Проект «Моя семья – мое богатство»

Проект «Моя семья – мое богатство».

Автор: Сухарева М.М, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ №12 г. Ангарск.

Вид проекта: тематический

 

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги

Место проведения: детский сад №12 старшая группа

Сроки реализации:  с 14.05.18г- по 18.05.18г

 

Актуальность темы проекта для детей:

Значение семьи для каждого человека очень велико. В ряде исследований предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. В общеобразовательных программах для  дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

Поэтому очень важно для детей дошкольного возраста донести саму суть понятия «семья». Формировать у детей полноценное эмоционально окрашенное представление о семье как о самой большой ценности. Данный проект направлен  на реализацию этих целей. Мы взрослые, педагоги, родители обязаны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать чувства привязанности к семье и к дому.

 

Цель проекта:

— расширить представления детей о своей семье, ее родословной.

-ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного отношения членов семьи друг к другу, научаться азам такого отношения.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

-Формировать представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

— Способствовать развитию речевых навыков детей, обогащать и активировать словарь по теме посредством чтения художественной литературы, заучивания стихов, песен, прослушивания аудиозаписей, просмотра презентаций.

-Приобщать детей к поисковой деятельности — поисков ответов на поставленные в ходе проекта вопросы и представление их в группе: краткие сообщения, рисунки, генеалогическое древо.

Развивающие задачи:

-Развивать у детей  мышление, память, внимание и речь детей;          Совершенствовать познавательные и конструктивные умения: наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

 

Дидактическое обеспечение проекта:

— компьютер

— наборы для детского художественного творчества

-подборка  художественной литературы

— картотеки разных игр (подвижных, пальчиковых, дидактических) по теме «семья»

— настольно-печатные игры

— фонотека и видеотека по теме

— мнемотаблицы

-папка «шпаргалки для родителей»

— иллюстрации, фотографии, альбомы

 

Предполагаемый результат:

В ходе реализации проекта дети подводятся к элементарному осознанию роли семьи, системе родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Дети под влиянием взрослых осознают необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научаются азам такого отношения.

 

Продукты проекта (результаты детской деятельности):

-выставка рисунков и фотографий «Моя семья», «генеалогическое древо» каждой семьи,  рукописный журнал с рассказами детей о своей семье «Познакомьтесь, моя семья».

 

Название и вид итогового мероприятия –

-презентация «Познакомьтесь, моя семья»

 -развлечение «Когда семья вместе, так и душа на месте»»

 

Примерная схема осуществления проекта

  Содержание деятельности воспитателя с детьми Деятельность

с родителями

Предметно-пространственная среда
                                   Игровая деятельность:
  Дидактические игры:

«Кто кому», «Кем быть», «Кто старше,  кто младше» , «собери портрет из деталей», «составь семью из фигурок», «Корзинка добрых семейных дел».

Поговорить  в кругу семьи кто, кому, кем приходится. Предложить после этого поиграть в игру «Доскажи словечко»   иллюстрации людей разного возраста; части лица;  разные детали на магнитах, магнитное поле, образцы людей из деталей.
  Сюжетные игры: « Дом», «День рождения семьи», «Поликлиника», «Супермаркет» Пополнить атрибутами с/р игры Условия для с/р игр
  Подвижные игры:

«Семейная эстафета», «чья семья быстрее соберется»

Предложить оказать помощь в изготовлении эмблем с разными животными. Атрибуты к п/и (шапочки или эмблемы)
  Игровые упражнения:

«Дополни предложения», «исправь ошибку», «Скажи наоборот», «Скажи ласково»

Информация для родителей «Учимся, играя», «Игры на кухне». Картотека игровых упражнений на тему «семья»
  Игры-путешествия: «семья путешествует» Видео презентация семейного отдыха. Рассказать ребенку о тех местах, где семья путешествовала. Карта путешествия, маленькие флажки
  Игры-драматизации: по сказке «Айога», инсценировка истории «Телевизор»

 

Дома разыгрывание с ребенком ролевых диалогов Декорации, элементы костюмов, шапочки
  Настольно-печатные игры:

«Чей малыш», «Собери семью»

Каждая семья оформляет дидактический материал (кружочки одного размера на картоне с фотографиями членов семьи) для игры «собери семью». Настольно-печатные игры
  Пальчиковые игры:

«Вот и вся моя семья», «Кто живет в моей квартире», «Родня», «пальцы- дружная семья».

Подобрать и выучить с ребенком одну пальчиковую игру про семью, чтобы ребенок мог научить других детей. Картотека пальчиковых игр на тему «Семья»
                                     Познавательная деятельность
  Наблюдения:

В семье понаблюдать кто чем занят в выходные дни.

 оформить в виде  мнемотаблицы «Выходной день в моей семье» Иллюстрации — семейные дела.
  Экскурсия или целевая прогулка:  Мамина  работа. Организовать выезд детей на экскурсию Подобрать иллюстрации – разные профессии
  Виртуальная экскурсия: экскурс в прошлое – крестьянская семья Рассказать о  семейных традициях. Река-времени « Как изменилась семья»
  Рассматривание иллюстраций о семье, семейных альбомов Принести в группу семейные альбомы Семейные альбомы, фотографии, иллюстрации
  Рассказ воспитателя: о своей семье, ее традициях, обычаях.  Анкетирование : «семейные традиции и ритуалы» Фотографии, видео слайды.
  Просмотр диафильмов и кинофильмов, видеофильмов, электронных презентаций.

«».

Предложить родителям сделать подборку мультфильмов о семье для просмотра дома и в детском саду. Телевизор или компьютер
  Развивающие  занятия:    
  Мини-исследования:

Генеалогическое дерево

 

Оформить генеалогическое дерево Модель семьи состоящая из трех поколений
  Опыты, игры-экспериментирования: проигрывание разных семейных ситуаций в игровой форме. Устанавливать логическую последовательность.   Создание условий для игр-экспериментирования
                                Коммуникативная деятельность
  Беседы на тему: «Мои права и обязанности в семье», «Как мы отдыхаем», «Мы должны беречь друг друга», «Какая у меня семья» В семье определить ребенку его обязанности по возрасту. Наглядный материал «Наши права»

иллюстрации заботливого отношения

  Ситуативные разговоры: «Учимся уступать друг другу», « чему ты учишься у бабушки, у дедушки», «порядок или беспорядок» «чей ты помощник?» Предложить «шпаргалки для родителей» Оформленные шпаргалки в папку для родителей
                                Чтение художественной литературы:
  Стихотворения: Благинина «Посидим в тишине», Н. Григорьев «Рядом с бабушкой», «Телевизор», «На прогулке», «У меня родился брат», «В магазине», «Кому убирать», Общая игра», «Со мной не грустно», «Родовое дерево» Нарисовать рисунки к одному стихотворению формат а-4 Книги, иллюстрации
  Сказки:

«Кукушка», «Айога», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Сказка о глупом мышонке», народная сказка «Советы отца»

Отобрать литературу для домашнего чтения  подборка сказок и иллюстраций
  Рассказы:

Толстой «Косточка», К.Ушинский «Вместе тесно, а врознь скучно», В. Сухомлинский «Семь дочек», «Раскаяние», «Женя, дедушка и хлеб», В. Осеева «Сыновья», «Волшебное слово»

 

 

 

 

Отобрать литературу для домашнего чтения Подборка рассказов и иллюстраций

 

  Разучивание стихотворения:

Семья – это труд, друг о друге забота. Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья –это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите. Обиды и ссоры подальше гоните, хочу, чтоб про нас говорили друзья: какая хорошая ваша семья.

Выучить пословицы о семье.

— в гостях хорошо, а дома лучше.

-в дружной семье и в холод тепло. В недружной семье добра не бывает.

— добрые дети –делу венец плохие дети дому конец.

Мнемотаблица для заучивания стихотворения
  Составление творческих рассказов на тему: «семья путешествует», «Выходной день в семье» Составить с детьми рассказ из личного опыта «мы с семьей на Байкале» Мнемотаблицы для творческих рассказов
                                            Изобразительная деятельность
  Рисование « семейный вензель» Изготовить книжки-малышки «моя семья» Создание условий для изобразительной деятельности
  Лепка «торт на день рождения» Рассмотреть разные торты – сравнить, чем похожи, чем отличаются. Создание условий для лепки пластилин, стеки, глина,тесто образцы поделок из глины, теста  и пластилина, схемы-подсказки для изготовления поделки
  Аппликация «Дом для моей семьи» Показать детям через видео разные жилища людей подумать, чем похожи, чем отличаются. Создание условий для аппликации бумага, образцы аппликации, ножницы, клей.
                                                   Конструктивная деятельность:
  Конструирование из строительного материала «Наша дача»

 

 Рассматривание иллюстраций, фотографий с разными дачами. Наличие разнообразного строительного материала. Образцы построек.
  Конструирование из конструктора

«Современная мебель для моей семьи»

Сконструировать конструкцию любой мебели из разного конструктора. Наличие разнообразного конструктора, схемы для строительства конструкцией из различных конструкторов.
  Конструирование из бумаги и др. материалов «подарок своей семье»   Материалы для творческой работы: бросовый материал, образцы поделок, клей, ножницы, цветная бумага .
                                               Музыкальная деятельность
  Слушание песен о маме, о бабушке.  Предложить родителям дома включать детям песни о маме, о бабушке и т.д фонотека
  Пение «Папа может все, что угодно» «песни моей семьи» «песня мамонтенка» Семейный концерт «Алло, мы ищем таланты» Фонограммы песен
  Музыкально-дидактические игры

На развитие умения различать высокие и низкие ноты «На кого похоже из твоей семьи?»

  Карточки для игры
  Музыкально-ритмические движения

Готовим сюрприз для моей семьи

«Веселый танец поварят»

 

Пригласить родителей на развлечение Музыкальное сопровождение
  Познавательные тематические досуги, развлечения и праздники
  Развлечение «Когда семья вместе, так и душа на месте» Участие родителей в развлечение Подготовить материалы к развлечению

Литература:

Арнаутова  Е.П.  Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

Козлова С.А.  Программа «Я-человек». – М,. 2003.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 1999.