Проект «Детский сад здоровья» — МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга»

Паспорт проекта «Детский сад здоровья»

Основания для разработки программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
2. в Российской Федерации»
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155
4. «Об утверждении федерального государственного
5. образовательного стандарта дошкольного образования»
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитание
личности гражданина России.
7. Концепции воспитания детей Иркутской области
Основные разработчики: Бухарова О.М. заведующий; Остапенко Ю.А., зам. зав. по ВМР

Сроки реализации Проекта: 2019-2024 гг.
Цель: создание и развитие здоровьеформирующего пространства детского сада, как фактора становления развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Основные разделы Проекта

Раздел 1. Информационно-аналитическая справка.
Раздел 2. Концептуальный (концептуальные подходы, теоретико-методологические основания организации деятельности ДОУ в новых условиях
Раздел 3. Практический (этапы развития педагогической концепции).
Раздел 4. Организационный
Ожидаемые результаты:

1. Развитие личности дошкольников и повышение качества дошкольного образования через создание здоровьеформирующего пространства в ДОУ.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности участников воспитательно-образовательного процесса по формированию культуры здоровья.
3. Положительная динамика инновационной деятельности педагогов в сфере развития здоровьеформирующего пространства детского сада.

1 РАЗДЕЛ. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга» — (муниципальное дошкольное образовательное учреждение) – детский сад комбинированного вида. Лицензия на образовательную деятельность № 8809 от 13.01.2016г.; свидетельства о государственной регистрации права на здание 38-38-08/013/2008-087 от 25.08.2015г., свидетельства о государственной регистрации права на землю 38-38-08/012/2008-704 от 25.08.2015г., Юридический адрес: 666305, Российская Федерация, Иркутская область, г. Саянск, мкр. «Октябрьский», дом 35.

1.1. Информация о внешней среде
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Радуга» открылось 25 мая 1989 года как дошкольное образовательное учреждение для детей от 1,5 до 7 лет. В связи с возникшей демографической ситуацией за последние пять лет число мест в дошкольном учреждении сократилось в связи с низкой рождаемостью в стране. Дошкольное учреждение посещают воспитанники со всех микрорайонов г. Саянска, Промбазы.
Дошкольное учреждение посещают воспитанники с разным социальным статусом и материальным положением в обществе. Результаты анализа социального паспорта ДОУ позволил определить следующее:
— полных семей – 77%; неполных – 23%, с опекуном – 2%; многодетных семей – 8%;
— возраст родителей: до 25 лет – 8%; до 30 лет – 40%; до 40 лет – 41%; старше 40 лет – 11%;
— образовательный уровень недостаточно высок: имеют высшее образование – 26%; среднее специальное – 54%; среднее – 19,5%; студенты – 0,5%.
— социальное положение родителей: работники бюджетной отрасли – 21%; служащие в других отраслях – 35%; предприниматели – 5%; рабочие – 29%; безработные – 10%;
— бытовые условия: удовлетворительные – 93%; социально-опасные – 1,5%; нет жилья – 5,5%.
Несмотря на удаленность дошкольного учреждения от центра города, взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
1. Работу с государственными структурами и органами местного самоуправления.
2. Взаимодействие с учреждениями здравоохранения.
3. Взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры.
4. Взаимодействие с общественными организациями.
Формированию базы данных о состоянии здоровья, активизации индивидуальных психофизиологических и резервных возможностях организма способствует взаимодействие с МУЗ «Детская поликлиника г. Саянска». Благодаря взаимодействию с МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7, №3» традиционными стали экскурсии, совместные праздники для будущих первоклассников и их родителей. Сотрудничество ДОУ с ЦНТ, Музейно-выставочным структурным подразделением МБУК «ДК «Юность» прослеживается через участие детей в досуговых городских мероприятиях. Совместные познавательные встречи с Музеем истории города для воспитанников ДОУ расширяют кругозор воспитанников. Эстетическое воспитание у дошкольников формируется через посещение детской художественной школы, сотрудники библиотеки «Берегиня», картинной галереи приглашают воспитанников в музей «Русская изба», организуют выставки, познавательные викторины. Совместно с тренерами ДЮСШ наши воспитанники учатся быть здоровыми и сильными. Вместе с Советом ветеранов и партией «Единая Россия» по пятому микрорайону осуществляем патриотическое воспитание детей.
Наряду с положительными тенденциями существует ряд проблем:
— недостаточный образовательный уровень родителей;
— снижение уровня общей культуры социальной среды;
— удаленность семей по месту жительства в разных микрорайонах города;
— резкое социальное расслоение.
Таким образом, проблемы внешней среды остаются актуальными.

1. Информация о внутренней среде
В дошкольном учреждении функционируют 10 групп, которые посещают дети в возрасте с 1,5 – 8 лет, общей численностью 226 воспитанников:
две группы для детей раннего возраста (51 ребенок);

— две группы для детей с нарушением речи (38 детей);

— шесть общеобразовательных групп для детей дошкольного возраста (137 детей).
Анализ состояния здоровья воспитанников показывает, что в нынешнем учебном году отмечены положительные сдвиги в движении детей по группам здоровья, а именно увеличилось количество детей со II группой здоровья за счет уменьшения детей с III группой здоровья.
Однако, несмотря на осуществление систематической работы по оздоровлению воспитанников, количество детей с 1 группой здоровья остается недостаточным. Такое состояние здоровья детей связано в первую очередь с тем, что более 85% детей при поступлении в дошкольное учреждение, имеют 2 и 3 группы здоровья и ряд хронических заболеваний.
В связи с экономической ситуацией в стране, часто родителей вынуждены сократить пребывание своего ребенка в детском саду, тем самым нарушается система оздоровления и сохранения здоровья ребенка, а повышается риск заболеваемости. Это связано с низким уровнем компетентности ряда родителей в вопросах оздоровления детей, отсутствием проведения закаливающих процедур, несоблюдением режима дня и пр. Поэтому проблемой остается заболеваемость детей после выходных и праздников, так называемая «родительская» заболеваемость. Ее уровень, по-прежнему, достаточно высок и составляет 18%.
Поэтому, приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, коррекция и профилактика отклонений в развитии. В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Работу по данному направлению осуществляют воспитатели и квалифицированные медицинские работники: медицинские сестры, врач городской детской поликлиники, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и инструктор по плаванию.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у них ценностей здорового образа жизни, физическое развитие детей, коррекция и профилактика отклонений в развитии осуществлялась через различные формы:
— ежедневная утренняя гимнастика во всех возрастных группах;
— самостоятельная двигательная активность детей;
— физкультурные занятия в спортивном зале и занятия плаванием;
— спортивные секции «Фишка»;
— комплекс закаливающих процедур: полоскание горла травами, точечный массаж, взбадривающая гимнастика, закаливание;
— коррекционно-профилактические занятия (по профилактике плоскостопия и вялой осанки, коррекции речи, коррекции психоэмоциональной сферы);
— прогулки 2 раза в день;
— использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;
— проведение спортивных праздников и досугов;
— сбалансированное пятиразовое питание.
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет медицинское обслуживание каждого воспитанника, с целью ускорения полного выздоровления:
— санитарно-гигиенические мероприятия: влажная уборка, проветривание, кварцевание групп (с этой целью в группах приобретены и установлены бактерицидные настенные лампы);
— лечебно-профилактические мероприятия: регулярный осмотр детей врачом городской детской поликлиники, прививки;
— дополнительные медицинские услуги: ФИТО-лечение, индивидуальные консультации врача, старшей медсестры.
С целью профилактики во всех группах проводятся следующие процедуры:
— закладывание оксолиновой мази в носик;
— фитотерапия;
— дибазолопрофилактика;
— ежедневная витаминизация третьих блюд;
— витаминотерапия (в течение осеннего, зимнего и весеннего периодов);
— полоскание зева;
— точечный массаж;
— кислородные коктели;
— дыхательная гимнастика;
— использование с первым блюдом фитонцидов (лук, чеснок). Эти мероприятия позволяют повысить иммунитет детей.
Одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения по обновлению коррекционно-оздоровительной работы является организация режима, разработанного для каждой возрастной группы (с 1,5 до 8 лет), с учетом направления коррекции. Отличие данного режима от традиционного в том, что в его структуру включены обязательные оздоровительные мероприятия: в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи – логоритмические упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, оздоровительные игровые массажи, подвижные игры.
Коррекционно-развивающее направление включает: развитие познаватель-ных процессов; диагностику и коррекцию интеллектуального развития, речевых нарушений, нарушений коммуникативной и личностной сферы; коррекцию звукопроизношения, развитие слухового внимания и памяти, связной речи; обучение грамоте и чтению; развитие логического мышления; профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата.
Направление реализуют специалисты: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, 2 музыкальных руководителя.
Физкультурно-оздоровительное направление включает: проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, обучение плаванию; организацию двигательного режима в течение дня; спортивные праздники и досуги; спортивные секций «Фишка», «Дорожка здоровья»; комплекс закаливающих и профилактических мероприятий; корригирующая гимнастика; использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе; прогулки 2 раза в день; сбалансированное пятиразовое питание, коррекционно-профилактические занятия (по профилактике плоскостопия и вялой осанки).
Направление реализуют специалисты: врач-педиатр, медсестра, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, воспитатели.
Таким образом, в дошкольном учреждении созданы необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Оборудован медицинский блок, включающий: медицинский, манипуляционный, прививочный кабинеты, изолятор с необходимым набором оборудования.
Развивающая среда дошкольного учреждения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает физическое развитие:
— спортивный зал (гимнастические лестницы, гимнастические скамейки, мягкие модули, гимнастические мячи, батуты и т.д.);
— бассейн (разделительные дорожки, доски из пенопласта, надувные круги, мячи, нарукавники и т.д.);
— физкультурные уголки (во всех возрастных группах);
— массажные кабинет (тренажеры, гимнастические валики, рефлекторные дорожки, нетрадиционные пособия);
— прививочный кабинет;
— медицинский кабинет;
— спортивная площадка (беговая дорожка, бумы, волейбольная площадка и т.д.);
— фитобар, кислородный коктейлер;
— игровые площадки (малые формы для лазания, метания, ходьбы и др.);
познавательное развитие:
— кабинет математики (наглядный, дидактический и раздаточный материал, дидактические игры, мини музей часов, методическая и детская литература);
— уголок леса, огород, цветники, зоны отдыха;
речевое развитие:
— 2 кабинета учителей-логопедов (коррекционные игры, пособия, демонстрационный и раздаточный материал, картотеки, методическая и детская литература и т.д.);
— кабинет развития речи (наглядный, дидактический и раздаточный материал, разные виды театров, музей книги, детская библиотека, музыкальный центр, аудиотека, видеотека);
художественно-эстетическое развитие:
— музыкальный зал (пианино, музыкальный центр, баян, фонотека и др.);
— театральный уголок (ширма для кукольного театра, разные виды театров);
— изостудия (дидактический материальный фонд, образцы предметов декоративного искусства, слайды, диапозитивы и др.);
социально-коммуникативное развитие:
— «уголки уединения» (в каждой возрастной группе);
— кабинет педагога-психолога (игры по социально-эмоциональному развитию, психолого-коррекционные игры, «Центр воды и песка», медиотека, библиотека);
— центр «Речевичек» — «Музей книги»;
— группа №12 «Музей кукол»;
— группа №2 мини-музей «Русская изба»;
— педагогическая гостиная (мультимедийный проектор, видеотека, аудиотека, библиотека).
На базе дошкольного образовательного учреждения реализуются программы дополнительного образования: «Бумажная сказка», «Веселые музыканты», «Пластилиновые человечки», «Росточек», «Головоломки», «Ручейки от кончиков пальцев к творческой мысли». Всего охвачено занятиями в кружках и секциях 36% воспитанников среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
Традиционно в ДОУ проводятся мероприятия:
— спортивные и досуговые праздники, ярмарки;
— концерты-поздравления;
— интеллектуальные марафоны;
— спартакиады;
— познавательные викторины и конкурсы и др.
Все это способствует участию и победам дошкольников в конкурсах различного уровня. Сведения о выпускниках ДОУ констатируют, что на протяжении последних лет сохраняется положительная динамика поступления выпускников в школы с углубленным изучением предметов и успешностью их обучения. Сведения о количестве выпускников, их речевой, мотивационной и школьной готовности отмечают положительный эффект и прирост на 3%.
В дошкольном учреждении работает слаженный педагогический коллектив, в котором трудятся 26 педагогов: педагог-психолог, 1 учитель-логопед, 2 инструктора по физической культуре, 2 музыкальных руководителя, 20 воспитателей.
Из них имеют:
— высшее образование — 5 человек (19%);
— среднее специальное образование — 19 человек (73%);
— неоконченное среднее специальное образование — 2 человека (8%);
— высшую кв. категорию – 3 педагога (9%);
— первую кв. категорию – 13 педагогов (50%).
Педагоги ДОУ являются участниками международных, всероссийских, региональных НПК, победителями и лауреатами профессиональных конкурсов, 21 (62%) педагогов имеют персональные информационные ресурсы.
Однако, наряду с положительными результатами, выявились следующие проблемы:
— недостаточный уровень аналитической культуры педагогов;
— недостаточный уровень организации социально-психологической помощи воспитанникам и родителям;
— недостаточная позитивная динамика к приоритетам-ценностям: Человеку, Природе, Семье.
Проблемно-ориентированный анализ деятельности дошкольного учреждения наглядно показал, что сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения, воспитания недостаточно способствует развитию детей в соответствии с потенциальными возможностями учреждения.
Структурирование системы выделенных проблем и причин их возникновения помогла выделить основные проблемные блоки.
— блок проблем, связанных с содержанием образовательного процесса, используемыми технологиями обучения, организацией образовательного процесса;
— блок кадровых и мотивационных проблем;
— блок проблем, связанных с обновлением и эффективным использованием материальной базы образовательного процесса.
— блок взаимодействия с родителями (законными представителями).
Таким образом, стратегической целью деятельности образовательного учреждения является создание образовательного пространства, обеспечивающего обновление содержания, организации и обеспечения образовательного процесса, позитивную динамику состояния здоровья и развития детей, перспективы дальнейшего развития ДОУ.
Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, которые желают поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, подготовить их к обучению в школе.
Таким образом, проблему, стоящую перед МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга», можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.
Необходимость разработки данного проекта обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации.
Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо изменить подход к образовательному процессу.
Для этого требуется:
— расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду;
— разработку и внедрение новых педагогических технологий;
— сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ;
— духовно нравственное воспитание детей;
— инициирование работы с родителями, направленной на формирование культуры здоровья.

2 РАЗДЕЛ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ

Кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России ставят перед образованием принципиально новые задачи, открывая творческие возможности создания различных моделей дошкольных образовательных учреждений, перестраивающих работу всех своих звеньев. Речь идет, прежде всего, о содержательном, организационно-управленческом, методическом обновлении дошкольной организации, чтобы эффективно и результативно выполнить социальный заказ государства и социума воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, умственных, духовных и физических способностей, сохраняя его здоровье.
Новая целевая установка – создание здоровьеформирующего пространства дошкольного учреждения призвано решить следующие задачи по развитию:
1. Создать систему здоровьеформирующей деятельности учреждения, как фактора становления развития всех участников воспитательно-образовательного процесса через:
— обеспечение эффективного функционирования педагогической «Академии здоровья» и «Кафедры здорового родительства» в целях постоянного роста профессиональной компетентности, как педагогического коллектива учреждения, так и коллектива родителей;
— организацию работы творческих объединений детей и реализацию проекта «Формула здоровья», способствующих развитию личности воспитанников.
2. Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.

Теоретико-методологические основания организации деятельности ДОУ в новых условиях

Системно-деятельностный подход – это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника. Данный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики, а также деятельностной парадигмы образования.
Аксиологический подход раскрывает сущность гуманистической педагогики, человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Средовой подход в воспитании включает теорию и технологию осуществляемого через среду управления процессами формирования и развития личности ребенка.
Теоретическое обоснование программы основано на психолого-педагогических принципах JI.C. Выготского, основополагающих взглядах П.Ф. Лесгафта, академиков Р.И. Айзмана, И.И. Брехмана, рассматривающих проблемы здоровья с различных точек зрения.
Методологическими основами данной программы являются научные подходы и принципы: И.В. Дубровиной о психологическом здоровье, аспектах формирования у дошкольников готовности к здоровому образу жизни нашли отражение в фундаментальных исследованиях В.А. Ананьева, М.Я. Виленского и вносят нравственный смысл в понимание проблемы здоровья.
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьеформирующих технологий:
Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития в организации педагогического процесса ДОУ.
Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – необходимость использования первичной диагностики здоровья дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьформирующего педагогического процесса.
Профессионального сотрудничества и сотворчества, что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьеформирующего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьеобогащения.
Систематичности и последовательности в организации здоровьеформирующего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.
Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьеформирования, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.
Данная программа реализуется посредством здоровьформирующих технологий. За основу понятия «технология», нами было принято определение, данное кандидатом педагогических наук В.А. Деркунской: Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов».
Здоровьеформирующие образовательные технологии:
1. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
2. Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей.
3. Технологическая основа здоровьесформирующей педагогики.
Можно выделить следующие виды здоровьеформирующих технологий,
используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьеформирующие образовательные технологии.
Составляющие компоненты медико-профилактических технологий:
— организация мониторинга здоровья дошкольников;
— разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
— организация и контроль питания детей;
— контроль за физическим развитием дошкольников;
— закаливание;
— организация профилактических мероприятий в детском саду;
— организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
— организация здоровьеформирующей среды в ДОУ.
Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами.
Составляющие компоненты физкультурно-оздоровительных технологий:
— развитие физических качеств, двигательной активности;
— становление физической культуры дошкольников;
— дыхательная гимнастика;
— массаж и самомассаж;
— профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и двигательной активности детей и профилактика нарушений в физическом развитии детей.
Технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка:
— в технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
— эмоционально благоприятная обстановка в группе.
Основная цель – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Здоровьеформирующие образовательные технологии: к данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников, решение задач через обучение самих детей здоровому образу жизни, культуре здоровья. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка. Основной целью этих технологий является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьеформирующую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «всесторонностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьеформирующей.
В соответствии с ФГОС ДО, направленным на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия, здоровьеформирующая среда образовательного учреждения будет обеспечивать возможность создания благоприятных условий развития детей и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья ребенка.
Инновации в ДОУ по развитию здоровьеформирующей образовательной среды
По характеру инновации в нашем ДОУ относятся к комбинаторным, то есть предполагают новое сочетание известных элементов, и модифицирующие, которые совершенствуют и дополняют существующие формы и образцы. По масштабу – локальные, то есть независимые друг от друга изменения компонентов. По проблематике – инновации, направленные на разработку новых форм, методов воспитательно-образовательного процесса.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, их запросы и потребности, а не руководителя, заместителя заведующего по воспитательно-методической работе. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способность раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.
Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями в ДОУ. Эти направления представляют собой стройное единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.
Направления развития инновационных процессов
Инновации в управлении:
— широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием ДОУ через создание Педагогической академии здоровья;
— изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение его новых форм (Лайф-коучинг и педагогический кампус), делегирование контрольных функций (менторинг);
— создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;
— развитая система самоуправления за счет создания коллегиальных органов, созданные из числа педагогов-новаторов, совершенствующих деятельность детского сада в единстве управленческого и научно-исследовательского аспектов через организацию Педагогического брифинга «Здоровому городу – здоровое поколение» и Симпозиум «Детское здоровье – достояние цивилизационного общества».
Инновации в содержании:
— разработка и апробация нового авторского подпроекта «Формула здоровью), механизмами реализации которого станут подпроекты: Соль без беды» (эко- направление); «Пуд соли» (fit-направление); «Соль земли русской» (страта- направление); «Солянка» (био-направление); «Домисолька» (арт- направление).

Инновации в организации деятельности:

создание творческих объединения детей («Тайны здоровья», «Кристалл добра», «Олимпийский резерв», «Сетевичок»), направленных на формирование знаний детей о себе, развитие физических качеств и двигательной активности, обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия воспитанников в процессе общения со сверстниками и взрослыми, безопасности в Интернет-пространстве;
создание «Кафедры здорового родительства», механизмами которой станут: газета «ЖЗД» (жизнь здоровых детей), «Ассоциация поваров детского питания», виртуальный кабинет здоровья.
Таким образом, в инновационном развитии ДОУ определены три направления:
1. инновационная деятельность педагогов ДОУ с детьми и родителями в здоровьеформирующем пространстве с целью развития личности воспитанников;
2. инновации в повышении профессиональной компетентности в вопросах здоровьеформирования через интерактивные, сетевые, дистанционные и другие новые формы профессионального саморазвития;
3. инновации в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса через создание здоровьеформирующей среды.

Условия успешности реализации Проекта

Основным содержанием работы ДОУ становится деятельность по созданию условий для обеспечения эффективного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности в вопросах здоровьеформирования педагогического коллектива учреждения и коллектива родителей, способствующего развитию личности воспитанников и, как следствие, повышение качества дошкольного образования через обогащение здоровьеформирующей среды ДО.
1. Материально-техническое обеспечение предполагает приобретение игровых пособий, спортивного оборудования, современной спортивной площадки, двигательных центров, комнаты психологической разгрузки.
2. Обеспечение рационального и эффективного использования здоровьеформирующих технологий в образовательном пространстве дошкольной организации. Использование данных технологий будет направлено на повышение результативности образовательного процесса, позволит существенно повысить мотивацию детей к здоровому образу жизни, предоставит возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.
3. В ходе реализации проекта будет происходить информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ.

4. В ходе реализации Проекта будет происходить информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ, о рекламе образовательных услуг.

В комплекс мероприятий для родителей мы включим: функционирование виртуального кабинета и Ассоциацию поваров детского питания, выпуск газеты «Жизнь здоровых детей».
Исходя из всего вышесказанного, условиями успешности реализации является:
— функциональное распределение обязанностей педагогов в соответствии с новой целевой установкой: создание здоровьеформирующей системы ДОУ (творческая группа по разработке инновационных подпроектов, «Пилотная группа» и др.);
— разработка документации в качестве научно-методологического сопровождения жизнедеятельности ДОУ (педагогическая диагностика, позволяющая проследить уровень здоровья воспитанников, профессиональный рост педагогов, использование здоровьеформирующих технологий; построение модели повышения уровня здоровья у дошкольников;
— благоприятный социально-психологический климат в детском саду;
информационно-разъяснительное обеспечение процесса обновления дошкольной жизни (TV, радио, печать, внутрисадовская система информирования (экран об успехах и неудачах);
— научно-теоретическое обеспечение новинками литературы, организация методологических и теоретических семинаров и др.);
— моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование здоровья дошкольников;
— инициирование работы с родителями воспитанников.
— материально-техническое обеспечение в качестве условия для соответствующего здоровьеформирующего уровня среды.

Критерии эффективности реализации проекта

1. Критерий новизны в создании условий для формирования здоровьеформирующей среды (цель, содержание, формы, технологии).
2. Критерии успешности создания здоровьеформирующей – образовательной среды ДОУ (обновление содержания образования, расширение образовательного пространства).
3. Критерий эффективности организации деятельности ДОУ по усилению инновационного потенциала педагогических работников (скоординированная работа педагогов ДОУ, распространение инновационного опыта на различных уровнях, рост числа педагогов, реализация инновационных подпроектов, демонстрирующих здоровьеформирующие технологии).

3 РАЗДЕЛ ПРАКТИЧЕСКИЙ

Основные этапы реализации Проекта
I этап проектный (2019г.): анализ состояния дел в дошкольном учреждении, разработка подпроектов, а также методическое и другое обеспечение проекта.
Цель: формирование нового педагогического мышления, сплочение единомышленников.
II этап поисковый (2020-2022 гг.): включение новых подпроектов в режимные моменты ДОУ, расширение нововведений до рамок целостного воспитательно-педагогического процесса, анализ и оценка промежуточных результатов.
Цель: четкое оформление структурных компонентов целостного воспитательно-образовательного процесса.
III этап (2022-2024) обобщающий (в рамках настоящей программы является пролонгированным и может быть рассчитан на 3-5 лет)
Цель: расширение воспитательно-образовательной системы ДОУ до воспитательного пространства города.

Программа действий по построению целостного воспитательно—образовательного пространства МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга»

I этап — проектный этап (2017-2018 гг.)
Нормативно-правовое обеспечение

1. Изучение и анализ состояния дел Сроки:январь
2019; ответственные: администрация;
2. Программно-методическое обеспечение проекта (корректировка педагогической концепции, подготовка диагностических материалов ля проведения констатирующих замеров по определению эффективности воспитательно-образовательного процесса) Сроки: февраль 2019г.; ответственные: администрация

Воспитательно-образовательный процесс с педагогами:

— семинары-практикумы,
— специальная курсовая подготовка по формированию и пропаганде ЗОЖ, здоровьеформирующим технологиям;
-конкурсы перспективных планов по оздоровлению детей в группах (для обобщения опыта педагогов)

с родителями:

В течение 2019-2021гг.Ответственные: зам. зав по ВМР, творческая группа педагогов.

— повышение педагогической и психологической компетентности родителей через «Кафедру здорового родительства»
— смотры-конкурсы по благоустройству групповых комнат, участков, территории детского сада для создания необходимых условий для двигательной активности детей;
— субботники по сооружению построек, спортивных площадок;

с воспитанниками:

— интегрированные занятия, реализующие здравотворческий подход;
— насыщение режимных моментов здоровьеформирующими технологиями;
— работа творческих объединений детей.

Педагогическое проектирование Введение инноваций:

— Разработка подпроектов оздоровительной направленности, входящих в общий проект в 2019- 2020гг. Ответственные: зам. зав по ВМР, творческая группа педагогов.

Менеджмент Подпроект «Лайф-коучинг здоровья» — условие реализации задач ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО» Сроки: в течение 2019-2021гг. Ответственные: заведующий, зам. зав по ВМР

Кадровый потенциал

  • Менторинг «Семинария здоровья», как средство повышения эффективности работы по развитию гармоничной личности ребенка»;
  • Педагогический кампус (дистанционное обучение педагогов) В течение
    2019-2020гг. Ответственные: зам. зав по ВМ
  • II этап — поисковый этап (2020-2022 гг.)
    ППРС (пространственная предметно-развивающая среда)
  • Обновление содержания детских Центров развития для разных видов деятельности, способствующих оздоровлению. Сроки 2020г. Ответственные: зам. зав по ВМР, творческая группа педагогов.

Инновационная деятельность

— Концепт-проект Введение локальных инновационных подпроектов для детей. Сроки: 2020-2021. Ответственные: зам. зав по ВМР
— «Формула здоровья», как условие формирования здоровой личности дошкольника». 1. Образовательный подпроект «Пуд соли» Сроки: 2020-2021. Ответственные: зам. зав по ВМР инструктор по физической культуре
2. Образовательный подпроект «Соль земли русской» Сроки: 2020-2021. Ответственные: зам. зав по ВМР, педагог-психолог
3. Образовательный подпроект «Солянка» Сроки: 2020-2021 Ответственные: зам. зав по ВМР, учитель-логопед
4. Образовательный подпроект «Соль от беды» Сроки: 2020-2021 Ответственные: зам. зав по ВМР, воспитатель
5. Образовательный подпроект «Домисолька» Сроки: 2020-2021 Ответственные: зам. зав по ВМР, музыкальные руководители

III этап — этап обобщающий Сроки: 2022 и далее

— Социальный подпроект «Виртуальный кабинет здоровья» Отслеживание результативности работы родительской общественностью за период 2019-2022 гг.
2022 Ответственные: зам. зав по ВМР, творческая группа педагогов
— Концепт-подроект «Педагогическая академия здоровья», как условие формирования здоровой личности дошкольника»

Отслеживание результативности работы педагогами, администрацией за период 2019- 2023 гг. сроки: Май 2022
— Педагогический симпозиум «Здоровому городу — здоровое поколение»

Обобщение опыта работы в образовательном пространстве нашего города, области.
Сроки: 2022-2023 Ответственные: администрация

4 РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Перспективный план по укреплению материально-технической базы ДОУ на 2019-2023гг.

1 Приобретение физкультурного оборудования на сумму 50000
Сроки: 2019
2 Приобретение оборудования для комнаты психологической разгрузки
на сумму 50 000 Сроки:2019-2020
3 Приобретение учебного оборудования на сумму 100000 Сроки:2020-2021
4 Оборудование солевой комнаты на сумму 150000 Сроки: 2022-2023
5 Оплата курсовой подготовки педагогов на сумму 100000 Сроки: 2019-2020
6 Телевизор (трансляция режимных моментов ДОУ) на сумму 40000 Сроки:2020

ИТОГО:580000

Эффективность реализации проекта

1 Построить систему здоровьеформирующей деятельности учреждения. — реализация модели здоровьеформирующего пространства;
— появление новых структур и органов в деятельности ДОУ в соответствии с целями создания здоровьформирующего пространства (экран здоровья, совет отцов и т.д.)
— появление новых форм работы с родителями в условиях здоровьеформирующей ППРС (часы здоровья, совместные походы и др.)
2 Разработать комплекс мероприятий по формированию здоровьформирования всех участников образовательного процесса (педагоги воспитанники, родители, администрация) — создание здоровьеформирующих зон на территории ДОУ;
— эффективность использования здоровьеформирующих методик;
— положительная динамика в снижении заболеваемости воспитанников и сотрудников; -повышение удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;
— повышение уровня духовного, социально-нравственного, валеологического, художественно-эстетического, безопасного, психического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса; деятельности, конкурсов, направленных на сохранение здоровья;
— увеличение числа педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории;
— положительная динамика числа педагогов, распространивших и обобщивших свой опыт через участие в научно-методических и научно- практических семинарах, конференциях, публикациях.
3 Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением
— повышение эффективности образовательного процесса на основе здоровьеформирующей системы организации и поддержки воспитательно-¬образовательного процесса;
— положительная динамика в обеспеченности оборудованием