Роль лечебной физкультуры в оздоровлении ребенка-дошкольника

Роль лечебной физкультуры в оздоровлении ребенка-дошкольника

A role of curative physical education is in making healthy of preschool child-child


 

            Рачёва Татьяна Алексеевна

Racheva Tatiana Alekseevna

инструктор по физической культуре

МКОУ Шелеховского района  Начальная школа – детский сад № 4,  г. Шелехов.

tanyra4@mail.ru

 

Аннотация. В статье расположен материал о значении лечебной физкультуры для развития дошкольников. Статья адресована родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Annotation. In the article material is located about the value of curative physical education for development of preschool children. Addressed to the parents and teachers of preschool educational establishments.

Ключевые слова: лечебная физкультура, осанка, плоскостопие, профилактика нарушений осанки и стопы.

Keywords: curative physical education, posture, flat feet, prophylaxis of violations of posture and foot.

Здоровье – великая ценность. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это цель всех родителей и одна из главных задач педагогов.

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. И поэтому, дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, так как это время наиболее интенсивного роста и развития. Многие допускают ошибку, недооценивая значение этого возраста, но именно в этом возрасте формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно тогда ребёнок осознает движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Часто естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), и это сказывается на общей и двигательной активности ребенка.

Все чаще в детский сад приходят дети с заболеваниями опорно-двигательной системы, такими как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз. Главные причины этому — недостаточная двигательная активность; нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха; слабая организация закаливающих и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Об этом нужно помнить, потому что  дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья и физического развития.

Лечебная физкультура (ЛФК) – это научная медицинская дисциплина, изучающая средства физической культуры, используемые с лечебной целью. Таким образом, главное направление использования лечебной физкультуры — это воспитание культуры здоровья, призванное сыграть важнейшую роль в оздоровлении детей.

Педиатры отмечают, что одно из первых мест среди всех отклонений в состоянии здоровья детей занимают нарушение осанки и плоскостопие.

Осанка – это привычное положение тела в покое и при движении. Это умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильная осанка естественна и красива: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Формируется осанка с раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития. Чем раньше начнется профилактика и коррекция различных видов нарушений осанки, тем больше  вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах. [1]

Неправильная осанка – основная причина детского сколиоза.

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника, которое сопровождается изменением формы позвонков. Как правило, нарушение осанки и искривление позвоночника возникают в старшем дошкольном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей еще не закончено, кости гибки и податливы.

На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних  конечностей, в частности плоскостопие.

Плоскостопие — это деформация стопы, при которой происходит уплощение ее свода. Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода. [2]

Плоская стопа может быть врожденной, а может образоваться в процессе жизни.  Основным средством профилактики и методом лечения плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голени.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Обнаружить плоскостопие у детей можно простым способом, намазав стопы ребенка краской (или любым не вредным красителем) и поставить малыша на чистый лист бумаги. Если отпечаток свода стопы широкий, если нагрузка приходится на среднюю часть стопы, то это свидетельствует о плоскостопии. Также стоит обратить внимание на походку ребенка. Поводом для беспокойства является выкручивание носков наружу и «вгибание» стоп вовнутрь.

 Для устранения плоскостопия большое значение имеют специальные педагогические приёмы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные игры и элементы спортивных игр ­волейбола, баскетбола.

Дети, имеющие нарушения осанки и стопы отличаются невысокой двигательной активностью, общей медлительностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Для устранения таких нарушений необходимо вести определенную работу, которая предполагает два направления: профилактика и коррекция.

В условиях детского сада создаются все необходимые условия для своевременной профилактики нарушений осанки и стопы. К этим условиям относится подбор специального оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц позвоночника, стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование осанки, сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Другим условием является проведение различных мероприятий, направленные на профилактику нарушений и повышение двигательной активности дошкольников. и утренняя и корригирующая гимнастики, босохождение после дневного сна и в летний оздоровительный период, физкультурные занятия, динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры.  Эти же профилактические меры могут быть использованы родителями в домашних условиях.

Спецификой лечебной физкультуры ЛФК для ребенка является сочетание общего оздоровительного влияния с лечением. При этом ЛФК охватывает такие методы, как физические упражнения, лечебный массаж, занятия на тренажерах, подвижные игры, трудотерапия, лечебные положения тела. Чтобы ЛФК давала положительные результаты, необходимо заниматься ею регулярно, под присмотром специалиста, с последовательным увеличением физической нагрузки. Уровень же самой нагрузки напрямую зависит и от физической подготовки ребенка, и от его возраста, особенностей заболеваний, самочувствия. Необходимо отметить, что работу в этом направлении проводит специалист в условиях лечебного учреждения, имеющий соответствующую подготовку.

Коррекция нарушений осанки и стопы — процесс длительный. Поэтому занятия лечебной физкультуры должны проводиться систематически, не реже 2-х раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях.

В работе с дошкольниками необходимо применять не отдельные упражнения, а целые комплексы данных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком. Во время применения комплекса упражнений взрослый внимательно наблюдает за ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь, делает указания, подбадривает.

Центральное место в лечебной физкультуре занимают упражнения игрового характера: большинство из них носят названия из живого мира и, соответственно названиям, выполняются движения и позы: (дерева, животных, птиц). Указания даются детям соответственно подобранному образу, так легче освоить и запомнить упражнения. Главное — вызвать желание двигаться активно, с удовольствием. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Объяснения должны быть краткими, нацеленными на качественное выполнение упражнений: точность положений и направлений движения тела, стопы и отдельных частей тела с хорошей амплитудой, должным мышечным напряжением. При этом важно следить за точным соблюдением исходного положения, четким выполнением промежуточных и конечных поз, соответствием выполнения движений заданному темпу.

В процессе комплекса важно следить, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

Система занятий ЛФК вырабатывает осознанное отношение к своему здоровью, знакомит с доступными способами его сохранения и укрепления, формируют потребность в ежедневной двигательной активности. Дети получают хороший заряд бодрости и эмоциональный настрой, что положительно влияет на их здоровье.

Библиографический список:

  1. Еремина, Р.А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников / Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 146с.
  2. Каштанова, Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Г,В. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чумакова. – М., – 104с.