Проект площадки «Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся»

Название инновационного проекта Формирование читательской грамотности как успешное условие социализации обучающихся

 

Целевая аудитория Учащиеся, родители, педагоги школы
Авторы-разработчики проекта 1.    Переломова Марина Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

2. Благодерова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

3.   Шкляева Светлана Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Наименование образовательного учреждения и его адрес Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2». 666352, Иркутская область, Усть-Удинский район, п. Усть-Уда, ул.  Пионерская,  д. 24
Проблема, на решение которой направлен проект Низкий уровень читательской грамотности

 

Цель проекта Создание условий для формирования повышения уровня читательской грамотности в школе
Задачи инновационного проекта 1). способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;

2). развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;

3). апробация и внедрение новых форм, методов, технологий и средств обучения;

4). подобрать комплекс заданий  и создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности;

5). подготовка и распространение методических разработок.

6). консолидировать усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.

Сроки реализации 2018 – 2021 г.г.
Телефон / электронный адрес:

marinaperelomova@mail.ru

телефон 8967419695 

 ПРОЕКТ ПЛОЩАДКИ

Актуальность

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УУД, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность.

По данным международного исследования PISA, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Данный факт говорит о том, что в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию читательской компетенции обучающихся.

Мониторинг диагностики читательской грамотности, проведенный  в Иркутской области, показал, что в школах Усть-Удинского района  есть проблемы  по формированию читательской грамотности школьников.

Гипотеза

  • Формирование основ читательской грамотности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
  • организация системы работы по формированию у школьников правильной читательской деятельности;
  • использование современных технологий (в том числе ИКТ), нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами;
  • создание единого книжного окружения и книжных интересов детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;
  • учёт возрастных, психологических особенностей развития школьников.

Цель: Создание условий для формирования повышения уровня читательской грамотности в школе.

Задачи:

1) способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;

2). развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;

3). апробация и внедрение новых форм, методов, технологий и средств обучения;

4). подобрать комплекс заданий  и создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности;

5). подготовка и распространение методических разработок.

6). .консолидировать усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.

Актуальность проекта

  • Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.
  • Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно – образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.

Диагностический инструментарий:

1). Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой(см. Приложение);

2). Тест грамотности чтения художественных текстов;

3). Анкета для читателя. Хороший ли я читатель?

Критерии оценки качества инновационной деятельности

  • актуальность
  • образовательная значимость
  • общественная значимость
  • практическая значимость
  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям.

Сроки осуществления инновационной деятельности

Май  2018 – май  2021

Этапы осуществления инновационной деятельности

1 этап. Поисково-подготовительный.   Май 2018 г.. – сентябрь 2018г.

Название этапа Содержание работы и примерные Сроки Ответственные
1 этап – подготовительный 1. Создание проектной экспериментальной группы, распределение функционала.

2. Подбор и разработка входящей и итоговой диагностик.

3. Оценка возможностей и ресурсов

4. Изучение методической литературы

Май 2018 —  август 2018 г. Проектная группа

 

2 этап. Основной.  Сентябрь 2018г. – май 2021 г.

2 этап — основной 1. Проведение стартовой диагностики состояния читательской грамотности в школе 2 – 4 классы сентябрь 2018 г.

1 класс – январь 2019

Педагоги школы

 

2. Подбор технологий и методик Сентябрь 2018 г. Проектная группа

 

3. Выработка стратегии, плана действий, технологий обучения чтению. Сентябрь 2018 г. Проектная группа

 

4. Реализация плана работы с текстовой информацией через урочную и внеурочную деятельность. Проектная группа, педагоги и библиотекарь школы
5. Предварительный итоговый мониторинг. Сравнительный анализ результатов стартовой и итоговой диагностики по классам Ежегодно

Май  2019 г.

Май  2020 г.

Апрель   2021 г.

Проектная группа

 

6. Подведение предварительных итогов. Оценка эффективности проекта Ежегодно

Июнь 2019 г.

Июнь 2020 г.

Июнь 2021 г.

Проектная группа

Администрация школы

7. Внесение корректировок в систему мероприятий В течение года по необходимости Проектная группа

 

8. Создание банка заданий, методических рекомендаций с приложением фрагментов занятий Ноябрь 2018 г. – май 2021 г. Проектная группа

 

9. Распространение опыта работы 2019 – 2021 г. Педагоги школы, проектная группа

Календарный план 4 этапа. Реализация плана работы с текстовой информацией через урочную и внеурочную деятельность.

Содержание работы Сроки Ответственные
1. Использование на уроках технологий, методов и приемов, направленных на формирование читательской грамотности В течение всего времени Педагоги школы, проектная группа
2. Распространение опыта работы. Открытые уроки, мастер классы, семинары, круглые столы для педагогов школы (района) Ежегодно

Февраль -март

Проектная группа
  1. Реализация проекта через внеурочную деятельность предполагает:

1) информирование и привлечение родителей;

2) создание домашних уголков чтения и в классных кабинетах;

4) разработка и ведение единых дневников внеклассного чтения;

3) создание в библиотеке книжных выставок и «рекламных» полок – книги пользующиеся спросом;

4). проведение общешкольной Недели чтения (2 раза в год);

5) литературное чтение на английском языке;

6) организация работы школьных тематических конкурсов и фестивалей по чтению;

7) организация внешкольной деятельности (организация совместной работы с районной детской библиотекой);

8) продолжение работы проекта «Читающая мама» (данный проект действует в школе с января 2018 года).

3 этап. Рефлексии и подведения итогов. Май-июнь 2021

3 этап. Рефлексии и подведения итогов 1. Итоговый мониторинг Апрель  2021 г. Проектная группа

 

2. Анализ динамики читательской грамотности Апрель 2021 г. Проектная группа

 

3. Составление  методических рекомендаций.

Итоговый отчет по проекту

Май 2021 г. Проектная группа

 

4. Презентация опыта работы Апрель – май 2021 г. Проектная группа

 

Ожидаемые результаты деятельности площадки

  1. Повышение уровня читательской грамотности.
  2. Формирование потребности активно воспринимать, усваивать и передавать информацию:
  • общее понимание текста, ориентация в тексте;
  • глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;
  • использование информации из текста для различных целей.
  1. Повышение учебной мотивации школьников, снижение уровня учебной тревожности.

Ожидаемые продукты деятельности:

1) методические, дидактические, оценочные материалы;

2) методические рекомендации (программа) с приложением фрагментов занятий.

Формы представления результатов:

— Сайт МБОУ Усть-Удинская СОШ №2»;

— публикации на сайте СИДПО;

— конференции, семинары.

Приложение

Тест на оценку сформированности навыков чтения

(познавательные УУД) из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой

Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

к тесту «Сформированность навыка чтения»

 

Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________  не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви.  Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены.  Кругом  было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза  _______________________________   в такой глуши.

 

 

Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать. По истечении 7 минут соберите ответные бланки у всех.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту навыка чтения:

1 – леса

2 – птица, птичка

3 – луч света, лучик, луч, звук

4 – густые

5 – стояли, деревьев стояли, встали

6 – тихо

7 – слышала

8 – листа, листочка, листика

9 – под

10 – не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся 5 класса для определения уровня (зоны) развития навыка чтения.

Содержание

показателя

Зоны
1 2 3 4 5
уровень патологии слабый уровень средний уровень хороший уровень высокий уровень
Навык чтения 0–4 5–7 8–9 10

Интерпритация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).

Зона 2. Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и небольших по объему. Такой ребенок не читает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.

Зона 3. Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознано определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Зона 4. Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Зона 5. Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных и лингвистических способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.