Проект

Проект «Создание системы практико-ориентированного обучения педагогов»

 

Система повышения квалификации в настоящий момент показывает свою неэффективность: при активной деятельности организаций в сфере повышения квалификации качество образования обучающихся не изменяется. Напротив уровень выпускников образовательных учреждений падает.

Проводимые конкурсы не дают практического эффекта по распространению передового педагогического опыта. Рамки распространения этого опыта, как правило, заканчиваются самими конкурсантами и экспертами, и дальше этот опыт не идет.

Мероприятия, выносимые на метод объединения, семинары и конференции, хотя и имеют большое значение для повышения квалификации, но не имеют системного  характера в формировании навыков эффективной педагогической деятельности.

Опыт нашей организации, которая состоит из педагогов проработавших в системе дополнительного профессионального обучения более 15 лет, показывает, что дальнейшее использование старой парадигмы дополнительно профессионального образования, а именно теоретико-лекционную форму, повсеместно принятую в доп. образовании приведет только к дальнейшему ослаблению кадрового потенциала педагогов. И это вопрос особенно остро стоит на этапе инноваций изменений образовании.

Целью настоящего проекта является

создании практико-ориентированной системы повышения квалификации педагогов (на примере дошкольных организаций).

Задачи:

  1. Разработка методик выявление педагогических затруднений. Определить круг участников инновационной деятельности и провести диагностику качества образования в инновационной сфере
  2. Разработать методическое сопровождение по реализации проекта
  3. Сформировать базу для модульного практико-ориентированного обучения.

Проблемой повышения уровня дополнительного профессионального образования для педагогов наша организация занимается с момента ее организации. Собственно в основе идеи создания Сетевого института дополнительного профессионального образования лежит принцип «Лучший опыт доступен всем педагогам». При создании СИДПО планировалось привлечь к этой деятельности только лучших педагогов в своей сфере, чьи компетенции востребованы в дополнительном профессиональном образовании (что сложно сделать в бюджетном учреждении, где основной критерий для работника «отсиживание часов»).

Поэтому поиском проблем повышения качества образования мы занимаемся не первый год, и наш опыт показывает, что теоретическая подготовка педагога, хотя и имеет большое значение, но на данном этапе развития системы повышения квалификации на первое место должно выйти практико-ориентированное обучение педагогов.

В этой области нами сделаны первые шаги: разработан проект «Совершенствование методических служб», разработана информационная площадка проекта сайт https://metodist.posidpo.ru, подписаны соглашения о сотрудничестве с методическими службами и образовательными организациями по данному проекту, утвержден план работы, педагоги приступили к формированию своих профессиональных портфолио (https://metodist.posidpo.ru/kollektsiya-portfolio-pedagogov), проводятся практико-ориентированные мероприятия по повышению квалификации педагогов, в течение 1 года под нашим руководством действуют 9-ть областных инновационных площадок (https://posidpo.ru/innovatsionnyie-ploshhadki/) и уже получены первые практические разработки инновационных площадок в рамках этой работы (https://posidpo.ru/deystvuyushhie-innovatsionnyie-ploshadki/).

В настоящий момент нами проводится конкурсная работа для выявления передового педагогического опыта: https://posidpo.ru/rubrici/pegconcursi/.

Разработаны партнерские проекты для педагогов и преподавателей ДПО https://posidpo.ru/partnerskaya-programma-obmena-pedago/.

На сайте публикуются методические разработки и статьи педагогов (https://posidpo.ru/publikatsiya-metodicheskih-materialov/), ежемесячно проводятся заочные конференции с изданием сборника работ (индексируется РИНЦ) (https://posidpo.ru/publikatsiya-statey-v-sbornike/).

Предаваемый нами проект «Создание системы практико-ориентированного обучения педагогов» планируется реализовать на начальном этапе для дошкольных образовательных учреждений. Для этого на первом этапе запланировано разработки диагностического инструментария для дальнейшего проведение выявления основных и значимых затруднений педагогов в реализации образовательной деятельности на территории Иркутской области. Рамки проекта для нас не ограничиваются только Иркутской областью и по возможности будут расширены на региональный и федеральный уровни. Для этого нами уже запланированы мероприятия: Областная научно-практическая конференция «Расту здоровым» для учащихся 4 – 9 классов (07.04.2018 г. конференция) г. Иркутск (https://posidpo.ru/oblastnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-rastu-zdorovyim-dlya-uchashhihsya-4-9-klassov/) и Летняя школа здоровья- 2018 г. (https://posidpo.ru/letnyaya-shkola-zdorovya-2018/).

Данный опыт мы планируем доработать, систематизировать и дополнить на первом этапе.

Более того нашими сотрудниками ведется научная деятельность по разработке основного инструментария по оценке эффективности и гигиенической целесообразности инновационных педагогических технологий. Имеются научные статьи, опубликованные в журналах (ВАК, РИНЦ, Web of Science, Scopus).

На втором этапе работы по проекту мы сможем выявить основные затруднения педагогов, что определит дальнейшую работу по поиску и выявлению лучшего опыта. Для этого мы планируем тесное сотрудничество с методическими службами, активное проведение конкурсных мероприятий, публикацию методических материалов и разработок. Для этого готовится платформа для расширенной публикации разработок педагогов.

На третьем этапе с примерами успешной реализации образовательной педагогической деятельности будут работать консультанты, которые помогут исправить некоторые погрешности, недоработки и преобразовать имеющийся опыт для дальнейшей трансляции и распространения. Полученные открытые занятия будут показаны педагогам, нуждающимся в наглядном примере исправления их затруднений в обучении. Открытые занятия будут реализованы в контексте курсовой подготовки (72 часа и более), которая будет реализована по принципу: 2 часа теоретических объяснений проблем затруднений педагогов и их возможные варианты решений, 3 часа открытых занятий и 1 час интерактивного обсуждения результатов и перспектив. Итоговая аттестация будет заключаться в реализации своего учебного занятия.

На четвертом этапе мы планируем скомпоновать модель реализации практико-ориентированного обучения педагога по итогам проделанной работы и апробировать модель на предмет эффективного соотношения результатов входной диагностики и итоговых результатов. Для этого планируется создать системы входной диагностики, которая позволит записаться на нужный курс и получить не только методологические, но и практические результаты обучения педагога.

План реализации

Этапы:

 

Основные задачи этапа реализацииРезультаты
ДиагностическийВыявить наиболее значимые затруднения педагоговРазработан диагностический инструментарий, выявлены основные затруднения педагогов
Диагностико-методическийОпределить лучший опыт по основным вопросам, вызывающим затруднения

 

Сформирована база по передовому педагогическому опыту
Супервизорский или консалтинговыйДоработать представление лучшего педагогического опыта для его системного распространенияПроведены консультации и документационное сопровождения передового педагогического опыта
АпробационныйРазработать и апробировать модель  практико-ориентированного повышения квалификации педагогов.Разработана модульно-накопительная система практико-ориентированного обучения и выявлены перспективы ее роста.

 

Ожидаемые результаты:

РезультатыСостав инновационных разработок
1.     Разработан диагностический инструментарий, выявлены основные затруднения педагоговАнкеты, тесты, методические указания, методические рекомендации, инструкции, авторские разработки, статьи. Обследовано 3000 педагогов.
2.     Сформирована база по передовому педагогическому опытуПортфолио педагогов, портфолио проектов и разработок, портфолио образовательных организаций

Справочник-путеводитель по инновационным разработкам (100-200)

3.     Проведены консультации и документационное сопровождения передового педагогического опытаПроведена супервизия имеющегося инновационного опыта (100-200)
4.     Разработана модульно-накопительная система практико-ориентированного обучения и выявлены перспективы ее роста.Курсовая подготовка 1000 педагогов по проблемам затруднений в обучении (40 групп)