Распутин А.В. Содействие гармоничному развитию, всесторонней физической подготовки и укрепления здоровья обучающихся, привитие потребностей к систематичным занятиям физической культурой

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Содействие гармоничному развитию, всесторонней физической подготовки и укрепления здоровья обучающихся, привитие потребностей к систематичным  занятиям физической культурой

           Promoting the harmonious development, a omprehensive fitness and health promotion of students, instilling needs to systematic physical trainin

 

Распутин Анатолий Васильевич                                                                  Rasputin Anatoliy  Vasilevich

Учитель основ безопасности

жизнедеятельности МБОУ

Усть-Удинская СОШ №2

Россия, пос. Усть-Уда

anatol.rasputin@yandex.ru

 

Аннотация. Чтобы охватить детей систематическими занятиями физическими упражнениями, надо привить  подросткам потребность к физическому совершенствованию, ежедневным занятиям физическими упражнениями. Осуществление данной задачи требует, прежде всего, усиления воспитательной работы, направленной на формирование у каждого школьника этой потребности. Особое значение воспитательной работы объясняется тем, что потребность — это психологическое состояние, характеризующееся влечением личности к определённым действиям, которые воспринимаются как необходимое условие существования.

Annotation. To cover the children systematic physical exercise, it is necessary to instill in young people the need to improve the physical, daily physical exercise. The implementation of this task requires, above all, strengthening of educational work aimed at developing each student that need. Particular importance of educational work due to the fact that the need — a psychological condition characterized by the attraction of the person to certain actions which are perceived as a necessary condition of existence.

Ключевые слова. физические упражнения, способности, воспитание, формирование, потребности, оснащение, усвоение.

Keywords.exercise, abilities, education, formation, needs, equipment, learning.

В процессе воспитания мы планомерно должны формировать у детей именно такое состояние, которое характеризуется как влечение к занятиям физическими упражнениями с целью развития своих способностей, укрепления здоровья.

Без осознанного желания, стремления самих занимающихся совершенствовать свои физические возможности нельзя достаточно успешно осуществлять их физическое воспитание.

Формирование у детей разумных потребностей, в том числе и потребности физического совершенствования, является сложным и многогранным педагогическим процессом. Характер потребностей и процесс их формирования зависит от многих воздействий на ребёнка со стороны школы и родителей, средств массовой информации, литературы и искусства, общественных организаций.

При этом сам ребёнок должен стать активным участником процесса формирования личных потребностей, и от его сознательности, активности во многом зависят успехи в этом деле.

Вопрос о том, как формировать у обучающихся потребность физического совершенствования, в методике физического воспитания освещен слабо.

Педагогам, каждому по своему усмотрению приходиться решать эту задачу самостоятельно.

Анализ передовой практики показывает, что процесс формирования у детей потребности физического совершенствования состоит из следующих взаимосвязанных направлений:

  1. Воспитание у детей положительного отношения, интереса к занятиям физическими упражнениями;
  2. Вооружение детей знаниями по физической культуре, гигиене, физиологии человека и формирование на их основе убеждений в необходимости систематически заниматься физической культурой;
  3. Формирование умений и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  4. Практическое приучение обучающихся, к ежедневным занятиям физической культурой в режиме школьного и внешкольного времени.

Названные выше направления достигаются в практике работы педагога в тесной связи с единым учебно-воспитательным процессом.

Выработка у детей интереса к процессу выполнения физических упражнений становится одним из мотивов внутреннего побуждения их к занятиям физической культурой, важным условием для формирования соответствующей потребности.

У младших детей интерес, как правило, рождает положительные эмоции, вызванные непосредственно самим выполнением упражнений.

В средних и старших группах наряду с развитием интереса большое значение приобретает формирование у детей убеждений, благодаря которым занятия физической культурой воспринимаются как необходимое условие разумно организованной повседневной жизни.

Там, где ведётся такая работа, у детей отмечаются положительные изменения в проявлениях своего отношения к физическому совершенствованию.

Эти проявления у разных ребят различны, и зависят они от уровня развивающейся потребности. Так у одной группы, в недавнем прошлом равнодушных, появилось влечение к занятиям физическими упражнениями.

Они ищут возможности развивать себя в группах ОФП, проявляют большое прилежание и настойчивость на занятиях.

У другой развилось действенное желание и стремление, путём систематических упражнений, включая самостоятельные занятия дома, достигнуть хорошей техники. У третьей группы подростков укоренилось сильное желание, страсть настойчиво тренироваться, строго соблюдать режим с целью достичь высоких спортивных результатов, завоевать почётные места в соревнованиях.

Формирование у детей интереса к занятиям физической культурой в значительной мере зависит от того, какая атмосфера царит в коллективе,  какое место занимают занятия в жизни ребёнка. А это, в свою очередь, зависит от отношения к делу педагога.

Пробуждению и развитию у школьников интереса к физической культуре способствует качественное проведение  занятий, хорошее оснащение и эстетическое оформление материально-спортивной базы.

Хорошая база содействует не только качественному усвоению обучающимися знаний и умений, но и успешному осуществлению воспитательных задач, в частности воспитанию интереса к занятиям физическими упражнениями.

Воспитание интереса проходит более успешно, если ребята получают посильное задание, испытывают удовольствие от самого процесса успешного выполнения упражнений.

Обеспечить правильность усвоения учебного материала обучающимися, имеющими различную степень двигательной подготовленности, должны дифференцированные задания. Важную роль в привитии учащимся интереса к занятиям физическими упражнениями, потребности в них играет личный пример учителя.

Только вооружив учеников умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями, можно рассчитывать на успех воспитания у детей потребности физического совершенствования.

Каждый урок должен стать определённой ступенькой в формировании данной потребности. Формируя у детей умения самостоятельного выполнения упражнений, организовывать подвижные спортивные игры, не следует забывать и о стимулировании детей к таким занятиям со стороны родителей, семьи, поскольку самостоятельные занятия дома или по месту жительства дети осуществляют по собственной инициативе, руководствуясь своими убеждениями в их необходимости. [1]

Самовоспитание действует не только на укрепление здоровья, физическое совершенствование, но и на привитие обучающимся положительных моральных, волевых качеств, на умственное развитие и, наконец, на избрание ими будущей профессии. [2]

Важным разделом работы по привитию детям  потребности физического совершенствования является формирование у них соответствующих убеждений. Основой для формирования убеждений являются знания по физической культуре.

При этом важное значение имеет обеспечение взаимосвязи между практическими умениями и теоретическими знаниями обучающихся.

Осуществлению этой связи способствует выполнение четырёх важных условий:

во-первых, создание на уроках ситуаций, побуждающих занимающихся к приобретению и применению знаний;

во-вторых,  в самостоятельном выполнении различных заданий на уроке;

в-третьих, вооружение детей действенными знаниями о правилах занятий физическими упражнениями дома и по месту жительства.

Формированию у обучающихся нужных убеждений способствует доходчивое объяснение учителем значения физической культуры для всестороннего развития, работоспособности, выработки положительных морально-волевых качеств. При этом важную роль играет личность педагога, единство его слов о физической культуре и практического применения им  в своей повседневной жизни. [3]

Практическое приучение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом в режиме школьного и внешкольного времени является решающим условием выработки у них потребности физического совершенствования. Потребность формируется через привычку.

Ведь привычка — это сформированный навык, выполнение которого стало потребностью. А привычка, как известно, вырабатывается в результате многократного повторения определённого действия, поступка.

Библиографический список

  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2003, с. 346.
  2. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. Дрофа, 2006, с. 331.
  3. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Физическая культура. Упражнения и игры в школе. – М: Издательство НЦ ЭНАС, 2006, с. 271.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.