Платунова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроках английского языка

Материалы Всероссийской НПК «Право. Экономика. Общество» 1 апреля 2017 г.

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроках английского языка

Virtual tour as one of the effective forms organization of the learning process in the English language lessons

 

Платунова Елена Викторовна

Platunova Elena Victorovna

Преподаватель  ГАПОУ ИКЭСТ филиал г. Ангарск

platuelena@mail.ru

 

«Мир это книга, и те, кто  не путешествует, прочли в ней всего одну страницу»

Святой Августин

 

Аннотация. В статье представлен анализ, как работа над созданием виртуальных экскурсий влияет на повышения качества изучения иностранного языка. Доказано, что это процесс творческий, требующий самостоятельности и ответственности.

 Annotation. The article presents an analysis of how work on creating virtual tours affects the quality of learning a foreign language. It is proved that this process is creative, requiring independence and responsibility.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, инновации в образовании, изучение иностранного языка, повышает интерес, эффективность, качество.

 Keywords: virtual tour, innovation in education, studying of foreign language, increases the interest, efficiency, quality.

 

Современная парадигма образования предполагает обеспечение выпускника не столько суммой знаний, сколько набором общих компетенций, позволяющих мобильно адаптироваться в динамично изменяющихся социально-экономических условиях и применять свои знания при создании новой конкурентоспособной продукции и услуг. Качество подготовки выпускника заключается в способности совершенствовать технологии собственной деятельности.

Обществу XXI века довелось жить в двух измерениях: реальном и виртуальном. Новое измерение все больше привлекает людей всех возрастов и статусов, открывая огромные возможности глобальной социализации, скоростного поиска и обмена информацией, дистанционного и интерактивного обучения. В образовательный процесс необходимо внедрять новые информационные технологии. Один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе — виртуальная экскурсия.

В связи с этим на уроках английского языка со студентами по специальности «Туризм» мы  применяем виртуальные экскурсии. Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual — похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. Экскурсия становится информационным полем, где осуществляются действия по трансляции определённой информации с последующей рефлексией на любом уроке по любому предмету.

Специалисты по туризму должны уметь (согласно Федеральному государственному образовательному стандарту) общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.  При создании виртуальных экскурсий все эти умения воплощаются в жизнь.

Подготовка экскурсии требует многих умений и знаний, их интеграции, привлечения жизненного опыта. Изучив на уроках специальных предметов, таких как «Организация досуга туристов», «Экскурсоведение», «Информационно-экскурсионная деятельность, историю экскурсий, теорию и методику создания экскурсий, а также необходимую лексику на английском языке, студенты могут приступать к созданию экскурсии. Создание экскурсии — сложный процесс, требующий от составителя больших творческих усилий. Процесс подготовки экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели и задач экскурсии, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, изучение литературных источников по теме экскурсии, написание текста экскурсии. Для создания экскурсии на английском языке необходимо отобрать и изучить определенную лексику по теме, составить текст экскурсии на русском языке и перевести его на английский язык. Это тоже сложный кропотливый процесс. И наконец, создание виртуальной экскурсии требует знаний и умений работы с компьютером. Виртуальную экскурсию можно создать в виде презентации, фильма, сайта или компьютерной программы. Характерными признаками виртуальной реальности является моделирование в реальном масштабе времени, имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма, возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Мы объединяем экскурсии по следующим темам:

— путешествия вокруг света;

— известные люди Англии;

— кухни мира;

— достопримечательности Англии;

— обычаи и традиции;

— праздники;

— путешествие по родному городу;

— путешествия по озеру Байкалу.

При помощи виртуальных экскурсий «Путешествия  вокруг света» мы «посещаем»  многие страны, такие как, США, Англию, Италию, Вьетнам, Таиланд, Австралию и многие другие. Обязательным условием при создании таких экскурсий — это рассказать о столице, флаге и гербе, расположении страны, какое население и сколько, о больших городах, об известных местах и провинциях, какой родной язык, о валюте и, главное, предложить тур по стране, который включает в себя: гостиницы, еду, стоимость проживания, осмотр достопримечательностей и другое. Очень интересные экскурсии получаются по родному городу (музеи, интересные места, памятники),  по озеру Байкал, что позволяет лучше изучить свой город и родной край. Познавательные и интересные экскурсии «Кухни мира». И, конечно же, многообразные и познавательные экскурсии по Англии — это и прогулки по достопримечательностям, музеям, литературным и историческим местам, и необыкновенные, красочные экскурсии про обычаи, традиции и праздники, и рассказы о жизни великих писателей, поэтов, певцов, политических деятелей Англии.

При создании виртуальных экскурсий у студентов формируются общие компетенции:

— Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

—   Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

—   Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

—  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

— Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

—    Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

—  Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Среди студентов, которые занимались созданием виртуальных экскурсий, было проведено анкетирование. Студентам были предложены следующие вопросы:

  1. Как влияет создание виртуальных экскурсий на ваши знания иностранного языка?
  2. Создание виртуальных экскурсий повышает интерес к изучению иностранного языка?
  3. Активизирует ли создание виртуальных экскурсий вашу познавательную и творческую деятельность?
  4. Работа над созданием виртуальных экскурсий развивает самостоятельность и ответственность?
  5. Создание виртуальных экскурсий развивает ли навыки работы с современными информационными ресурсами?

После обработки данных были получены следующие результаты. Обучающиеся ответили, что при работе над созданием виртуальных экскурсий, безусловно, повышается интерес к изучению иностранного языка. Приходится перерабатывать много материала, сталкиваются с новой лексикой, с изучением достопримечательностей. 85% студентов отметили, что это процесс творческий, активизирующий познавательную деятельность. Также отметили, что работа над созданием виртуальных экскурсий развивает самостоятельность и ответственность. И, конечно, развивает навыки работы с современными информационными ресурсами, так как нужно найти и отобрать нужную информацию и развивает умение создания красочных презентаций с верно отобранной информацией.

Студентам заочного отделения было предложено, в качестве сдачи зачета, создать и защитить виртуальную экскурсию «Путешествуем по миру». Работа вызвала большой интерес у студентов, пришлось переработать много материала на английском языке, выучить много новой английской лексики, отработать навыки чтения и повторить правила грамматики. Результаты себя оправдали, все сдали зачет на «хорошо» и «отлично», получили много новых знаний.

Создание виртуальных экскурсий на уроках английского языка — это самостоятельная,  и исследовательская работа студентов, это развитие творческого подхода к изучаемому учебному материалу, это формирование элементов информационной культуры, это использование полученных знаний на практике, это применение поискового метода и метода создания проектов.

Все это вместе взятое делает процесс обучения и преподавания иностранного языка более интересным, качественным и результативным.

Список источников

  1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе — М.: Просвещение, 1988. — 125с.
  2. Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1982. – 412с.
  3. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет.// ИЯШ. – 1998, №1. – с.32 — 36
  4. Леонов А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Просвещение, 2003. – 314с.