Программа «Одаренные дети» – «Поколение XXI века – развитие личностного потенциала»

1.Паспорт учреждения образования

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Вихоревская средняя общеобразовательная школа № 2»;

Иркутская область Братский район г. Вихоревка ул. Пионерская,18;

тел: 8(3953) 40-65-00; факс: 8(3953) 49-85-04

директор – Жеребцова Татьяна Александровна, заместитель директора по воспитательной работе – Зарубина Надежда Николаевна.

 

  1. II. Тема инновационного педагогического опыта

Программа «Одаренные дети» – «Поколение XXI века – развитие личностного потенциала»

 

III. Идея изменений/гипотеза

Создание условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и детей, обладающих высоким творческим потенциалом в различных областях интеллектуальной, творческой, спортивной и организационной деятельности.

 

  1. IV. Концепция изменений

Концептуальные позиции программы «Одаренные дети» ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры с себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме. Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Успешен в школе – успешен в жизни» – тезис, отражающий в некоторой степени  характерный признак нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

При работе со способными и одаренными детьми необходимо придерживаться следующих принципов:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Возможные риски при реализации программы:

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

 

  1. V. Условия реализации изменений.

Программа сопровождения способных и одаренных обучающихся разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МКОУ «Вихоревская СОШ № 2» и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь одаренным и способным детям.

Работа с одаренными детьми возможна, так как в школе есть необходимые условия, которые позволяют вовлечь в ту или иную деятельность максимальное количество детей:

  • Квалифицированные кадры
  • Учебный план (Внеурочная деятельность в 1-7 классах, и часы школьного компонента)
  • Штатные единицы: вожатая, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, психолог, социальный педагог, педагог-логопед)
  • Школьные спортивные секции
  • Социокультурное взаимодействие с социальными партнерами
  • НОУ «Открытый мир»

Информационное обеспечение:

1.Нормативно-правовое обеспечение:

—   Положение о НОУ “Открытый мир ”

—   Положение о проведении школьного этапа всероссийской  олимпиады школьников;

—    Положение о проведении школьной научно-практической конференции «Весь мир тебе открыт».

2.Программное обеспечение (программы курсов, факультативов)
3.Подготовка  информационно-методических материалов:  рекомендации по оформлению исследовательских работ, проектов, презентаций.
4. Оформление проектно – исследовательских работ, справок и отчетов о проделанной работе.

Организационно-методическое обеспечение:

Изучение и обобщение актуального  опыта работы педагогов и социальных партнеров по внедрению программы сопровождения способных и одаренных обучающихся.

 

  1. VI. Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии.

            При успешной реализации программы сопровождения способных и одаренных обучающихся предполагаются следующие достижения:

  1. На уровне «ученик, участник программы»:

– положительная динамика результатов успеваемости;

– положительная динамика количества и качества результатов интеллектуальных, творческих конкурсов и спортивных состязаний различного уровня;

– положительная динамика результатов сформированности ключевых компетентностей;

– положительный имидж участников программы;

– успешная социализация участников программы;

– удовлетворенность качеством образовательных услуг школы.

  1. На уровне «родитель (законный представитель) ученика»:

– позитивное отношение к школе;

– удовлетворенность качеством образовательных услуг.

3.На уровне «педагог, участник программы»:

– положительная динамика профессиональной деятельности;

– рост заработной платы;

– успешное прохождение аттестации (выполнение требований по качеству результата деятельности).

4.На уровне школы:

– позитивный имидж школы;

– повышение конкурентноспособности школы в городе и, как следствие:

– увеличение контингента обучающихся;

– увеличение фонда оплаты труда;

– приток способных, талантливых, одаренных обучающихся из ОУ города, в которых не созданы условия для развития таких детей;

– приток квалифицированных педагогических кадров.

 

VII. Продукт инновационной деятельности

Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению развития интеллектуальной и социальной одаренности учащихся на уровне основного общего образования, включающие направления деятельности с педагогами, детьми и родителями