Программа «Одаренные дети» – «Поколение XXI века – развитие личностного потенциала»
1.Паспорт учреждения образования
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Вихоревская средняя общеобразовательная школа № 2»;
Иркутская область Братский район г. Вихоревка ул. Пионерская,18;
тел: 8(3953) 40-65-00; факс: 8(3953) 49-85-04
директор – Жеребцова Татьяна Александровна, заместитель директора по воспитательной работе – Зарубина Надежда Николаевна.
- II. Тема инновационного педагогического опыта
Программа «Одаренные дети» – «Поколение XXI века – развитие личностного потенциала»
III. Идея изменений/гипотеза
Создание условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и детей, обладающих высоким творческим потенциалом в различных областях интеллектуальной, творческой, спортивной и организационной деятельности.
- IV. Концепция изменений
Концептуальные позиции программы «Одаренные дети» ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры с себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме. Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Успешен в школе – успешен в жизни» – тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.
При работе со способными и одаренными детьми необходимо придерживаться следующих принципов:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Возможные риски при реализации программы:
- неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
- рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.
- V. Условия реализации изменений.
Программа сопровождения способных и одаренных обучающихся разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МКОУ «Вихоревская СОШ № 2» и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь одаренным и способным детям.
Работа с одаренными детьми возможна, так как в школе есть необходимые условия, которые позволяют вовлечь в ту или иную деятельность максимальное количество детей:
- Квалифицированные кадры
- Учебный план (Внеурочная деятельность в 1-7 классах, и часы школьного компонента)
- Штатные единицы: вожатая, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, психолог, социальный педагог, педагог-логопед)
- Школьные спортивные секции
- Социокультурное взаимодействие с социальными партнерами
- НОУ «Открытый мир»
Информационное обеспечение:
1.Нормативно-правовое обеспечение:
— Положение о НОУ “Открытый мир ”
— Положение о проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников;
— Положение о проведении школьной научно-практической конференции «Весь мир тебе открыт».
2.Программное обеспечение (программы курсов, факультативов)
3.Подготовка информационно-методических материалов: рекомендации по оформлению исследовательских работ, проектов, презентаций.
4. Оформление проектно – исследовательских работ, справок и отчетов о проделанной работе.
Организационно-методическое обеспечение:
Изучение и обобщение актуального опыта работы педагогов и социальных партнеров по внедрению программы сопровождения способных и одаренных обучающихся.
- VI. Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии.
При успешной реализации программы сопровождения способных и одаренных обучающихся предполагаются следующие достижения:
- На уровне «ученик, участник программы»:
– положительная динамика результатов успеваемости;
– положительная динамика количества и качества результатов интеллектуальных, творческих конкурсов и спортивных состязаний различного уровня;
– положительная динамика результатов сформированности ключевых компетентностей;
– положительный имидж участников программы;
– успешная социализация участников программы;
– удовлетворенность качеством образовательных услуг школы.
- На уровне «родитель (законный представитель) ученика»:
– позитивное отношение к школе;
– удовлетворенность качеством образовательных услуг.
3.На уровне «педагог, участник программы»:
– положительная динамика профессиональной деятельности;
– рост заработной платы;
– успешное прохождение аттестации (выполнение требований по качеству результата деятельности).
4.На уровне школы:
– позитивный имидж школы;
– повышение конкурентноспособности школы в городе и, как следствие:
– увеличение контингента обучающихся;
– увеличение фонда оплаты труда;
– приток способных, талантливых, одаренных обучающихся из ОУ города, в которых не созданы условия для развития таких детей;
– приток квалифицированных педагогических кадров.
VII. Продукт инновационной деятельности
Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению развития интеллектуальной и социальной одаренности учащихся на уровне основного общего образования, включающие направления деятельности с педагогами, детьми и родителями