Подборка речевых игр и попевок для развития чувства ритма по методике Карла Орфа

Подборка речевых игр и попевок для развития чувства ритма по методике Карла Орфа
Автор: Абросимова Лилия Сергеевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Калачеевский детский сад №6»
Подборка речевых игр и попевок для развития чувства ритма по методике Карла Орфа

Хочу поделиться интересной методикой по развитию чувства ритма у дошкольников. Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с методикой практика-новатора Т. Э. Тютюнниковой.
Меня заинтересовал ряд приёмов, объединённых идеей обучения через творчество. Это:
1. Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами).
2. Игры со звуками.
3. Речевое музицирование.
4. Импровизированное движение.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.
Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей.
Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами.
Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):
• детских музыкальных инструментов, голоса;
• приобретение опыта звуковых ощущений;
• изучение способов получения звуков;
• развитие тембрового слуха как основы для звуковысотного;
• приобретение навыков музыкальной композиции

Подборка речевых песен и игр для работы по программе «Методика Карла Орфа»
Задачи: Формировать ритмический и интонационный слух, навыки инструментального сопровождения речи. «поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки» (работа всей группой одновременно);

Задания, которые для предлагаю выполнять детям на музыкальном занятии
• «сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу);
• «будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, солирующих по очереди;
• «подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение»;
• «попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»;
• «поговори со своим соседом, расскажи ему что-нибудь» – диалоги инструментов;
• «сыграем вместе» – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне игры на инструменте (фортепиано, ксилофона) взрослого.
Приведённые словесные побуждения относятся и к играм голосом, к речевому музицированию. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато. Ритмичное декламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Чем разнообразнее речевая ритмика, тем богаче предпосылки для развития полиритмического слуха.
Каждое занятие мы начинаем с игровых упражнений на основе речевого музицирования. Так, например, в младшей группе весь цикл «Игрушки» Агнии Барто мы превратили в небольшой спектакль, в котором дети с удовольствием участвуют в передаче образов бычка, зайки, козлёнка… Ритмично произносимые слова сопровождаются жестами, а это способствует установлению координации между словесным и несловесным общением.
Речь основана на движении. Ритмизованную речь называют логоритмикой, а жест, сопровождающий или заменяющий слово, – логопластикой. Жест вносит в речевое музицирование театральные возможности, превращая его в театрализованную игру.
Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.

«МЫШКИ». ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СЦЕНКА

Вышли мышки как-то раз, ш-ш;

поглядеть, который час: ш-ш, Ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш, ш-ш.

Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон: Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Бом! Бом!

Убежали, убежали, убежали мышки вон!

«Колокольцы бубенцы» русская народная песня

Колокольцы – бубенцы раззвонились удальцы. Диги-диги, диги-дон, угадай, откуда звон?

«Семейка Ермолая» русская народная потешка
Как у деда Ермолая вся семейка небольшая:  только сам да сама ,только кум да кума. Да два сына с усами, да две дочери с косами

Да две внучки на печи Уплетают калачи.

«ТРА-ТА-ТА» РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОТЕШКА

Тра-та-та, тра-та-та! Вышла кошка за кота!

За Кота-котовича? За Петра-Петровича.

Он усат, полосат, в ушах кисточки висят,

Ну, не кот, а просто – клад!

ТАРЯ – МАРЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОТЕШКА

Таря Маря в лес ходила В лес ходила?

Таря Маря шишки ела? Шишки ела?

Шишки ела вам велела Шишки ела нам велела? Да! Да?

А мы шишек не едим Таре Маре, Таре Маре отдадим

ФОКУС – ПОКУС ПОТЕШКА

Фокус, покус, тра-ли-ва-ли.

Едет мышь на самосвале

Ты чего же это мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

«ЗАЙЧИК» РЕЧЕВАЯ ИГРА

Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал! Быстрый зайчик убежал!

ОРА – ОРА СЧИТАЛКА

Ора, ора, ора – ра! Три фасольки, два боба, Два бобаПобежал я в огород! В огород! Положил их прямо в рот. Вот!