Рассказ о горячем и холодном сердце. Урок по курсу внеурочной деятельности «Мастерская выразительного чтения» В.А.Синицына

Автор: Брезина Н.Н.,учитель первой квалификационной категории МБОУ НШДС №13

Цель: формировать у учащихся представления о сердце с точки зрения нравственности.

Задачи:

Предметные:

  • расширить значение понятия «сердце» через рассказ, народную мудрость и высказывания великих людей.
  • формировать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям через размышление над понятиями «добро», «сердечность», «добромыслие».
  • способствовать развитию связной речи, мышления, умения делать выводы, выделять главное, анализировать и обобщать;
  • помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость изучаемого материала.

Метапредметные:

  • познавательные:развивать умение строить речевое высказывание в устной форме, искать и выделять необходимую информацию; под руководством учителя  осуществлять  обобщение, выводы (подведения под понятие); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 
  • коммуникативные:формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, выражать свою точку зрения, уважительно относиться к  мнению собеседника; развивать навыки партнерского взаимодействия, умения работать в группе; использовать в общении правила вежливости; владеть монологической и диалогической формой речи; участвовать в диалоге;  
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем, осуществлять контроль и самоконтроль по результату и способу действия, проговаривать последовательность действий на занятии; работать по составленному плану;  учить  понимать цель и смысл выполняемых заданий;

Личностные:

  • формировать нравственные качества: доброжелательность, сердечность, благородство, щедрость души;
  • развивать желание у детей делать добрые поступки и искоренять в себе негативные качества;
  • развивать эмоционально-ценностную сферу учащихся;
  • воспитывать доброе отношение к людям через народную мудрость, способствовать пониманию детьми своего внутреннего мира.

Форма работы с детьми: решение проблемных задач.

Методы обучения: проблемный, эвристическая беседа, совместный поиск.

Технологии:

-проблемно-диалогическая технология;

-технология  личностно-ориентированного обучения;

-информационно-компьютерная технология.

Оборудование занятия:

Демонстрационное:

ТСО: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint.

Для парной работы:

Макет сердца, карточки для парной работы, таблица вопросов, цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Инсценировка притчи учащимися.

Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель: Как известно, притча – это кладезь мудрости. Она дает  ответы на самые сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Что такое добро и зло? Правда и ложь? Любовь и ненависть? Кто такой человек? Каково его место в мире? В чем смысл его жизни?

 2. Сообщение темы

— Сегодня у нас необычное занятие, сегодня у нас занятие добромыслия. Вслушайтесь в это слово. Кто услышал в этом слове другие слова, из которых состоит слово «добромыслие»? (Добро, мысли).

— Верно. Кто сумеет объяснить, что значит «добромыслие»? (добрые, светлые,  благие мысли)

— Мудро сказано, что каждая чистая светлая мысль есть зарождение Добра, которая способствует преображению мира.

Тема нашего занятия: Доброта ……….. лучше щедрости.
Монгольская

«Счастье человека – в его ….»

— Какое слово, по вашему мнению, нужно вставить? (Ответы ребят)

— Да, верно, это слово сердце.

— Итак, тема нашего занятия: «Твоё счастье – в твоем сердце».

3.Постановка проблемных вопросов

— На нашем занятии мы постараемся ответить на следующие вопросы:

— Что такое красота сердца?

— Какие бывают сердца у людей?

— Какие сокровища хранит в себе сердце

  1. Сообщение плана занятия

— У нашего занятия есть план. Давайте посмотрим его:

  1. Копилка народной мудрости.
  2. «Тонкие вопросы»
  3. Одна история.
  4. Вдумчивое чтение.
  5. «Очистим сердце».
  6. «4 угла»

 

  1. Работа с пословицами

— Давайте обратимся к «Копилке народной мудрости.»

Сердце сердцу весть подает. (Русская пословица)

Обогащай ум не в ущерб сердцу.  (Русская пословица)

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (Башкирская пословица)

Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца. (Индейская пословица)

Красота сердца дороже красоты лица. (Японская пословица)

— Какие лучшие человеческие качества и чувства живут в сердце? (перечисление)

Учитель: Действительно,  мудрость веков в пословицах и поговорках отдаёт сердцу одно из самых важных мест в жизни человека. Такие замечательные человеческие качества, как милосердие, сердечность, человечность связал народ с сердцем. Если задуматься о том, какие широкие полномочия определены сердцу всеми народами и во все времена, то неловко думать о нем как о моторе, перегоняющем кровь.

 

— Давайте попробуем открыть одну из вечных тайн нашего сердца —  его  необыкновенную красоту.

— В чем красота сердца? (выслушиваю ответы)

— Всякий ли человек может видеть красоту в окружающем его мире?

  1. Сегодня мы познакомимся с «Рассказом о горячем и холодном сердце»
  2. ПРОГНОЗ  ПО  НАЗВАНИЮ  (прием «Тонкий и толстый вопрос»)Письменная работа.
Что?
Кто?
Когда?
Где?
Как?

 

  1. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧАЩИМИСЯ

-Поделитесь своими первыми впечатлениями, мыслями, выберите из копилки слов свое состояние, настроение.

-Что вас потрясло?

— Был ли момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировал?

-Подчеркните в предложении- названии рассказа ключевое, наиболее важное по смыслу слово. Объясни свой выбор.

6.Вдумчивое чтение. Целостное восприятие рассказа(повторное чтение всего текста)

  1. Докажи словами из текста, что у одного путника было горячее сердце, а у другого сердце холодное.
  2. С какой интонацией обращается к путнику человек с горячим сердцем? Что больше в его голосе- хвастовства или чувства уверенности, радости?
  3. Прочитайте насмешливо все реплики человека с холодным сердцем.
  4. Где повстречался путникам старик- отшельник?
  5. Докажи словами из текста, что мудрец был беден.
  6. Что сказал старик после обеда?
  7. Почему старик сказал человеку с горячим сердцем, что он уже давно нашел свое счастье?
  8. Подчеркни в рассказе место, в котором автор выразил основную мысль- идею.
  9. В чем философский смысл произведения?

 

3.ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОГНОЗУ

Заполнить таблицу после чтения. Что совпало с предварительным прогнозом?

  1. Игра «Очистим сердце» (в группах)

Учитель: Какое может быть сердце? (размышление, ответы вслух)

доброе – жестокое

горячее – холодное

чуткое – глухое

бескорыстное – жадное

смелое – трусливое

 

Вывод: В сердце могут жить как положительные качества, так и отрицательные.

— Посмотрите, что я вам принесла (учитель держит в руке макет сердца из бумаги)

— Это сердце вам нужно очистить, т.е. заменить в нем отрицательные качества на положительные. Например: ненависть – любовь и т.д.

(работа в группах)

— Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(кто-то один в группе читает все записанные положительные качества, называя и его противоположную сторону).

 

Учитель: Вы сейчас не просто перечисляли положительные качества, живущие в сердце, а вы называли те истинные ценности и сокровища, на которых держится наш мир, а в большем масштабе и весь Космос.

Спасибо Вам за работу!

  1. «4 УГЛА»

Попробуем подвести итог урока и определить, о чём всё-таки притча и чему она нас научила. В 4-х углах доски вы видите высказывания. Прочтите их внимательно и сделайте свой выбор: какое из высказываний, на ваш взгляд. Наиболее точно и полно выражает суть рассказа, его главную мысль.

КРАСОТА СЕРДЦА ДОРОЖЕ КРАСОТЫ ЛИЦА.(Японская мудрость)

ОДНИ СЛЕПЫ ГЛАЗАМИ, ДРУГИЕ – СЕРДЦЕМ. (Индийская мудрость)

ТОТ, КТО УКАЗЫВАЕТ НА ТВОИ НЕДОСТАТКИ, НЕ ВСЕГДА ТВОЙ ВРАГ, ТОТ, КТО ГОВОРИТ О ТВОИХ ДОСТОИНСТВАХ  —  НЕ ВСЕГДА ТВОЙ ДРУГ. (Китайская пословица)

СТРАДАНИЕ И БОЛЬ ВСЕГДА ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ШИРОКОГО СОЗНАНИЯ И ГЛУБОКОГО СЕРДЦА. (Достоевский Фёдор Михайлович).

  1. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным  для меня было…

Мне больше всего…

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать отзыв о рассказе, подготовить пересказ.