Попова Е.В. История Иркутского художественного училища в лицах (по материалам устной истории)

История Иркутского художественного училища в лицах

 (по материалам устной истории)

The history of Irkutsk art school in the people (on the materials of oral history)

 

 

Попова Евгения Валерьевна

Popova  Evgeniya Valer’evna

студентка ЧУ ПО КУиП, г. Иркутск

evgenia.lenskaya9c17@mail.ru

 

Аннотация. В статье описана история Иркутского художественного училища им. Копылова, основанная на рассказах бывших студентов. Цель самого исследования — воссоздать и дополнить историю Иркутского художественного училища в 1984-1988гг., используя сведения, сохранившиеся в воспоминаниях его студентов, позволяющих увидеть многие события тех лет как бы «снизу», с точки зрения неофициальной, повседневной жизни.

Annotation. The article describes the history of Irkutsk art school named after Kopylov. The history is based on the stories of former students. The purpose of the research work is to recreate and complete the history of the Irkutsk art school in 1984-1988gg., using the information preserved in the memories of  the students, allowing you to see many of the events of those years as if «from the bottom», in terms of informal, everyday life.

Ключевые слова: история, училище, искусство, наука, метод, источник, воспоминания, студенты, преподаватели, исследование.

Keywords: history, school, art, science, method, source, memories, students, teachers, research.

Иркутск на протяжении многих лет являлся культурной столицей Восточной Сибири, здесь впервые в Сибири стал функционировать драматический театр, была создана художественная галерея. Иркутская художественная школа начала формироваться в  концеXIX в., с открытием классов рисования в образовательных учреждениях. В центре нашего внимания — Иркутское художественное училище, одно из наиболее известных художественных учебных заведений Сибири. Основателем училища был Иван Лаврович Копылов (1883-1941), получивший образование в петербургской Академии художеств и в мастерской Жюльена в Париже. [1]

Училище ведёт подготовку художников–профессионалов по специальностям: живопись, графический дизайн, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Большинство преподавателей училища — члены Союза художников России, творчески работающие художники, успешно экспонирующие свои произведения на областных, больших российских выставках, за рубежом. После окончания училища многие студенты продолжают образование в высших учебных заведениях Петербурга, Москвы, Красноярска, Иркутска. В последние годы диапазон творческо-выставочной деятельности педагогов и студентов заметно расширился за счёт международных связей училища. [2]

Устная история (или свидетельства) – это личные рассказы о жизни людей, рассказанные ими самими. Проведение интервью (или интервьюирование) – традиционный метод исследования в различных областях гуманитарного знания, но в особенности, в истории. Устная история основывается на интервью. Аутентичный опыт людей заключён в рассказах. Устный исторический источник содержит информацию, полученную человеком в ходе собственного переживания исторических событий или процессов, участия в них или наблюдения за ними. В настоящее время употребление термина «устная история» вызывает критику за неточность и двусмысленность. Так, Д.П. Урсу заявляет, что термин «устная история» нельзя признать удачным, поскольку сама грань между устной речью и записанным словом достаточно условна. В то же время исследователь признает, что «пока трудно найти более удачное слово, чтобы обозначить тот массив разнообразных источников, где информация облечена в словесно-речевую форму». [3]

Важную роль в использовании устных источников играет вопрос их классификации. Обычно специалисты выделяют два пласта в содержащейся в устных источниках информации. [4] Первый – архаичный, уходящий корнями в глубокое прошлое и представляющий собой живую историческую традицию как форму передачи социального опыта. Второй пласт — меморатный – представлен воспоминаниями очевидцев и участников событий недавнего прошлого. Разделяются устные источники и по жанру: воспоминания, устные рассказы, легенды, народные частушки, песни и другие.

Своеобразную классификацию устных исторических источников предложил бельгийский ученый Ян Вансина, разделивший их на три группы: передаваемую из поколения в поколение устную традицию, показания очевидцев и слухи. В основе методов устной истории лежит «технология опроса» или «технология расспроса». Как известно, опрашивать или расспрашивать человека можно в ходе непринужденной беседы, в ходе жестко структурированного или свободного интервью, в ходе обсуждения тех или иных исторических проблем, даже в ходе заполнения анкеты и т. д.

Но отличительным методом устной истории является именно метод интервью, сам исследовательский процесс называется интервьюированием. С одной стороны, устная история занимается собиранием исторических показаний свидетелей – ведь эти свидетельства фиксируют опыт людей, переданный из первых рук, который становится рабочим материалом для обобщений историка. С другой стороны, человеческая память рассказывает не только о событиях, случившихся в прошлом, но и об отношении людей к этим событиям, об их объяснении социальных связей и ценностей прошедшего времени. Устная история даёт удивительную возможность узнать об отношениях, мотивациях в человеческом поведении.

Под мемуарами в современной науке понимается повествование о прошлом, основанное на прошлом опыте, охватывающее путь самого мемуариста. Долгое время они не рассматривались в качестве источника. [3] В настоящее время ситуация изменилась. Большой интерес стал уделяться микроистории. Больше стало уделяться внимания воспоминаниям. Эти источники позволяют изучать конкретные исторические личности, их особенности характера и т.п. Позволяют историку выделять факты, которые могут показать культуру, специфику восприятия автора. Показывают стиль языка автора, его мировоззрение. Манера общения, социальные связи, особенности психологического портрета того времени – всё это можно почерпнуть из мемуаров. К мемуарам применим общий комплекс источниковедческого анализа. В тоже время они требуют специфических методов с точки зрения источниковедения. Главная проблема – время создания, история создания, проблема авторства. Мемуары посвящены жизни автора, поэтому надо уделить большое внимание жизни автора, его семейному положению, его идейно-политическим взглядам, их эволюции. По возможности установить политический портрет. Выяснить здоровье автора на момент написания мемуаров. Не изучив проблему авторства, невозможно объяснить многие детали источника. Надо учитывать переписчиков мемуаров, наличие цензуры. Место написания также важно. Мемуары пишутся долгое время, когда положение в стране может кардинально поменяться. Побудительными мотивами написания мемуаров могут быть попытки оправдать себя, свои действия. Поэтому некоторые факторы могут отображаться так, как это выгодно автору. Цель – если цель автора была кого-то обвинить, критиковать, то это направление обычно не соответствует действительности. Также мемуары могут носить определённый заказ. Это источник важный, но главная его особенность субъективность, поэтому они требуют очень тщательного анализа.

В основу исследования положено интервью с Ольгой Анатольевной Курлыкиной и Ольгой Петровной Вахрушевой, студентками Иркутского художественного училища (на тот момент Иркутского училища искусств) в 1984-1988гг.

Целью анализа воспоминаний стало выявление новых, неофициальных свидетельств об истории данного учебного заведения, и по возможности сравнения жизни нынешнего колледжа и его студентов с тем, о чем нам рассказали студентки 1980-х годов. [5] Ольга Анатольевна рассказывала об успешности студентов художественного училища, ее специфике: «Если ты проходишь на первый курс и остаешься все-таки там – это уже большой успех, потому что требования очень высокие, задания включают в себя колоссальный объем и выполнить, порой, невозможно. Сами понимаете, что это направление творческое, там подразумевается наличие каких-то талантов. Если они выражаются, если они открываются, и есть трудолюбие, что немало важно, то это уже успех. А коли уж ты закончил училище, более того, ты получил диплом, ты можешь считать себя очень успешным человеком». Ольга Петровна дополнила мнение Ольги Анатольевны: «Да, я тоже думаю, что мы были успешными студентками. Были разные периоды, спады и подъемы. Мы жили в мастерских, мы там спали, ели, чтобы выполнить работы. Бывало, что не спали по трое суток, чтобы выполнить планшеты, потому что подача работы была очень серьезная, планшеты нужно было отрабатывать досконально. Они должны были быть четкими, чистыми». В училище преподавало множество известных художников. Студенты их очень любили и уважали как преподавателей: «У нас ведущим преподавателем была по композиции Светлана Ивановна Таволжанская, мы ее даже мамочкой строгой называли. Должна сказать, что потомок ее учится в нашем колледже. Также был Владимир Михайлович Агафонов, он технолог. Мы его называли папой, после училища уже мы приходили к нему как специалисты за советом как к технологу. И отметим изумительнейшего, замечательного человека и прекрасного художника, заслуженного художника России и, по-моему, Советского Союза – это Богданов Глеб Васильевич, муж Светланы Ивановны Таволжанской. Он нам поставил рисунок. Мы даже думали, что он бог. Вот такое было отношение к преподавателю». На вопрос об имидже современного учебного заведения Ольга Анатольевна ответила, что имидж делают, прежде всего, люди: «Имидж современного образовательного учреждения зависит от преподавателей, а также от студентов. Понятно, что материально-техническая база очень важна, но имидж делают люди. Хорошие взаимоотношения между преподавателями и студентами, дружеские, теплые, они дают имидж». В завершении нашей беседы О.А. и О.П. высказали свои пожелания студентам 2018 года, т.е. нам: «Много трудиться, идти с желанием в колледж, приходить сюда, работать здесь, работать очень много дома. Без труда ничего не получится. Когда через обучение придет опыт, мастерство, тогда почувствуете свою силу. Почаще улыбаться, веселиться. Только в таком настроение легче делать что-то трудное». Ольга Анатольевна добавила: «Чтобы наше учебное заведение тоже имело хороший имидж, конечно, мы с вами делаем его вместе, хотелось бы, чтобы мы, преподаватели и студенты, жили дружно, в доверительных, уважительных отношениях. Желаю творческой жизни и не лениться. Я просто очень хочу, чтобы мои студенты жили такой же насыщенной жизнью, как и наша». Диалог студентов разных поколений, думается, состоялся.

Библиографический список: 

  1. Ильина Е.В. Иркутская художественная школа в документах личного фонда искусствоведа В.В. Фалинского [Электронный ресурс] // Копылов, Иван Лаврович | ИРКИПЕДИЯ . URL: irkipedia.ru›node/11756/talk (режим доступа свободный);
  2. Иркутский областной художественный колледж им. Копылова [Электронный ресурс] // PROFIRK URL: http://www.profirk.ru/education/organization/lyceum/1888/ (режим доступа свободный)
  3. Источниковедение. 3.5.1. Мемуары [Электронный ресурс] // ВикиЧтениеURL: https://history.wikireading.ru/396292 (режим доступа свободный)
  4. Историческое краеведение [Электронный ресурс]. URL: https://yunc.org/Историческое_краеведение, режим доступа свободный
  5. Интервью с Курлыкиной Ольгой Анатольевной и Вахрушевой Ольгой Петровной (верифицированный текст)