Погодаева М. В., Чичулина Е. С. Возможности расширения использования здоровьeсберегательных технологий в 10-11 классах МБОУ СОШ №28 г. Иркутска

Возможности расширения использования здоровьсберегательных технологий в 10-11 классах МБОУ СОШ №28 г. Иркутска

Opportunities to expand the use of health-saving technologies in the 10-11 grades of MBUU Sosh No. 28 in Irkutsk

 

Погодаева Маргарита Викторовна

Weatherday Margarita Viktorovna

К.п.н., доцент ФГБОУ ВО  ИГУ, г. Иркутск

margopog@rambler.ru

Чичулина Екатерина Сергеевна
Chichulina Ekaterina Sergeevna

Студентка ФГБОУ ВО  ИГУ, г. Иркутск

chetika@yandex.ru

Аннотация. В статье приведены результаты об уровне здоровья учащихся 10-11 классов школы № 28 г. Иркутска, где анкетирование показалось о том, что не многие ученики знают и отчетливо понимают, что такое здоровье, и как определить степень его состояния. На основе этого исследования мы разработали рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности старших школьников для учителей. А также,  рекомендации для школы.

Annotation. The article presents the results of the health level of pupils of grades 10-11 of the school № 28 in Irkutsk, where the questionnaire appeared that not many students know and clearly understand what health is and how to determine the degree of its state. Based on this study, we developed recommendations for organizing the health-saving activities of senior schoolchildren for teachers. And also recommendations for the school.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровье, здоровый образ жизни, вредные привычки.

Keywords: health saving, health, a healthy lifestyle, bad habits.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей в современном обществе является достаточно актуальной, так как от психологического и физического здоровья населения зависит общее благополучие страны. На сегодняшний день, проблема воспитания здорового образа жизни у детей встает не только перед родителями и учителями, но и перед государством. С каждым годом процент детей, имеющих различные патологические заболевания беспрерывно растет. Это связано с множеством негативных проявлений современной жизни: массовым распространением алкоголизма, курения и наркомании; неблагополучными экономическими и экологическими условиями; нарушением институтов брака и семьи; системой здравоохранения и отсутствием воспитательного процесса в этой области в образовательных учреждениях.

За последние десятилетие число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2.1 раза. К окончанию школы в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и в 3 раза – системы пищеварения, в 2 – нервно-психических расстройств.  [2]

У ребенка должно четко сформироваться понятие о том, что для того чтобы быть здоровым необходимо вести здоровый образ жизни. Для этого учитель должен сам понимать ценность здоровья и вести здоровый образ жизни. [7]

По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». [4]

В.А.Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Также он писал, что плохое состояние здоровья ребенка является главной причиной отставания в учебной деятельности. [6]

 Одна из острейших проблем современной школы ‒ переутомление школьников. Накопившиеся неконтролируемое утомление может привести к переутомлению. Переутомление ребенка, перегрузка нервной системы будут содействовать истощению организма ученика, что понемножку приведет к возникновению неврозов.  Ограничение двигательной активности учеников – одна из самых сильных проблем. Не секрет, что неподвижная поза всегда утомительней, чем подвижная. Поэтому, при организации учебной деятельности у младших школьников необходимо избегать длительного сидения за партой. Учителю необходимо применять во время занятий физкультминутки, чтобы хоть как-то организовать двигательную активность учеников. [3]

Улучшение состояния здоровья нынешнего поколения – важнейшая задача современности, в решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Педагоги совместно с родителями, психологами, медицинскими работниками и общественностью необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы ученики повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу. [5]

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

В проведенном нами исследовании проанализировано состояние здоровья учеников старших классов, а также использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе 10-11 классов МБОУ СОШ №28 г. Иркутска.

Первое, что я сделала, это проанализировала правильно ли распределена учебная нагрузка у учеников старшей школы. Каждый день у ребят проходит по 6 уроков. Учатся они 6 раз в неделю. Расписание составлено не везде оптимально для здоровья детей. В некоторые дни недели не рационально распределена умственная нагрузка в течении дня: с утра начинаются уроки ОБЖ, труды, физическая культура, а заканчивается учебный день занятиями, требующими большей концентрации и внимания: математикой, литературой, русским языком. Это приводит детей к утомлению, и их умственная работоспособность падает.

Время отдыха между уроками, а также время, отведенное на питание, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Организованно две перемены по 15 минут и три перемены по 10. На первой перемене обедают младшие классы, на второй старшие.

На посещенных мной уроках в 10-11 классах здоровьесеберагющие технологии практически не использовались педагогами.

В ходе исследования мы провели анкетирование, чтобы понять, уделяют ли внимание сами учащиеся своему здоровью. В анкетировании и опросе приняли 55 учащихся. Анкета состоит из 10 вопросов. Результаты исследования.

Какое у вас здоровье?
Отличное 25
Хорошее 35
Удовлетворительное 35
Плохое 5
Сколько времени вы спите?
Менее 6 13
6 часов 40
8 часов 40
10 часов 7
Как регулярно вы занимаетесь спортом?
Не занимаюсь 20
Занимаюсь, но не регулярно 16
Регулярно самостоятельно 51
Регулярно хожу в спортивную секцию 25
Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?
Только когда иду в школу 25
1 час 35
2-3 часа 40
Сколько времени вы проводите за компьютером?
Не каждый день 29
1-2 часа 53
3-4 часа 5
5-6 часов 13
Состоите ли Вы в социальных сетях. Сколько времени вы проводите в социальных сетях?
Более 3 часов 44
2-3 часа 22
1-2 часа 25
Не состою 9
Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?
Да 85
Нет 15
Играете ли Вы в подвижные игры во дворе или в спортивном зале?
Никогда 17
Редко 18
Да, ежедневно 29
Да, часто 6
Как часто Вы употребляете фасфуд?
Никогда 13
Редко 85
Да, ежедневно 2
Да, часто 0
Чтобы Вы предпочли, играть в компьютерные игру или общение с друзьями?
Общение с друзьями 96
Играть в компьютер 4
Имеете ли вы, ваши родители, друзья вредные привычки? (курение, алкоголь, наркотики)
  Ученики Родители Друзья
Да 31 62 69
Нет 69 38 31

Приведенные результаты позволяют сделать некоторые выводы. Не все ученики знают и отчетливо понимают, что такое здоровье, и как определить степень его состояния. Ученики старших классов должны спать не менее 8 часов. У многих сбит режим сна, что приводит к недосыпу, и понижением активности на уроках. Мало кто занимается спортом, мало кто играет в подвижные игры, а также мало кто делает утреннею гимнастику, что приводит к снижению работоспособности учеников. Положительная тенденция заключается в том, что многие проводят свое свободное время на свежем воздухе. Большой процент школьников ответили, что не проводит за компьютером много времени, тем самым сохраняют свое зрение, осанку, но в социальных сетях ребята все же сидят. Другой положительный момент заключается вы том, что, школьники следят за своим питанием, и редко употребляют фас-фуд. А также предпочитают общение с друзьями, чем компьютерные игры.

О вредных привычках можно сказать то, что хоть и многие ребята не имеют их, но все же на тех, кого они ровняются и с кем общаются, а именно их родители и друзья подвергают их здоровье к риску ухудшению, например, курение рядом с ними еще хуже влияет на него, тем самым развивая потенциал появления хронологических болезней.

Исходя из всего этого, хочется сказать, что обязательно нужно уделять здоровьесбережению не только у младших школьников, но также и следить за состоянием здоровья у старших. Проанализировав все, мы разработали рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности старших школьников для учителей. А также рекомендации для школы.  [1]

  1. Важно следить за эмоциональным состоянием учащихся, поддерживать их в тонусе, чтобы они чувствовали себя счастливым. Дети не должны чувствовать какой-то дискомфорт от учителя. Они должны чувствовать уверенность, защищенность.
  2. Учитель должен проводить урок так, чтобы ученик не только усвоил всю необходимую информацию, но также чтобы в душе оставались лишь положительные эмоции от урока.
  3. Учитель должен уделять поддержанию интереса двигательной и познавательной активности учеников. Необходимо правильно организовать урок, рационально распределить время, использовать разные методы и приемы, разные каналы восприятия.
  4. Школе следует обратить внимание на: правильность составления учебного процесса, на меню в школьной столовой, можно ввести расслабляющие фито чаи.
  5. Проводить работу психолога на стрессоустойчивость, на психологическое состояние школьников, проводить тренинги по стрессу перед экзаменами.
  6. Из-за стрессов перед экзаменами, сделать 3 урока физической культуры, тем самым развить интерес к спорту и эмоционально разгрузить школьников от тяжелых уроков. В субботу можно организовать йогу для снятия усталости.
  7. Проводить хотя бы 2 раза в учебный год медицинский осмотр.
  8. Делать выездные экскурсии на природу, в музее, театры.
  9. Вводить пропаганду «Мы против курения», показывать видеофильмы.

Библиографический список:

  1. Абаскалова, Н.П., Зверькова, А.Ю. Системный подход к освоению ключевой компетенции «Быть здоровым» в условиях непрерывного образования. [Текст]/ Абаскалова, Н.П., Зверькова, А.Ю.‒ Новосибирский государственный педагогический университет, 2013 ‒ С.182-187.
  2. Безруких, М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа [Текст]/ М.М. Безруких, Т.Ф. Филиппова. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.
  3. Казин, Э.М., Касаткина, Н.Э., Семенова, Т.Н. Психолого-педагогические проблемы формирования культуры здоровья обучающихся.[Текст]/Казин, Э.М., Касаткина, Н.Э., Семенова, Т.Н. ‒ Томский государственный педагогический университет, 2010. ‒ С.77-81.
  4. Министерство здравоохранения Издательство «Медицина», ВОЗ, Женева, 1968 год.
  5. Погодавева, М.В. Проектирование пространства безопасного детства // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2
  6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. — Киев, 1969. — 244 с.
  7. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни [Текст] / В.Р. Шухатович // Энциклопедия социологии. ‒ М., 2003. ‒ С.79-81.