Плетнева В. И. Здоровый образ жизни – важнейшая составляющая духовно-нравственного воспитания студентов медицинского техникума

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Здоровый образ жизни – важнейшая составляющая  духовно-нравственного воспитания  студентов медицинского техникума

 A healthy lifestyle is an essential component of the spiritual and moral education  of Pedagogical college’s students 

Плетнева Вита Игнацасовна

Pletnyova Vita Ignatsasovna,

преподаватель ОГБОУ  СПО «ЧМТ»

Россия, г. Черемхово

pvi@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье изложены основные вопросы формирования ценностного отношения к здоровью у обучающихся, взаимосвязей образа жизни и здоровья, освещены  вопросы профилактики инфекционных заболеваний, анализ результатов мониторинга состояния здоровья студентов. Повышение двигательной активности , как ведущего фактора здорового образа жизни.

 Annotation. The article presents the formation’s essential issues of the valuable relation to the students’ health, the lifestyle’ and health’s interconnection, and covers the issues of infectious diseases’ prevention, the results’ analysis of monitoring of the students’ health status. Increasing of physical activity as a leading factor of a healthy lifestyle.

Ключевые слова. мониторинг, физическая активность, гигиена ,адаптация, здоровье, физические упражнения.

Keywords. health, physical exercises, adaptation, physical activity, hygiene, monitoring.

Острейшей проблемой сегодняшней России является утрата духовно – нравственных ценностей, разрушение института семьи, происходящее на фоне увеличения роста стремительно разрушающих здоровье – алкоголизма, табакокурения, наркомании. В связи с этим мы наблюдаем увеличение количества депрессий, снижение работоспособности.  В то же время в Законе об образовании сказано, что образование есть воспитание и обучение, и наряду с задачей подготовки квалифицированных специалистов ставит задачу воспитания граждан и патриотов России, обладающих высокой нравственностью, физическим совершенствованием,  духовностью, чувством ответственности, в том числе за свое здоровье

Для любого учебного заведения актуальной задачей является забота о здоровье обучающихся, формирование приоритетов здорового образа жизни в среде учащейся молодежи. Одна из актуальных задач – привлечение к этой деятельности самих обучающихся. Физическая культура, занятия студентов в спортивных секциях направлены на пропаганду здорового образа жизни. Считаем, что физическая активность в настоящее время превращается в главный компонент физической культуры,  становится окультуренной двигательной деятельностью, направленной на оптимизацию физического  совершенства человека в единстве с его духовным  развитием.  Возросшая роль физической культуры неоспорима в системе здоровье cохранения, где ее факторы  более целенаправленно используются для профилактики и лечения таких распространенных заболеваний, как сердечно-сосудистые, обменные и др.

Работая с молодежью, убеждаешься в том, что многие молодые люди не до конца понимают, что здоровье человека и нации в целом – это величайшая человеческая ценность, без которой, как говорил  Сократ,  здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.

Для наc,  обучающиеся – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд. Да, именно работа, ибо для здоровья молодежи надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями специалистов физической культуры, методистов ФК комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровье сбережения может помочь сохранить обучающимся здоровье.

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Ценностная характеристика здоровья человека проявляется в разных сферах жизнедеятельности: служит источником духовной бодрости и оптимистических идеалов, побуждает интерес к творчеству, является необходимым условием культурного развития, усиливает потребность общения, познания себя, в воспитании мыслей, чувств, радость наслаждения, свойственных здоровому человеку. Ценности здоровья значимы и для общественной жизни, при которой личность должна волновать здоровье других людей, поскольку они связаны друг с другом и окружающим миром. Качество взаимоотношений между людьми формирует нравственную атмосферу и духовные основы общества, которые влияют на мировозрение личности, определяя ее поведение и взаимодействие с окружающим миром.

Благодаря усвоенной информации обучающимися в образовательном процессе техникума формируются идеалы, ценности, убеждения и на их основе привычки, привязанности, вкусы, взаимосвязанные с характером личности и определяющие стиль ее жизнедеятельности. Они отражают осознаваемые и неосознаваемые уровни внутреннего мира, а степень их психического равновесия, гармоничного взаимодействия делает обучающихся техникума уравновешенными, самодостаточными и социально защищенными, с высокими адаптивными способностями.

Традиционно культуру здоровья рассматривают в качестве составляющей общей культуры человека, которая характеризуется ценностным отношением человека к своему здоровью, практическим воплощением потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Поскольку здоровье относится к ряду общечеловеческих ценностей, ведущей для нас является аксиологическая концепция культуры , которая исходит из того, что культура есть воплощение «истинной человечности», подлинно человеческого бытия. Призванная быть ареной духовного совершенствования людей, она предстает перед каждым отдельным человеком как мир ценностей и идеалов.

В аспекте деятельностного подхода культура побуждает к здоровье творческой активности и обеспечивает здоровье созидающую деятельность, актуализирует душевные и духовные качества человека, который рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, к самореализации своей жизни и профессиональной деятельности. Н.М. Политаева считает, что в основе саморазвитии и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности, понимания смысла жизни. [1]

В настоящее время здоровый образ жизни занимает ведущее место в иерархии потребностей и ценностей. Мы учим молодежь ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, а отсюда будущее поколение будет развито интеллектуально, духовно и физически. Духовно-нравственное (психическое) здоровье является высшей ценностью человека, отражением его духовной сущности влияющем на все социальные процессы. Какими бы значимыми не были результаты, достигаемые в процессе физического воспитания, они могут оказаться бесполезными для общества, если обучающийся не воспитан нравственно и у него отсутствуют моральные принципы и желание вкладывать свои силы в общественное развитие.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявления организма и личности человека. В поведении это проявление в большой жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущение своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психологического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни обучающихся, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья выпускников.

Основными элементами здорового образа жизни выступают:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха;
  2. Соблюдение режима питания и сна;
  3. Соблюдение гигиенических требований;
  4. Организация индивидуального режима двигательной активности;
  5. Отказ от вредных привычек;
  6. Культура межличностного общения и поведения в коллективе;
  7. Содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Приоритетным направлением нашего образовательного учреждения является физкультурно-оздоровительная работа, включающая мероприятия по внедрению здоровье сберегающих технологий.

Главная особенность здоровье сберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы обучающихся, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей, определяющей поведение обучающихся, их стремление вести здоровый образ жизни.

Одним из важнейших условий психического и физического здоровья обучающихся является рациональная социализация, а также выработка навыков адаптации к изменяющимся условиям социальной среды.

В этой связи важно отметить, что пропаганда здорового стиля жизни должна исходить от педагогов и специалистов в сфере физической культуры. Известно, что занятия физическими упражнениями и спортом оказывают положительное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека и имеют важнейшее значение на протяжении всей его жизни – с раннего детства до глубокой старости.

В соответствии с вышеизложенным надо учитывать как позитивные, так и негативные стороны физической активности и стремиться к тому, чтобы занятия физическими упражнениями в первую очередь способствовали развитию активного отношения к своему здоровью, культурному развитию и физическому совершенствованию. Обучающихся,  необходимо обучать тому, чтобы они понимали, что физическая активность способствует улучшению настроения, хорошему самочувствию, снимает тревогу, усталость, депрессию и психосоциальный стресс, а также может стимулировать познавательные процессы. В значительной степени снижение функциональных возможностей с возрастом возникает из-за уменьшения нагрузки и недостаточности физической активности, а не в силу старения как такового.

Здоровье является залогом полноценной и счастливой жизни, способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач, наконец, личному счастью.

Только здоровый человек может быть успешен, и уверен в своем будущем в нашем динамичном и информационно-насыщенном современном мире. Состояние здоровья человека, его здоровый образ жизни, понимающие ценности здоровья во всем мире, связывающая с понятием культура личности, формирование которой в значительной степени приходится на детские годы. И здесь на первый план выдвигается роль педагога, обучающего и воспитывающего обучающихся.

Если педагог сам является убежденным сторонником здорового образа жизни и при этом считает своей миссией его пропаганду – он может добиться хороших результатов.

Стремление современного студента сохранить и укрепить свое здоровье обусловлено пониманием важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной и, главное, будущей трудовой деятельности. Зачастую и выбор профессии определяется кругом предъявляемых ею требований к состоянию здоровья человека. Педагог должен не только хорошо представлять процессы формирования ценностей здоровья у подрастающего поколения, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья. Мудрая марийская пословица гласит: «Здоровый человек смотрит обоими глазами и работает обеими руками».

Одна из задач деятельности педагога – формирование ценностей отношения к здоровью у обучающихся.

Работа по сохранению и укреплению здоровья может осуществляться в следующих основных направлениях: изучение резервов собственного здоровья, организация позитивного микроклимата в коллективе как важного условия сохранения и укрепления здоровья, организация здоровье сберегающего пространства, профилактика вредных для здоровья привычек.

Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих обучающихся), регулярно обновляемые информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов. Все это заставляет задуматься над самим понятием здоровья, связать его с поведением человека, а также состоянием природы.

Тесное взаимодействие педагогов с обучающимся, включение членов многочисленных кружков в общественно полезные дела помогают установить отношение товарищества, единомыслия и взаимопомощи, а также добиться действенных результатов в профилактике аддитивного поведения подростков.

Важной составляющей здорового образа жизни и средством сохранения и укрепления здоровья обучающихся, является оптимальный режим двигательной активности.

Специалисты физической культуры совместно с медицинским персоналом техникума в течение несколько лет ведут мониторинг состояния здоровья обучающихся. Были зафиксированы положительные изменения по следующим показаниям: заболеваемость ОРВИ, нарушение осанки, зрение, лор болезни.

Анализ результатов мониторинга состояния здоровья дал следующие результаты:

  1. Снизилось число заболевших ОРВИ и носоглотки в 1,5 раза, при этом продолжительность каждого заболевания сокращалась на 2 дня;
  2. Произошла полная нормализация осанки в 50% случаев;
  3. Нормализация зрения воспитанников зарегистрировала в 33% случаев;
  4. Отсутствует увеличение количества неврологических заболеваний.

Руководители и преподаватели по физической культуре участвуют в планировании спортивно-оздоровительных программ секций, соревнований различного ранга, ежемесячного Дня здоровья.

Результатом эффективности всей физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в техникуме, наше учреждение неоднократно занимало высокую ступень пьедестала на городских соревнованиях, как в командном, так и в личном зачете.

Подводя итог, необходимо отметить, что успешно справиться с задачей в формировании основ здорового образа жизни, удалось лишь благодаря профессиональной и согласованной работе всего коллектива техникума: представителей администрации, педагогов, медиков, психологов, руководителей физического воспитания.

В результате снизились не только показатели утомляемости обучающихся, но и улучшился микроклимат, во всем коллективе учреждения.

У обучающихся и педагогов появилось чувство уверенности в своих силах, успешности дальнейшего жизненного пути. Для нас формирование здорового образа жизни – это не самоцель, а, прежде всего здоровье, которое является залогом полноценной и счастливой жизни, способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач, наконец, личному счастью.

Только здоровый человек может быть успешным и уверенным в своем будущем в наш динамичный и информационно насыщенный век.

Библиографический список:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978, с.144.