Белозерова Марина Леонидовна Применение проективно-диалогового подхода в психологической диагностике студентов-сирот в колледже

Применение проективно-диалогового подхода в психологической диагностике студентов-сирот в колледже

The use of projective-dialog approach in the psychological diagnosis of orphans in College

Белозерова Марина Леонидовна

                                                                                      Belozerova Marina Leonidovna

ГБОУ СПО «Хакасский политехнический колледж»

педагог-психолог,  г. Абакан

 belozma@mail.ru

Аннотация. Психологическое сопровождение студентов-сирот, оказание им психологической поддержки и помощи опирается на психологическую диагностику. Наиболее продуктивно применение стандартизованных и нестандартизованных методик. Применение  проективного и диалогового методов в диагностике позволяет получить в результате более полную картину индивидуальных и типологических качеств личности данной категории студентов, наладить с ними психологический контакт и эффективно проводить коррекционно-развивающую работу, способствующую их дальнейшей адаптации и социализации.

Abstract. psychological support of orphan students, providing them with psychological support and assistance is based on psychological diagnosis. The most productive application of standardized and non-standardized methods. The combination of projective and interactive methods in diagnostics allows to get as a result  the more complete picture of individual and typological qualities of the personality of this category of students, to establish psychological contact with them and to carry out corrective-developing work effectively, contributing to their future adaptation and socialization.

Ключевые слова: студенты-сироты, психологическое сопровождение, проективный подход, диалоговый подход, проективные методы психодиагностики, графические тесты.

Key words: orphan students, psychological support, projective approach, dialogue approach, projective methods of psychodiagnostics, graphic tests.

Психологическое сопровождение студентов-сирот является одним из направлений работы педагога-психолога в СПО. Работа со студентами-сиротами важна в связи с тем, что студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не простой контингент, имеющий свои психологические особенности. Студенты-сироты имеют определенный жизненный опыт, который накладывает на их поведение, отношения к окружающему миру и себе, личные качества не всегда позитивный отпечаток. Возникает необходимость в психологической поддержке, устранении психологических причин нарушений в обучении, поведении, в предотвращении дезадаптации, оказании психологической помощи в трудных жизненных ситуациях. Вся коррекционная развивающая работа опирается на результаты психологической диагностики. Для оказания эффективной помощи и поддержки студентам данной категории необходимо знать индивидуальные личностные особенности этих обучающихся. Психологическое тестирование, применяемые психологические методики должны выявлять психологические особенности студентов-сирот. Для этого  нужно выбрать наиболее эффективные психологические тесты в каждом конкретном случае. Более продуктивно использовать в сочетании два подхода: проективный и диалоговый. Проективные методы психодиагностики заняли прочное положение  в системе исследования личности. Проективный подход в психодиагностике основывается на предоставлении испытуемому внешне неопределенного материала, который стимулирует воображение и отражает внутренний мир субъекта, его психологические черты.[2] Графические рисованные методики являются разновидностью проективных методов и «рисуют» картину личности  как в целом, так и в отдельных его свойствах и качествах. По мнению Дж.Бука, каждый рисунок является автопортретом, по которому можно судить об эмоциональной сфере, потребностях, уровне развития личности. [3] Рисованные методы позволяют понять, что чувствует и думает человек на самом деле. Они основаны на воображении испытуемого и отражают его внутренний мир. Графические тесты «рисуют» картину личности, как в целом, так и в отдельных его качествах. Особенностью данных методов является их внешняя простота. Студенты с большим интересом выполняют рисованные задания, но и с еще большим интересом выслушивают результаты и рекомендации  после тестирования. Эффективность диагностических результатов  повышается при сочетании проективных методов с диалоговым подходом. Диалоговый подход помогает установить доверительные отношения со студентами, разговорить его, получая дополнительную вербальную информацию [2], а графические тесты пробуждают интерес к психологии, к самопознанию и саморазвитию.

Диалоговый и проективный подходы дополняют друг друга, помогают получить наиболее достоверную и полную информацию о склонностях, интересах, вкусах, мнениях.

Проективные графические методики «12 квадратов», «Психогеометрический тест», тест «Дерево» применяются для изучения личностных качеств студентов-сирот более двадцати лет, с 1996 года.

«Психогеометрический тест» очень прост в выполнении, позволяет быстро получить результаты, помогает в выявлении индивидуально-типологических свойств личности, а также профессиональной направленности. В обработке теста необходимо учитывать количество различных геометрических фигур, но как показывает практика, обращать внимание на характер линий, размер и расположение рисунка, детали. Так поднятые вверх руки «расскажут» нам об импульсивности студента, а отсутствие рта – о молчаливости и умении слушать.

Наиболее часто используемый проективно-графический тест «12 квадратов» основывается на методе незаконченных рисунков.  Испытуемые   дорисовывают различные линии или геометрические фигуры. Методика дает возможность произвести комплексную оценку личности: активности, стиля поведения в конфликте, агрессивности, уверенности,  отношению к окружающему миру  и к себе, планов на будущее, наличие жизненных целей. Так у студентов-сирот очень часто выявляется субъективное ощущение враждебности  окружения и незащищенности.

В дополнении к вербальным тестам проективный тест «Дерево» дает представление не только о социальном статусе обучающегося, но и помогает понять его настроение, эмоции, чувства на данный момент времени. Методика помогает определить тревожность, замкнутость, мотивацию на развлечения или лидерские тенденции. Немного неуклюжие и смешные человечки, находящиеся на дереве в разных позах, у кого-то вызывают улыбку, у кого-то удивление, не оставляя равнодушными, оживляя процедуру диагностики, позволяют посмотреть на себя со стороны, актуализируя процесс рефлексии.

На основании качественного анализа и результатов, полученные с помощью проективно-диалогового метода, психологом разрабатываются прогноз поведения, рекомендации, которые  обсуждаются с классными руководителями, совместно вырабатывается индивидуальный подход к студенту. Это позволяет           более эффективно осуществлять воспитательную и учебную деятельность, психолого-педагогическое сопровождение в целом,  проводить профилактическую работу с каждым студентом целенаправленно, что способствует сохранению контингента студентов-сирот, предупреждению возможных отклонений в личностном развитии и поведении.

Библиографический список:

  1. Венгер А.Л. Психологические рисованные тесты: Иллюстрированное руководство [Текст] – М., 2003.- 160 с ил.
  2. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) [Текст] – М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. – 400 с.6 ил.
  3. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике [Текст] / Романова Е.С., Потемкина О.Ф. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с, ил.