Преемственность компетенций

Одним из механизмов достижения нового качества профессионального образования является его структурная и институциональная перестройка, отработка моделей интеграции уровней образования, обеспечение преемственности содержания образования на различных уровнях, вертportfel_s_globusomикальной мобильности обучающихся.
Непрерывное образование — это процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни, целостное развитие человека как личности, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей, стремлений и возможностей. Главными критериями эффективности при этом должно стать соответствие профессионально-квалификационной структуры выпускников требованиям рынка труда, наличие у выпускников способностей к обучению, в том числе самообучению, которые способствуют успешному процессу повышения квалификации. Реализация подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования позволяет широко применять многоступенчатость подготовки специалистов, причем каждая ступень обучения носит характер профессиональной завершенности.
В системе непрерывного профессионального образования преемственность является базовым механизмом. Исследователи проблемы преемственности в профессиональном образовании отмечают, что интеграция между средним профессиональным и высшим учебным заведением позволяет эффективно решать региональные проблемы ускоренной и качественной подготовки специалистов. Многоступенчатая система профессионального образования ориентирована на подготовку специалиста по разным уровням квалификации, ее суть заключается в создании целостной системы взаимодействующих через координацию и взаимную адаптацию учебных планов и программ образовательных учреждений.
Преемственное согласование учебных планов и программ колледжа и вуза приводит к высвобождению значительного резерва времени, которое в вузе можно использовать для более активного вовлечения студентов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу. Интеграция рассматривается как необходимая составляющая педагогического процесса, позволяющая осуществлять преемственность, которая выступает как фундаментальное требование к деятельности субъектов образовательного процесса в системе «педагогический колледж-вуз». Причем, на каждом этапе развития учитывается, преемственность комплекса знаний, умений, качеств личности и прогнозируется перспектива их интеграции на будущее. В результате выпускники среднего образовательного заведения (первая ступень профессионального образования) становятся особым резервом для повышения своего уровня квалификации в вузе (вторая ступень профессионального образования). Эта система имеет преимущества: студент целенаправленно занимается одним видом профессиональной деятельности, приобретает опыт и развивает профессиональные умения и навыки до специалиста высшей квалификации, переходя с одной профессионально-образовательной ступени на другую, что является актуальным для непрерывного образования специалиста.
На современном этапе существует проблема преемственности образовательных стандартов в цепочке «школа-СПО-ВУЗ», а именно, выпускник школы, поступая в колледж или техникум, имеет способность только, отвечать на тестовые задания и не готов делать выводы и обобщения, строить правильно предложения.
Я провела эксперимент – предложила студентам колледжа 2 курса (1 год обучения после 11 класса) специальности «Право и организация социального обеспечения» выйти и 10 минут высказать свое мнение без подготовки на тему за и против смертной казни за организацию террористической деятельности в России. «Средний» студент не смог справиться с данным заданием. По моему мнению, причинами данной ситуации являются:
— снижение количества часов по литературе в школьной программе;
— усиленная подготовка школьников к выполнению тестовых заданий;
— отсутствие хрестоматий по литературе в образовательном процессе в школе в 10-11 классах;
— студент готов пользоваться только интернет ресурсами и читать чужое мнение.
Уважаемые коллеги я приглашаю ВАС с обсуждению данной проблемы.

Барашева Елена Викторовна