Быкова Марина Владимировна, Герман Ольга Андреевна Применение информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности обучающихся

Применение информационно-коммуникационных технологий во внеурочной

деятельности обучающихся

The use of information and communication technologies in after-hours activities of students

 

Быкова Марина Владимировна

Bykova Marina Vladimirovna

Преподаватель ГБПОУ АТРиПТ, г. Ангарск

marina-bykova-1981@bk.ru

Герман Ольга Андреевна

Herman Olga Andreevna

Преподаватель ГБПОУ АТРиПТ, г. Ангарск

5golog5@mail.ru 

 

Аннотация. В статье анализируются различные методы применения информационно-коммуникационных технологий во внеурочной  деятельности обучающихся.

Annotation. The article analyzes various methods of applying information and communication technologies in after-hours activity of students.

Ключевые слова: студент, учебный процесс, информационно-коммуникационные технологии, олимпиада.

Key words: student, educational process, information and communication technologies, olympiad.

 

Традиционное понимание среднего профессионального  образования, направленного только на освоение учебного материала и организацию воспитательных мероприятий, уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня. [1] Развитие ключевых компетенций как основная цель современной образовательной организации во многом  определяет новые задачи внеурочной деятельности. В этой связи актуализируются вопросы поиска средств и техно-логий воспитания, позволяющих добиваться высоких результатов развития  компетенций  в  коммуникативной,  социально-правовой,  информационной, культурно-досуговой и других сферах жизни современного  человека.  В  приоритетном  национальном  проекте  «Образование»  одним  из  ведущих  направлений  стала  компьютеризация  российских школ,  использование  сети  Интернет  в  образовательном  процессе.  В связи с этим, становится очевидно, что без широкого применения информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной  деятельности образовательная организация не может решить всего комплекса стоящих перед  ней задач, да и просто не будет интересной и привлекательной для обучающихся  и их родителей.

Необходимость  применения  ИКТ  во  внеурочной  работе  с обучающимися  влечет  за  собой  изменения,  затрагивающие  традиционную  организацию  воспитательной  деятельности  образовательных  учреждений.  Расширяется  сфера  внеурочной  работы,  изменяется  роль  преподавателей, предъявляются более высокие требования к их профессиональной компетенции. Все это вызывает необходимость теоретического осмысления и практической разработки механизмов использования различных  информационно-коммуникационных  технологий  в  образовательной практике.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть  с  успехом  применены  для  повышения  эффективности  внеучебной  и внеурочной деятельности  обучающихся в  организации  досуга  обучающихся.

Внеучебная работа в любой образовательной организации является существенным элементом  образа  жизни  школьников,  профессиональной  деятельности  преподавателей и руководства образовательной организацмм. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трех основных компонентов:

— внеучебной деятельности обучающихся,

— внеучебной работы преподавателей с обучающимися,

— системы управления внеучебной деятельностью.

Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы  среднего   профессионального образования внеучебная деятельность  —  неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее особенность связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора обучающегося.

В  образовательных организациях  существует  специальный персонал,  ответственный  за внеучебную сферу деятельности, имеет место определенная структура  института  воспитания  —  заместители  директора  по  внеучебной  или  воспитательной работе, кураторы групп.

Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности обучающихся после занятий. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных  на  развитие  интеллектуального  потенциала  обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять  информационно-учебную,  экспериментально-исследовательскую  деятельность,  разнообразные  виды  самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности обучающихся связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших  составляющих стандарта среднего  профессионального образования.

Информационные  и  коммуникационные  технологии  по-разному  могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

— месту проведения;

—  времени  проведения  (урочная  и  внеурочная  деятельность);

— отношению  к  решению  учебных  задач  (учебная  и  внеучебная деятельность).

В группе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне аудитории.

В  связи  с  вышесказанным  допустимо  отождествлять  понятия  аудиторной и урочной деятельности, а так же внеаудиторной и внеурочной  деятельности.

Невозможно провести взаимосвязь между аудиторной и внеучебной  деятельностью, так как  на занятиях непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и  факультативы  призваны  решать  учебные  задачи. 

Внеурочная  работа  —  составная  часть  учебно-воспитательного  процесса образовательной организации, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Направления, формы, методы внеурочной работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности обучающихся практически  совпадают  с  направлениями,  формами  и  методами  дополнительного  образования обучающихся, а также методами его информатизации.

Внеурочная  работа  ориентирована  на  создание  условий  для  не-формального общения школьников одного класса или учебной параллели,  имеет  выраженную  воспитательную  и  социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч  с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с  последующим  обсуждением,  социально  значимая  деятельность,  трудовые акции). Внеурочная работа  —  это хорошая возможность для  организации межличностных отношений в группе, между обучающимися  и  куратором группы  с целью создания коллектива и  органов  самоуправления.  В  процессе  многоплановой  внеурочной  работы  можно  обеспечить  развитие  общекультурных  интересов  обучающихся,  способствовать  решению  задач  нравственного воспитания.

Дополнительное  образование обучающихся   —  составная  часть  системы  образования  и  воспитания  студентов,  ориентированная  на  свободный  выбор  и  освоение обучащимися  дополнительных  образов а-тельных программ.

Само дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в образовательной организации, внеурочной работой.

Цель дополнительного образования обучающихся, а значит и внеурочной деятельности  —  развитие мотивации студентов к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение  к здоровому образу жизни.

Связующим  звеном  между  внеурочной  работой  и  дополнительным образованием обучающихся выступают различные факультативы, научные общества, объединения профессиональной направленности,  учебные  курсы  по  выбору.  В  зависимости  от  целей  и  задач  решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той  и к другой сфере образовательного процесса. Однако, следует помнить  о  том,  что  дополнительное  образование  студентов предполагает,  прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

В системе  среднего профессионального  образования предпочтение  отдается  учебному  направлению  внеурочной  работы  —  учебной  деятельности студентов.

Учебная  деятельность  —  один  из  основных  видов  деятельности студентов, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. В  свою  очередь,  внеучебная  деятельность  —  это  один  из  видов  деятельности  студентов,  направленный  на  социализацию  обучающихся,  развитие  творческих  способностей  студентов во  внеучебное время.

Все  перечисленные  выше  виды  деятельности  обучающихся,  несмотря  на  наличие  индивидуальных  специфических  характеристик, тесно  связаны  между  собой,  что  должно  быть  отражено  в  развитии процессов  информатизации  соответствующих  направлений  образовательной деятельности и объединении информационных средств и ресурсов,  используемых  при  информатизации  разных  видов  деятельности студентов.

Перечисленные  особенности  позволяют  успешно  организовать  внеурочную  деятельность  обучающихся с  применением  информационных и коммуникационных технологий направленную на:

— повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

— активизацию познавательной и творческой деятельности;

—  обучающихся средствами компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности студентов;

углубление  межпредметных  связей  на  основе  использования современных средств  обработки, хранения, передачи информации,  в  том  числе  и  аудиовизуальной,  при  решении  задач  различных  предметных  областей  (например,  автоматизированные,  интеллектуальные  обучающие  системы,  электронные  учебники,  используемые  при организации внеучебных мероприятий и досуга студентов);

  • усиление практикоориентированности обучения и воспитания;
  • закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

— формирование  устойчивого  познавательного  интереса студентов к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой  с помощью средств ИКТ;

— усиление  воспитательного  потенциала  всех  форм  внеурочной деятельности;

— создание  индивидуализированного  образовательного пространства;

— развитие  способности  свободного  культурного  общения обучающихся с помощью современных коммуникационных средств.

Является очевидным то, что использование ИКТ во внеурочной  работе со студентами способствует становлению и развитию ключевых компетенций обучающихся и позволяет успешно достигать образовательные результаты, представленные в ФГОС нового поколения.

Основными  целями  информатизации  внеучебной  и  внеурочной  деятельности  обучающихся   являются  информатизация  внеучебной  и  внеурочной деятельности школьников возможна, если в образовательном учреждении организованы:

— педагогическое  сопровождение  проектной  деятельности обучающихся;

— доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении обучающимися, преподавателями и сотрудниками образовательной организации;

применение средств ИКТ во всех формах внеурочной деятельности (кружки, предметные лаборатории, конкурсная и  олимпиадная деятельность, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности обучающихся);

работа  студенческих  средств  массовой  информации  с  применением средств ИКТ (газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);

— досуг  детей  в  студенческом  компьютерном  клубе  (например,  клуб  программистов,  Интернет-клуб,  клуб  компьютерных  презентаций,  компьютерный  шахматный клуб).

Во внеучебной и внеурочной деятельности школьников должны

использоваться  специализированные  средства  ИКТ,  отвечающие  требованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для обучающихся.

  1. Средства ИКТ должны строиться по принципу непрерывного и относительно  простого  способа  обновления  материалов  и  форм  их  организации.  Материал  содержательного  наполнения  средств  ИКТ  должен быть направлен на развитие собственной деятельности обучающихся.
  2. По содержанию и форме средства ИКТ должны быть разработаны с учетом  дифференциации  потребностей  студентов в  системе  дополнительного  образования,  внеучебной  и  внеурочной  деятельности.
  3. Функционирование таких  средств  ИКТ  должно  строиться  с учетом опыта и практических знаний обучаемых.
  4. Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности.
  5. По завершению работы со средствами ИКТ должны быть п-лучены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные цели  обучающихся.  Средства  ИКТ  должны  позволять  получение  максимальных  результатов  при  минимальных  затратах  времени.
  6. Средства ИКТ  должны  создавать  возможность  приобретения  дополнительных связей и межличностных контактов обучающихся.

В средствах ИКТ для информатизации внеучебной деятельности  должны  быть  предусмотрены  повышенные  коммуникационные  возможности.  Такие  средства  должны  обладать  простыми  и  активными  средствами  выхода  в  различные  коммуникационные  пространства,  основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной  системы.  Благодаря  таким  возможностям  средства  ИКТ  смогут  допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеучебной и внеурочной деятельности обучающихся, быть  приспособленными  к  работе  в  широком  географическом  пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.

При  проектировании  средств  ИКТ  для  информатизации  досуга  внеучебной работы обучающихся особое внимание следует уделить индивидуализации  деятельности  обучаемого,  предусмотрев  в  средствах ИКТ  разнообразие  в  техническом,  содержательном  и  методическом воплощении  возможностей  для  удовлетворения  разнообразных  индивидуальных потребностей обучающихся.

В  состав  таких  средств  ИКТ  рекомендуется  включать  задания,  побуждающие  к  основным  этапам  практического  обучения,  задания,  требующие деятельного  ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средств  ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности обучающихся.

Средства ИКТ для информатизации досуга и внеучебной работы  обучающихся рекомендуется снабжать набором инструментов настройки, позволяющим относительно просто и непрерывно изменять внешний вид и характер работы со средством ИКТ.

Библиографический список:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// «Российская газета», N 303, 31.12.2012.