Портрет идеального учителя начальных классов глазами студентов педагогиче-ского колледжа и родителей детей начальных классов
Портрет идеального учителя начальных классов глазами студентов педагогического колледжа и родителей детей начальных классов
Portrait of an ideal primary school teacher through the eyes of teachers College students and parents of primary school children
Черкасова Жанна Петровна
Cherkasova Zhanna Petrovna
преподаватель ГБПОУ ИО ЧПК, г. Иркутск
Аннотация. В статье представлены результаты исследования представлений об идеальном педагоге у студентов специальности «Преподавание в начальных классах» Черемховского педагогического колледжа и родителей детей начальных классов.
Annotation. The article presents the results of a study of ideas about the ideal teacher among students of the specialty “teaching in primary classes” of the Cheremkhovsky pedagogical College and parents of primary school children.
Ключевые слова: Профессиональные характеристики, профессиональный стандарт, портрет учителя.
Keyword: Professional characteristics, professional standard, teacher’s portrait.
В настоящее время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, к тому, каким он должен быть, какими компетенциями, профессиональными качествами, а также личностными характеристиками он должен обладать [1; 2]. Естественно, с течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые ими к педагогу. Как известно, в различный период исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель — каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое, особое содержание в понятие «личность учителя» [2].
Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности.
Существует множество работ, посвященных исследованию различных сторон педагогической профессии: формирование методологической культуры педагога (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин и др.), педагогического мышления (А. А. Орлов, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков и др.), развитие педагогической рефлексии (Б. З. Вульфов, Г. П. Звенигородская, С. Ю. Степанов и др.), Я-концепции педагога (Р. Бернс, К. Роджерс, В. Франкл и др.), педагогического творчества (В. И. Андреев, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.).
В настоящее время существует документ, который определяет профессиональные и личностные требования к педагогу начальных классов. Это Профессиональный стандарт (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н). В контексте этого документа портрет современного учителя начальных классов показан через призму трёх основных видов деятельности: обучение, воспитание и развитие.
Наиболее заинтересованными в оценке личностных и профессиональных качеств учителя являются, на наш взгляд две категории лиц: это студенты педагогического колледжа, которые сами, через определённое время придут работать в школу и те, чьих детей они будут учить – родители. Последним особенно небезразлично, какой учитель «достанется» их ребёнку.
Проанализировав теоретические взгляды разных авторов о возможных компетентностях и качествах учителя, учитывая специфику и содержание Профессионального стандарта, мы попытались смоделировать портрет идеального учителя начальных классов.
Для этого провели исследование по двум уровням объектов: для студентов специальности Преподавание в начальных классах Черемховского педагогического колледжа и родителей детей начальных классов.
С учётом поставленной цели исследования нами была составлена анкета «Портрет идеального учителя начальных классов». В неё вошло 16 вопросов, состоящих из следующих категорий:
Блок 1. Внешний вид учителя:
Блок 2. Образование педагога:
Блок 3. Профессиональные качества педагога (по Ф. Н. Гоноболину)
Блок 4. Личностные качества педагога (по Т.А. Юзефавичусу)
Блок 5. Образ жизни педагога
В исследовании первого объекта – студенты – приняли участие обучающиеся групп 101 (18 человек), 201 (16 человек), 301 (19 человек), 401 (10 человек) специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах. Общее количество респондентов составило – 63 студента. Количественные результаты представлены в протоколе опроса (Приложение № 1).
Проанализировав результаты ответов студентов разных групп, мы выявили, что идеальный учитель:
– «понимающий человек» – 30 человек (45%), «компетентный, профессиональный, квалифицированный в своем деле» – 8 человек (13%), «обладающий умом и добротой» – 11 человек (17%).
– 45 человек (71%) респондентов считает, что внешний вид учителя влияет на его профессиональное восприятие, при этом первичным во внешности учителя должна быть «общая ухоженность» – 58 человек (92%). Однако 52 человека (83%) считают, что идеальный учитель не обязан одеваться по последней моде. 53 студента (84%) не допускают мысли, что идеальный учитель может быть одет неопрятно. Возраст идеального учителя – 35 лет.
– 49 человек (78%) считают, что идеальный учитель должен иметь высшее профессиональное образование, 13 студентов (22%) говорят, что достаточно и среднего профессионального образования, 61 человек (97%) говорят о необходимости обязательного повышения квалификации и самообразования;
– к самым важным профессиональным качествам учителя студенты относят: «понимание обучающегося» – 24 человека (38%), «доступное изложение учебного материала» – 14 студента (22%), «умение анализировать» – 11 человек (17%), «обладание педагогическим тактом» – 6 человек (10%);
– из наиболее значимых личностных качеств учителя, респонденты выделяют «любовь к детям» (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, вежливость – 35 человек (56%), «гражданственность» (социальная ответственность, готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем) – 12 студентов (19%), «общительность» (педагогический такт, коммуникабельность) – 7 студентов (11%);
– к профессионально и личностно недопустимым качествам в профессиональной деятельности учителя, респонденты относят – «неуравновешенность – 23 человека (37%), «рукоприкладство» – 16 студентов (25%), «мстительность – 8 человек (13%), «безответственность – 5 человек (8%), «грубость» – 5 человек (8%);
– идеальный учитель не обязан заниматься спортом – 41 человек (65%), играть на музыкальных инструментах – 47 студентов (75%);
– учитель не может иметь вредные привычки – 29 студентов (46%);
– идеальному учителю достаточно получать 50-60 тыс. рублей – 34 студента (54%).
Во время прохождения производственной практики студентов было проведено исследование 18 человек – родителей учеников 1-ого класса.
Проанализировав результаты ответов родителей, мы выявили, что идеальный учитель:
– «понимающий человек» – 7 человек (39%), «компетентный, профессиональный, квалифицированный в своем деле» – 8 человек (45%), «обладающий умом и добротой» – 11 человек (62%).
– 14 человек (78%) респондентов считает, что внешний вид учителя влияет на его профессиональное восприятие, при этом первичным во внешности учителя должна быть «общая ухоженность». Однако 11 человека (62%) считают, что идеальный учитель не обязан одеваться по последней моде. 15 родителей (84%) не допускают мысли, что идеальный учитель может быть одет неопрятно. Возраст идеального учителя – 35 лет.
– 13 человек (72%) считают, что идеальный учитель должен иметь высшее профессиональное образование, 5 человек (28%) говорят, что достаточно и среднего профессионального образования, 18 человек (100%) говорят о необходимости обязательного повышения квалификации и самообразования;
– к самым важным профессиональным качествам учителя родители относят: «понимание обучающегося» – 7 человека (39%), «доступное изложение учебного материала» – 4 студента (22%), «умение анализировать» – 3 человек (17%), «ясность простату» – 1 человек (6%);
– из наиболее значимых личностных качеств учителя, респонденты выделяют «любовь к детям» (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, вежливость – 8 человек (45%), «гражданственность» (социальная ответственность, готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем) – 3 родителя (17%), «общительность» (педагогический такт, коммуникабельность) – 3 студентов (17%), «оптимизм» (вера в силы и возможности позитивного развития ученика) – 1 человек (6%), «справедливость» (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно) – 3 человек (17%), «интеллигентность» (обаяние, духовность) – 1 человек (6%);
– к профессионально и личностно недопустимым качествам в профессиональной деятельности учителя, респонденты относят – «неуравновешенность – 8 человека (48%), «рукоприкладство» – 2 студентов (25%), «высокомерие» – 1 человек (6 %), «мстительность – 1 человек (6%), «безответственность – 2 человек (12%), «грубость» – 5 человек (28%);
– идеальный учитель не обязан заниматься спортом – 12 человек (67%), играть на музыкальных инструментах – 12 родителей (67%);
– учитель не может иметь вредные привычки – 2 человека (12%);
– идеальному учителю достаточно получать 50-60 тыс. рублей – 12 родителей (67%).
Таким образом, в сознании студентов и родителей, участников исследования, образ учителя — это образ какого-то универсального человека. По результатам исследования мы убедились в том, что представления студентов специальности Преподавание в начальных классов и родителей детей незначительно отличаются друг от друга и в некоторых аспектах совпадают полностью.
По результатам исследования студентов специальности «Преподавание в начальных классах» и родителей детей начальных классов представлена модель идеального педагога, включающая в себя основные блоки, заложенные в анкетировании и преимущественные ответы выбора студентов и родителей.
Список источников
- Бакиров А.С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы// Автореф. дисс. кандидата псих. наук. Казань, 2001. – 23 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 2015. – 328 с.