Проект «Расту здоровым»

Актуальность

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье — это самое главное в жизни человека, так как оно дает ему возможность самореализоваться, добиться цели в жизни, быть полезным людям, и конечно же быть счастливым.

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
и самую важную роль в состоянии человека играет его образ жизни. Часть этих факторов мы изменить не в силах, но образ жизни – это выбор каждого человека.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем проект «Расту здоровым» по пропаганде здорового образа жизни, сохранению здоровья и формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни и созданию условий для выявления и развития, способных к  научно-исследовательской работе, творческой деятельности учащихся  образовательных учреждений. Этот проект является результатом реализации программы развития школы «Ступени здоровья», которая реализовалась  в МБОУ г.Иркутска СОШ № 67  с 2012 по 2017 гг. С сентября 2011 МБОУ г.Иркутска СОШ № 67 является экспериментальной площадкой МЕГАПРОЕКТА ИПКРО г. Иркутска по направлению «Охрана здоровья в условиях интенсификации образования» с проектом «Культура здоровья», приказ № 100 от 13.09.2011, также с мая 2017 года школа работает по программе развития «Школа здоровья».

Гипотеза

Только здоровый физически и духовно человек может достичь высоких результатов в учебе, творчестве и спорте!

Цель

Создание условий для выявления и развития, способных к  научно-исследовательской работе, творческой деятельности учащихся  образовательных учреждений. Воспитание личности признающей приоритет здорового образа жизни, стимулирование эффективной деятельности школьников и их педагогов в формировании культуры здоровья.

       Задачи

  1. Выявить способных учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности, признающих здоровый образ жизни.
  2. Обеспечить максимально возможный охват участием   в научно-практической

          конференции учеников и  учителей школ области.

  1. Развить социальную, познавательную и здоровьесберегающей активности учащихся.
  2. Пропаганда здорового образа жизни (активный образ жизни, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, положительные эмоции).

Методы

Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами провели исследование, обработали результаты и представили их в виде диаграмм, рисунков, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. Данный проект разработан с целью приобщения школьников к здоровому образу жизни. Проект способствует формированию негативного отношения к алкоголю, курению, наркотикам, даёт возможность получить знания о правильном питании, информирует о сердечно-сосудистых заболеваниях и их предупреждениях, закаливание организма и охране здоровья человека .

При создании проекта мы опирались на следующие принципы:

  • Здоровье-это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы.

          Твое здоровье — в твоих руках.

  • Здоровье не все – но все без здоровья ни что.
  • Осознанно вредить своему здоровью — глупо.

          Объяви войну вредным привычкам.

  • Без вредных привычек от жизни можно получить гораздо больше.
  • Физическое и психологическое здоровье неразделимы.

          Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте,

          творчестве, учёбе. Не будь равнодушным!

          Помоги тем, кто попал в беду.

  • Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое

          отношение к жизни.

Основные принципы реализации:

  • Сознательность
  • Активность
  • Систематичность и последовательность
  • Повторение и цикличность
  • Доступность и индивидуализация
  • Оздоровительная направленность

        Основное мероприятие проекта

Областная научно-практическая конференция «Расту здоровым» для учащихся 4-9 классов, которая проходит ежегодно 7 апреля, во Всемирный день здоровья.

Во время конференции работают секции:

  • Профилактика вредных привычек
  • Туризм и спорт
  • Психическое здоровье
  • Духовно-нравственное здоровье
  • Правильное питание
  • Экология
  • Через математику к здоровью.
  • Профилактика инфекционных заболеваний.

        Описания проекта

Предмет исследования:

Учебно-воспитательный процесс в  образовательном учреждении, направленный на сохранение и укрепление здоровья обучающихся как фактора их личностного развития.

Реализация проекта «Расту здоровым» планируется по следующим направлениям: образовательный процесс (в рамках изучения отдельных предметов школьной программы); внеклассная работа.

Участники проекта: Учащиеся 4-9 классов, учителя – предметники, классные руководители,  родители учащихся образовательных учреждений Иркутской области.

Стратегия развития экспериментальной деятельности

  1. Формирование системы мотивации учителей, классных руководителей на активную творческую работу, направленную на формирование культуры здоровья учащихся.
  2. Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, преемственность процесса формирования культуры здоровья, физического воспитания и развития детей.
  3. Создание и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий по развитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей, формированию навыков ЗОЖ.

План реализации

Этапы Результаты
Диагностический этап

Сентябрь -ноябрь

Выбор темы исследовательской работы, подбор литературы, ее анализ.

Составление плана исследовательской работы, ее актуальность, цель, задачи.

Прогностический этап

декабрь  – март 

Ожидания от проекта, образ будущего результата (продукт проекта).
Практический этап.

апрель

Выступление на НПК «Расту здоровым», представление и защита работы.
Итоговый этап

апрель-май

Издание сборника материалов конференции.

Публичный отчет об итогах реализации проекта.

 

Ожидаемые результаты

  • Увеличение количества учащихся, занятых исследовательской работой;
  • Привлечение внимания учащихся к своему здоровью;
  • Развитие творческого потенциала учащихся.

Показатель результативности:

Воспитательный:

Учащиеся понимают:

  • здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни.
  • здоровье – одна из ценностей человеческого бытия.
  • каждый человек ответственен за свое здоровье.

          Развивающий:

Учащиеся

  • характеризуют признаки физического и душевного здоровья.
  • знают основные правила личной и общественной гигиены.
  • объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь)

Учебный:

Учащиеся знают:

  • что здоровье свойство их организма.
  • о здоровье физическом и душевном.
  • теоретические и практические знания, которые они приобрели, можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья

Партнеры

ООО «Сетевой институт дополнительного профессионального образования» (СИДПО), общеобразовательные учреждения города Иркутска и Иркутской области, Педагогический институт Иркутского государственного университета, ИРГУПС.

Прогнозы  эффективности использования здоровьесберегающих технологий

  1. Сформированность у обучающихся отношения к своему здоровью как общечеловеческой ценности и привитие навыков здорового образа жизни.
  2. Проявление у педагогов, учащихся и их родителей активности, инициа­тивы и творчества в организации и проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, обучающихся в школе.
  3. Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь.

Результаты реализации:

  1. Протоколы проведения НПК «Расту здоровым»
  2. Сборник материалов конференции.
  3. Сценарии агитбригат о здоровье.

Каждый год учащиеся под руководством учителей предметников, классных руководителей работают в рамках реализации данного проекта под девизом: «В здоровом теле – здоровый дух!»