Повышение компьютерной грамотности обучающихся на факультативных занятиях «Основы компьютерной графики» в коррекционном классе

Повышение компьютерной грамотности обучающихся на факультативных
занятиях «Основы компьютерной графики» в коррекционном классе

Increase computer literacy of students on facultative lessons «Fundamentals

of computer graphics» in the correctional class

Крайникова Ирина Юрьевна

Kraynikova Irina Yuryevna

учитель информатики МОБУ СОШ № 6 г. Таганрог

irina@kraynikova.ru

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы повышения компьютерной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по внеурочной деятельности в коррекционном классе. Для обучающихся в коррекционном классе ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Annotation: the article examines the issues of increasing the computer literacy of students with disabilities in classes for extra-hour activities in the correctional class. For students in the correctional class, ICT is an assistant in mastering a new, development of motivation, one of the ways of socialization.

Ключевые слова: информационные технологии, графика, внеурочная деятельность, коррекционный, возможность, развитие, социальная адаптация.

Keywords: information technologies, graphics, after-hour activities, correction, opportunity, development, social adaptation.

 

Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Но также нельзя забывать о том, что слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. создавать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребенка то, что у него никогда еще не получалось. Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы.  Понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики. В возрасте  12-13 лет ребенок, как правило, увлекается рисованием и  поэтому  освоение приемов работы с графическим  редактором  Paint и Gimp  дается ему легко и просто. С полной уверенностью можно утверждать, что наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Работа с графикой на компьютере всё больше и больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе,  позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам, использовать компьютерные рисунки в своей проектной деятельности, что повлечет за собой усиление межпредметных связей.

Цель курса – приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности, связанной с использованием информационных технологий в области компьютерной графики (компьютерный дизайн, реклама (в т.ч. печатная), web-дизайн)).

Исходя из цели, можно определить следующие задачи курса:

  • привитие навыков сознательного и рационального использования ПК;
  • знакомство с методами представления графических изображений и форматами графических файлов;
  • изучение возможностей растрового графического редактора Gimp;
  • удовлетворение познавательных интересов учащихся.

В результате изучения факультативного курса «Основы компьютерной графики»

Обучающиеся должны знать:

  • правила работы за компьютером;
  • назначение главного меню;
  • назначение и возможности графического редактора;
  • понятие фрагмента  рисунка;
  • понятие файла;
  • точные способы построения геометрических фигур;
  • понятие пикселя;

Обучающиеся должны уметь:

  • работать мышью;
  • выбирать пункты меню;
  • запускать программу и завершать работу с ней;
  • настраивать панель Инструменты графического редактора Paint и Gimp;
  • создавать  простейшие рисунки с помощью инструментов;
  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  • сохранять и открывать графические файлы;
  • редактировать графический объект по пикселям;
  • создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.

Тема 1.  Освоение среды графического редактора Paint и Gimp

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Gimp по созданию графических объектов.  Панель инструментов. Окно изображения. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Инструменты Пипетка, Штамп, Штамп с перспективой.

Тема 2. Редактирование рисунков

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Умные ножницы. Контуры. Выделение произвольных областей. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Изменение размеров холста и изображения.

Тема 3. Точные построения графических объектов

Геометрические инструменты.  Инструменты рисования линий. Построение линий. Что такое пиксель. Изменение масштаба просмотра рисунков.

Тема 4. Преобразование рисунка. Инструменты преобразования и кадрирования изображений

Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка. Инструменты преобразования. Кадрирование. Комбинирование рисунков из разных изображений.

 Одна из главных целей классов для детей с ограниченными возможностями это адаптация в социуме. Поэтому внедрение новых информационных технологий в образование существенно расширяют дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, способствуют всестороннему развитию ребенка как творческой личности, а главное способствуют социальной адаптации ребенка с ОВЗ к современному информационному миру.

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Использование компьютера в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России.

С самых давних пор люди передавали свое восприятие мира через рисунки и картины. Умение рисовать — это первое умение, которое приобретает человек в своей жизни. Мы все с раннего детства рисуем на бумаге, во дворе на асфальте или на доске в школе. Компьютеры очень прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально изменили мир и человеческие возможности. Процесс рисования на компьютере привлекает все больше и больше людей. Преимущество такой графики заключается в том, что пользователь видит процесс создания изображения на всех этапах и может в любой момент внести нужную корректировку. Любой компьютер в руках простого человека может превратиться в инструмент, воплощающий все его художественные мысли – те самые, которые он не может реализовать на бумаге.

Внедрение новых информационных технологий в образование органически сочетаются с традиционными средствами обучения и воспитания, существенно расширяют дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, способствуют всестороннему развитию ребенка как творческой личности, а главное способствуют социальной адаптации ребенка с ОВЗ к современному информационному миру.

В специальной литературе существует минимум специально разработанных коррекционных методик направленных на освоение компьютерной грамотности детей с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому учителя в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта, вынуждены синтезировать и адаптировать различные методики, предназначенные для обучения нормальных детей. Наша задача состоит не только в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания; создании новых научно обоснованных средств развития активной – творческой деятельности.

Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, данная статья представляется актуальной.

 Внеурочные занятия «Основы компьютерной графики»  – знакомство, формирование и отработка навыков работы с графическим редактором, с инструментами рисования, создание компьютерного рисунка, настройка инструментов, редактирование компьютерного рисунка, сборка рисунка из деталей, как открыть сохранённый рисунок на диске, знакомство с пикселем, пиктограммой, алгоритмами, действия с фрагментом рисунка. Конструирование из мозаики, кубиков, моделирование окружающего мира.

Основа курса факультатива «Основы компьютерной графики» – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Для этого учащимся с ОВЗ предлагается осваивать способы работы с графическими редакторами – анализировать информацию, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в графическую форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач. Содержание курса предусматривает развитие навыков у учащихся с нарушением интеллекта работы с графическими редакторами. Курс включает в себя практическое освоение техники создания графических объектов. Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию – сначала простейшие графические примитивы, а затем целостные композиции.

Компьютерные задания рассчитаны не только на первичное знакомство с компьютерной работой, но и актуализацию умений в дальнейшей самостоятельной работе ОВЗ школьников с электронными образовательными ресурсами в интерактивном режиме. Проанализировав материал программ по компьютерной графике. В силу своей простоты и доступности Paint часто используется в качестве первой ступени при обучении и при овладении более сложными средствами компьютерной графики. К простым графическим редакторам, подобным Paint  относятся также Painter компании Fractal Design, Free Hand компании Macromedia и Fauve Matisse. Редактор Painter обладает широкими возможностями средств рисования и работы с цветом, позволяя, в частности, имитировать различные инструменты (кисти, карандаши, перо, уголь) и материалы, мы взяли лишь некоторые элементы данных продуктов, соответственно адаптировав их под данную категорию учащихся, а именно, которые на наш взгляд по силам детям с интеллектуальной недостаточностью. Введение учащихся в каждую из этих программ происходит дозировано, с последующим закреплением и повторением ранее пройденного материала.

Доступность, наглядность, новизна, возможность быть активным участником и в короткий срок получить положительные результаты, формируют у учащегося мотивационную интеллектуальную и операционную готовность использовать для своей деятельности компьютер.

Программа внеурочных занятий «Основы компьютерной графики» введена в учебный план коррекционного 7 класса 1 час в неделю.

Цель курса: формирование у учащихся с отклонением в интеллектуальном развитии умения владеть компьютерными графическими программами как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив обучающихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

Данная программа рассчитана на учащихся 7 класса, она составлена так, что при обучении детей на факультативных занятиях решаются не только образовательные и воспитательные задачи, а в первую очередь задачи коррекции, такие как:

  1. Коррекция познавательной сферы: «совершенствование операций мышления, анализа, синтеза, сравнения и обобщения,

а) формирование пространственных представлений,

б) развитие сенсорных способностей,

в) развитие мелкой моторики,

г) обогащение словарного запаса, понимание связной речи.

  1. Обучение детей приёмам самоконтроля.

Особенность занятий обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход с учащимися, имеющими нарушение интеллекта, является работа в классе, где учащихся не более 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 15-20 минут урока отводится на теорию с использованием Smart – доски , 5 минут – физкультминутку, 15-20 минут – на практическую работу, в целом длительность занятия составляет 40 минут. Это позволяет сохранить интерес к занятиям в течении всего учебного года.

Формы проведения занятий:

  1. Теоретическая работа.
  2. Практическая работа.
  3. Обучающие и развивающие игры.

Факультативные занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей развития каждого учащегося с ОВЗ. Содержание каждого занятия подготавливает детей к усвоению содержания следующего. Коррекционная работа не распадается на отдельные компоненты, а ведется комплексно. Занятия проходят в благоприятной эмоциональной атмосфере.

Рабочая программа факультативных занятий “Основы компьютерной графики” составлена из технических возможностей компьютерного класса на базе МОБУ СОШ № 6 г.Таганрога, Ростовской области. Компьютерный класс оснащен 10 компьютерами (Моноблоки Asser, 1 интерактивная Smart- доска, 1 лазерный цветной принтер, 1 проектор EPSON, оборудование системы видеоконференцсвязи LifeSize для базовой школы, поставленное в рамках проекта модернизации образования http://tag6.ru/index/modernizacija_obrazovanija/0-26), учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса, медицинская аптечка, информационный стенд, содержащий: инструкцию по технике безопасности и правилах работы на ПК, комплекс упражнений для глаз (физминутка), рекомендованные литературные источники.

Информационные технологии в коррекционном образовании это компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение. Все это оказывает существенное влияние на различные стороны психического развития ребенка отклонением в интеллектуальном развитии. Формируются и активизируются такие процессы, как память, внимание, мышление, анализ, синтез, восприятие, представление. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, а именно – социально адаптироваться. В процессе обучения обогащается детский словарь. Учащиеся овладевают новой терминологией, что влияет на рост самооценки, выступает как эффективный способ самоутверждения. Возникает чувство эмоционального комфорта, чувство более полноценной жизни, что важно, для нормального развития личности, при условии соблюдения физиолого-гигиенических норм и ограничений.

Необходимость использования информационных коммуникационных технологий на уроках в специализированных коррекционном классе неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отметим несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках: 

–  организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей. 

–  реальная возможность технологизировать процесс, индивидуализации и дифференциации обучения.

–  расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках обычной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» – эти слова А.П.Семенова стали основной целью нашей работы.

Библиографический список:

  1. Л.Л.Босова // Информатика в школе. –М.: Просвещение, 2009 – № 5. – 94 с.
    Истомина, Т. П. Открываем мир на уроках информатики // Информатика и образование / Т.П. Истомина. –М.:Просвещение, 2000. –№2. – С.15-18.
  2. Князева, Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида /Князева Е.В.// Коррекционная педагогика. М.: Просвещение, 2009 – № 4 (34) – С. 29-37.
  3. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / С.Г.Шевченко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
  4. Кёршан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности. М.: Мир, – 1989. – 254 с.
  5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы – Дефектология. 1994. – № 5.
  6. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005;
  7. Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия “Учебный курс”. Ростов н/Д: Феникс, 2002;
  8. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  9. Тимофеев С.М.  Работа в графическом редакторе GIMPИздательство: Эксмо-Пресс , 2010
  10. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. – М.: 2008. – 80 с.
  11. http://www.pomochnik-vsem.ru/
  12. Уроки по Gimp  
  13. Графический редактор GIMP: легкие уроки и простые примеры  http://knach.com/
  14. Раскраска http://www.raskraska.com/raskraski/165_1/