanova Ekaterina Anatolievna

Воспитатель  ДС  «Березка»,  г. Первомайск
pisanova.1991@mail.ru

Аннотация. В данной статье изложены результаты включения нетрадиционных техник рисования в изобразительную деятельность. Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Annotation. This article describes the results of the inclusion of non-traditional painting techniques in the visual arts. Drawing in unconventional ways is an exciting, fascinating activity. This is a great opportunity for children to think, try, search, experiment, and most importantly, express themselves.

Ключевые слова. Изобразительная деятельность, нетрадиционные техники рисования, способности, творческая деятельность.

Keywords. Pictorial activity, non-traditional drawing techniques, abilities, creative activity.

Из опыта работы с детьми по развитию творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Наше исследование проводилось на базе детского сада «Березка» города Первомайска во второй младшей группе в количестве 23 человек, из которых 13 девочек и 10 мальчиков.

Наша работа проводится в три этапа.

На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе – конструктивном ведется работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе – творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках. Также нами были проведены консультации для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования». Средствами занятий является совместная деятельность воспитателя с детьми, как самостоятельная деятельность детей, так и предметно – развивающая среда.

Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:

  • создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, упражнение на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
  • изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приемов изображения);
  • доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные цвета, интересные детали);
  • рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

Занятие по рисованию с детьми 3 – 4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. Начинали мы занятия с рисования пальчиками, а затем все более усложняли. [4]

              

               Рисунок 1 Диагностика развития творческих способностей до включения

нетрадиционных техник рисования в изодеятельность

 

При нашем исследовании было замечено, что до включения нетрадиционных техник рисования развитие творческих способностей было таким, 45% — высокий уровень, 30% — средний уровень и 25% — низкий. Одной из причин является разный тип темперамента. Так например, Валя Г. и Настя М. являются меланхоликами. Девочки легко ранимы и склоны к постоянному переживанию в случае, если у них что – то не получается. Алеша Д., Миша Д. – сангвиники, поэтому отличаются поверхностью, разбросанностью и непостоянством. Им сложно что – то доделать до конца. Аня Х., Лера А., Миша Ч. не владеют в совершенстве навыками владения кистью или карандашами, поэтому им не всегда получается реализовать задуманное. Гиперактивным детям сложно работать в течении всего занятия, они не доделывают свою работу, едва начав и отвлекаются на посторонние факторы.

Из-за того, что флегматичный Дима К.  очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Мальчик не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому организованному коллективу.

          

           Рисунок 2 Диагностика развития творческих способностей после включения

нетрадиционных техник рисования в изодеятельность

 

При включении в изобразительную деятельность нетрадиционных техник рисования показатели динамики повысились. Это связано с тем, что нетрадиционное рисование является новой, интересной формой самовыражения. Если дети не могут правильно пользоваться материалом (кистью, карандашом) и из – за этого сильно переживают, то можно его заменить.

В группе есть гиперактивные дети, они быстро устают и не могут высидеть и пяти минут, что, безусловно, мешало им на занятиях. На занятиях нетрадиционного рисования мы решили эту проблему, используя частое чередование активного и спокойного действия.

Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, мы можем больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении. Так Валя Г. бросает свое занятие со слезами, как только у нее что – то не получается, значит она не умеет преодолевать препятствия. Этому мы учим в нетрадиционной технике, предлагая ей другие способы достижения желаемого. Ребенок понимает, что из любой ситуации есть выход. Например, если не удается нарисовать снеговика, можно предложить его слепить из пластилина.

Если малыш быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или сложное для него. Тогда мы находили причину и усложняли или облегчали задание. Например, детям надо было нарисовать большую картофелину. Если для него это слишком просто, как для Ильи К. и Вари Б., мы предлагали нарисовать репку с ботвой. Если же задание слишком сложное, в случаи с Аней Х. и Мишей Ч., то рисовали пальчиками много точек, изображая картофелины в мешке.

Ожидаемый результат: значительное повышение уровня развития творческих способностей и расширение, и обогащение художественного опыта; развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности, развитие способности к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования развивают уверенность в своих силах. Способствуют снятию детских страхов. Учат детей свободно выражать свой замысел. Побуждают детей к творческим поискам и решениям. Учат детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивают мелкую моторику рук. Развивают творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях.

У ребенка 3 – 4 лет появляется интерес к рисованию, лепке и аппликации. Сначала ему интересен сам процесс рисования, но постепенно малыша начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок. [6]

Библиографический список:

  1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
  2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн – пластилинография» — Москва 2006.
  3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
  4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – с. 3 – 20.
  5. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий.- М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 48с.: цв. вкл.
  6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» — Творческий центр «Сфера», Москва 2009 – с. 3 – 5.