Проект «Через математику к здоровью»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа № 67

Проект «Через математику к здоровью»

Авторы-разработчики:
Габушева Светлана Анатольевна,
Кузнецова Татьяна Викторовна,
учителя математики высшей категории.

Однажды Сократа спросили:
«Что является для человека наиболее ценным
и важным в жизни – богатство или слава?»
Великий мудрец ответил: «Ни богатство,
ни слава не делают еще человека счастливым.
Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Слово «здоровье, как и слово «любовь», «красота», «радость» принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.
Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми. Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья.
В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников, как важнейший элемент качества жизни, необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия «образование», «здоровье»? Слово «образование», очевидно, означает приведение человека к некоему идеальному состоянию, заданному высшими образцами современной культуры, в которой этот человек существует. Образование – процесс гармоничный.
Школьный возраст является одним из наиболее сложных этапов, во время которого организм ребенка достигает своей биологической зрелости. В этом возрасте наблюдаются глубокие нервно-психические и гормональные изменения, интенсивный рост , половое созревание, что обуславливает повышенную ранимость и восприимчивость детей и подростков к возникновению ряда заболеваний. Постоянно растущая заболеваемость детей и подростков, а также неблагоприятное влияние окружающей среды, психоэмоциональная обстановка, стрессы, учебные перегрузки и другое приводят к срыву адаптации, росту хронических заболеваний. Частота нарушений здоровья возрастает при поступлении в школу (1 класс), переходе к предметному обучению (5 класс), третьей ступени обучения (10 -11класс).
В последние годы основной проблемой является ухудшение зрения и нарушения осанки учащихся, избыточный вес или недостаточная прибавка массы тела, учащение острой заболеваемости, отклонение от нормы артериального давления. Катастрофически снижается физическая активность, а вместе с теми интенсивность кровообращения. Вследствии чего снижается деятельность мозга, память, творческий мыслительный потенциал. Дети часами сидят у телевизоров, компьютеров, лишая организм необходимой физической нагрузки. Возникает проблема гиподинамии как дефекта образа жизни. Поэтому, помимо уроков физической культуры, СОЧ (спортивно-оздоровительный час), необходимо проводить на уроках физкультминутки для снятия переутомления, улучшения зрения, осанки т.д.
Не следует допускать давления на сознание детей. Выработать привычку к ЗОЖ административными способами невозможно, но нужно стараться закрепить у детей привычки, обеспечивающие их рациональное поведение с позиции ЗОЖ.
Введение нетрадиционных форм проведения уроков, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий положительно влияет на психологический климат коллектива школьников, на их взаимоотношения; не будет сопровождаться давлением на психику детей.
Каждый школьник хочет стать и быть здоровым. Здоровье дает реализацию способностей, высокий интеллект, интересную и полезную работу, самодостаточность и благополучие. Быть здоровым – это цель. Для достижения цели нужны знания. Знание – всего лишь книжный свод истин, если они не применяются на практике. Путь от знаний к практике – желание использовать знания. Но желание может остаться мечтой, если не мобилизовать свою волю, не мотивировать себя на реализацию знаний. Последний рубеж от знаний к практике – это действие, это внедрение полезных привычек, искоренение вредных. Чем раньше школьник поймет значение самоконтроля, чем раньше поймет свою собственную роль в формировании своего здоровья, тем реальнее будут достижения разумно поставленных перед собой целей.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности — ее физическое и духовное здоровье.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. С сентября 2017 МБОУ г.Иркутска СОШ № 67 работает по программе развития «Школа здоровья», целью которой является создание условий для развития и реализация безбарьерной и здоровьесберегающей среды ОУ, способствующей развитию социальной, познавательной и здоровье сберегающей активности ученика, в условиях внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО и ФГОС для детей с ОВЗ на основе тесного взаимодействия с окружающим социумом.
В школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ученики получают некоторые знания о здоровом образе жизни. А можно ли получать такие знания на уроках математики?
Мы задались вопросом, могут ли математические задачи стать источником знаний учащихся о здоровье человека. Ведь если в содержании задач присутствует информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках и другие факты из реальной жизни, то это может оказать большое влияние на человека.
Проанализировав содержание задач в учебниках математики Н.Я. Виленкина 5, 6 классов и алгебры Ш. А. Алимова 7,8 класса, мы пришли к выводу, что теме здоровья практически не уделяется внимание.
Ведь если в содержании задач присутствует информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках и другие факты из реальной жизни, то это может оказать большое влияние на человека.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики, занятиях элективного курса,внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях по математике решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «Знание своего тела», «Гигиена тела», «Правильное питание», «Здоровый образ жизни», «Безопасное поведение на дорогах».
Учитель, проводя занятия, должен ориентировать детей на то, что изучая себя, особенности своего организма, они психологически готовятся к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Почему именно математика? Именно на уроках математики можно не только услышать информацию, но и стать «статистом» при подсчете конкретных данных, в том числе и данных о своем здоровье.
Проект «Через математику к здоровью» реализуется в МБОУ г. Иркутска СОШ № 67 с сентября 2017 года, в рамках сотрудничества по реализации инновационной деятельности в сфере образования, совместно с Обществом с ограниченной ответственностью «СЕТЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Коллектив проекта: учителя математики, учащиеся 5-9 классов.

Гипотеза
Как с помощью математики можно доказать учащимся и всем окружающим о пользе сохранения здоровья?
Содержание проекта охватывает изученный программный материал по математике и знакомит учащихся с интересными фактами их здоровья. Проект направлен на то, чтобы заинтересовать учащихся редкими, эмоционально яркими фактами о здоровье человека, об особенностях существования и развития человеческого организма, через математические задачи.
Цель:
Формировать у детей осознанную потребность в здоровом образе жизни с помощью решения математических задач. Научить учащихся ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Задачи:
Образовательные задачи:
• просветить учащихся в вопросах здоровья и его сохранения.
• показать учащимся значимость знаний о здоровье.
• рассмотреть различные типы математических задач с использованием тем о здоровье.
• прививать учащимся знания о здоровье человека, здоровом образе жизни, через решение математических задач;
• систематизировать математические знания.
Развивающие задачи:
• расширить кругозор учащихся;
• пробудить активность исследовательских и познавательных интересов
• формировать мировоззренческие идеи и убеждения о ценностном характере здоровья.
Воспитательные задачи:
• научить ценить,
• уважать и беречь свое здоровье;
• прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
• формировать негативное отношение к пагубным привычкам для человека.
• воспитывать стремление учащихся к организации здорового образа жизни и быта, противостоящего неблагополучной социальной и природной среде.
Практические задачи:
• привить умения и навыки в области охраны своего здоровья,
• оказать содействие социальной адаптации учащихся,
• укрепить духовно-социального здоровья подростков.
• довести до сознания детей в необходимости соблюдения режима учебы и отдыха.
Методы:
1. Теоритического исследования: отбор и систематизация материалов, анализ учебно методического комплекса.
2. Наблюдение.
3. Экспериментального исследования: тестирование учащихся, разработка фрагмента урока.
4. Математический метод: анализ и обработка полученных данных.
5. Ученический проект.
Концепция:
Степень сложности предлагаемых задач рассчитана на разно уровневые способности учащихся. Игровая форма проведения мероприятий и занятий будет наиболее интересна для детей разного возраста. Использование средств ИКТ позволяют сделать проект более наглядным, эмоциональным и запоминающимся, повысить его образовательный эффект.
Данный проект имеет прикладное и образовательное значение, намечает и использует целый ряд межпредметных связей с байкаловедением, биологией, ОБЖ, химией, технологией (кулинарией). Исследовать применение математических знаний в области математики, биологии, экологии, медицины.
В процессе реализации проекта учащиеся вырабатывают навыки самостоятельной работы, умения работать с учебной книгой, справочной литературой.
Проект основан на овладение материалом преимущественно самостоятельными усилиями учащихся при направляющей роли учителя.

Использование здоровье-сберегающих технологий
Здоровье-сберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Здоровье-сберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью:
— физкультминутки на уроках;
— проветривание кабинетов на переменах и между сменами;
— работа с обучающимися по формированию здорового образа жизни, культуры здоровья, через математические задачи;
— проведение мероприятий направленных на формирование культуры здоровья через математические задачи.
Ожидаемый результат.
учащиеся должны:
• уметь решать текстовые задачи;
• знать основы и составляющие здорового образа жизни;
• знать, как сохранить и улучшить свое здоровье.
• повысить внимание школьников и их родителей к вопросам питания, ЗОЖ.
• Повысить учебную мотивацию школьников, снизить уровень учебной тревожности.

Критерии сформированности культуры здоровой личности, через математические задачи:
Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье и решения математических задач.

Знание о здоровом образе жизни ( усвоение основных понятий о ЗОЖ)
Умение сохранять здоровый образ жизни (включение в деятельность по приобретению опыта ЗОЖ)
Потребность вести здоровый образ жизни (осознание личной причастности к состоянию своего здоровья).
План реализации:
Этапы Мероприятия Результаты
Диагностический этап
Мониторинг математических знаний. Анкетирование по правилам здорового образа жизни. Определение уровня заинтересованности подростков в сохранении своего здоровья.
Заполнение паспортов математика + здоровье. Составление диаграмм. Составление плана работы учителей математики.
Прогностический этап
Анализ мониторинга, анкетирования. Поиск теоретического материала на тему здоровья, подбор математических задач на тему здоровья. Модель системы работы. Проведение мероприятий в соответствии с планами работы.
Практический этап.
Комплексная диагностика. Знакомство с задачами, содержащими информацию о здоровье и их решение, просвещение учащихся в вопросах сохранения здоровья. Промежуточный мониторинг.
Проведение оздоровительно-математических мероприятий.
Отчеты учителей математики. Информационные справки о результатах проекта.
Итоговый этап Создание сборника математических задач на тему здоровья. Итоговый анализ, разработка рекомендаций. Публичный отчет об итогах реализации проекта. Защита проектов.
Механизм реализации:
Проект реализуется через:
• Проведение занятий внеурочной деятельности «Через математику к здоровью»;
• Проведение интегрированных уроков «Математика и культура здоровья»
• Проведение внеклассных интегрированных мероприятий математика + ЗОЖ;
• Проведение физкультминуток на уроках математики и внеклассных мероприятиях;
• Проведение областной конференции «Расту здоровым»; участие в конференции;
• Защита математических проектов направленных, на формирование культуры здоровья.

Показатель результативности:
Воспитательный:
Учащиеся понимают:
• здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни.
• здоровье – одна из ценностей человеческого бытия.
• каждый человек ответственен за свое здоровье.
• сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем.
• безопасное поведение связано с приобретением определенных умений
• математика в порядок ум приводит.
Развивающий:
Учащиеся
• характеризуют признаки физического и душевного здоровья.
• знают основные правила личной и общественной гигиены.
• объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям, через математические задачи
Учебный:
Учащиеся знают:
• что здоровье свойство их организма.
• о здоровье физическом и душевном.
• теоретические и практические знания, которые они приобрели , можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья
• основные способы решения текстовых задач
• владеют навыками устного и письменного счета.
Методики диагностики эффективности
• Анкета для учащихся «Здоровый образ жизни».
• Тест «Что мы знаем о курении».
• Контрольная работа по теме «Гигиена тела. Натуральные числа и действия над ними».
• Контрольная работа по теме «Гигиена полости рта. Десятичные дроби».
• Контрольная работа по теме «Здоровый образ жизни. Задачи на дроби и проценты».
• Контрольная работа по теме «Экологические проблемы с точки зрения математики»

Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче. Желаем радости открытий в бескрайнем море с именем «Математика»!