Полубаркин П.А. Налоговое изъятие

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Налоговое изъятие

Article about tax exemption

 

Полубаркин Павел Александрович,

студент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

pavel.polubarkin@gmail.com

 

Аннотация. В данной работе рассматривается налоговое изъятие, используемое для преодоления последствий налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.

Annotation. In this article we consider the tax exemption that is used to overcome the effects of the taxation of individual objects (objects) of taxation.

Ключевые слова: Налог, доход, прибыль, льгота, деньги, экономика, инвестиции, рост, налогообложение, денежный приток, бюджет, финансы, рынок.

Keywords: tax, income, profit, benefit, money, economics, investment, growth, taxation, cash inflow, budget, finance, market.

 

Налоговое изъятие — это вид налоговой льготы, предоставляемой по объекту налогообложения и например направленной на выведение из налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.

В отношении налогов на прибыль и доходы, налоговые изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный налогоплательщиком от определенного вида деятельности, изымаются из состава налогооблагаемой прибыли (дохода).

Например, глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» предусматривает значительное число изъятий: не подлежат налогообложению: имущество, полученное в рамках целевого финансирования; безвозмездно полученное образовательными учреждениями оборудование для использования в образовательных целях; целевые поступления на содержание некоммерческих организаций; [3]

Налоговые изъятия предусмотрены и налогом на доходы физических лиц: государственные пособия по безработице, беременности и родам; государственные пенсии; стипендии; суммы в виде грантов для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ; доходы, получаемые в порядке наследования или дарения, и др. не включаются в совокупный годовой доход и не подлежат налогообложению.

Налоговое изъятие может предоставляться как всем плательщикам налога, так и отдельным категориям (Например, инвалидам, многодетным семьям, лицам, имеющим заслуги перед Родиной либо определенный стаж работы и т.д.)

Налоговое изъятие имеет твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс — экономика само разрушается.

Результаты и  их обсуждения. Проблема налогового изъятия сверхприбыли имеет два аспекта. Во-первых, налогообложение сверхприбыли связывается всегда с деятельностью добывающих предприятий, когда подразумевается, что источником сверхприбыли является не деятельность человека, а различные условия залегания полезных ископаемых.

Несмотря на высокий уровень налоговых изъятий (только государственные налоги поглощают). Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет еще и так называемый кризис платежей. Дело в том, что доля изъятия через налоги ВВП рассчитана исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год.

Данная льгота принадлежит к налоговым изъятиям. Выше было отмечено, что от уплаты пошлины освобождены товары, происходящие из наименее развитых стран и стран — участниц СНГ.

Отсутствие каких-либо ограничений по налоговым изъятиям противоречит закрепленному в ст. 7 Конституции РФ принципу, в соответствии с которым политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [2] Нельзя не согласиться с тем, что система налогообложения не может базироваться только на принципе единства. Необходимо разумное сочетание его с самостоятельностью территорий. Трудно спорить с тем, что законодательством РФ делается крен в сторону центральной власти в ущерб интересам регионов. Однако нельзя забывать, что налоги в федеральный, региональный, местный бюджеты платит один и тот же налогоплательщик и отрывать местные налоги от всей системы налогообложения просто недопустимо.

Вместе с тем инфляция вкупе с большими налоговыми изъятиями вынуждает предприятия сворачивать официальную деятельность и перемещать часть своей деятельности в теневую экономику, что приводит к сужению налоговой базы и уменьшает массу собираемых налогов.

Тогда эффект финансового рычага способен как бы компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам достойную отдачу. Подобная постановка вопроса представляется и нам вполне правомерной.

При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьезным недостатком, заключающемся в том, что он определяет уровень налогового гнета среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика. Но вместе с тем, этот показатель необходим, так как налоги устанавливает государство и оно должно учитывать этот средний показатель.

И не может быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий.

Существует закономерность, которая подтверждена научными исследованиями и статистикой — чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста в стране, и наоборот. Эта закономерность четко прослеживается в экономике России за последние 10 лет. Поэтому при разработке налоговой политики и дальнейшей реформы нужно ясно осознавать ее целевую направленность: или решается задача сплошного притока денег в бюджет посредством налогового бремени, но тогда замедляются темпы экономического роста, или мы ориентируемся на систему налогообложения, стимулирующую привлечение инвестиций и рост экономики.

Вывод: как теоретический, так и практический аргумент  обусловлен задачей унификации налоговых изъятий. КС РФ решил, что такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги — с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. [2]

 

Библиографический список:

  1. Горбунова О.Н., Грачева Е.Н. Финансовое право: Учебник ; Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, — 536 с. 2011.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 1993. — № 237.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст.3340.