Разработка классного часа для 3-4 классов по теме: «Ваши права, дети!»

Автор: Козик Людмила Владимировна

учитель начальных классов I квалификационной категории 

МБОУ НШДС №13

Классный час

Тема: «Ваши права, дети!»

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

Форма проведения:  учебно – игровое занятие.

Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, у детей – листочки с отрывком из рассказа А.П.Чехова «Ванька», тесты.

Ученики встают в круг, взявшись за руки. Произносят речевку:
Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу)
Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону)
Здравствуй, миг! (делают шаг вперед)
Здравствуй, век! (делают шаг назад)
Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)
Учитель: А теперь повернитесь лицом к соседу справа – пожмите руку друг другу, улыбнитесь, повернитесь к соседу слева — пожмите руку друг другу, улыбнитесь.

Учитель

. — Сегодня Наташа принесла интересную книгу. Кто из вас прочитает её название?

-Кто знает сказку « Золотой ключик или приключение Буратино» А. Толстого?

-Послушайте фрагмент из этого произведения (зачитывается отрывок о событиях в кукольном театре).

-Как Карабас Барабас обращается с куклами?

С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и открыта для подписания, ратификации и присоединения. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49. Она ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

-Как вы думаете, какие же права имеют дети?

— Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

А теперь некоторые цифры нашего времени:

  • Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Давайте все вместе послушаем песенку Смешариков из мультфильма « Азбука прав ребёнка».

Учитель. — О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?

( О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).

1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
1-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
2-й ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка.

3-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
1-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
Учитель: А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.
1-й ученик. Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».
2-й ученик. Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)
3-й ученик. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)
4-й ученик. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)
5-й ученик. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)
6-й ученик. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)
7-й ученик. Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)
8-й ученик. Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. (ст.37)
9-й ученик. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)
Учитель. А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.

Учитель. В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав ребёнка, и дано их толкование, принимая во внимание, что “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения”. Человек родился, как сложится его судьба, какую жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения. Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье. Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой. Семья нас учит толерантности в отношениях с людьми разных национальностей, уважению к людям разных национальностей.

Закрепление.

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок  ихний  плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение. Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

Игра «Разрешается – запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (разрешается).

Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

1 станция «Сказочная»

      Учитель. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Вопросы на доске:

  1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино»). (Карабас Барабас.)
  2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)
  3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

На доске 3 записи:

  1. Право на бесплатное образование.
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
  3. Право на неприкосновенность жилища.

Учитель. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:

  1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то, какое право они нарушили?
  2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права?
  3. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом?

2 станция «Музыкальная»

“Скажи, о каком праве говорится в песне?”

  1. Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету…
  2. Мы дошкольниками были,
    Мы ходили в детский сад.
    Мы из глины мастерили
    И лошадок и зайчат.
    А теперь, а теперь,
    Открывай нам, школа, дверь!..
  3. На прививку, третий класс!
    Вы слыхали? Это нас….
  4. Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
    И съела кузнеца…
  5. Пусть всегда будет солнце!
    Пусть всегда будет небо!
    Пусть всегда будет мама!
    Пусть всегда буду я!

3 станция «Угадайкино»

Игра « Кто больше угадает прав»

1) Свидетельство о рождении.

-Что это за документ? О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь Право на имя).

2) Сердечко.

— Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).

Что значит забота? Кто о вас заботится? (Родители, государственная власть РФ, педагоги, мед. Работники,  психологи, организации по правам ребенка –Опека, соц. защита)

3) Домик.

— Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения

4) Конверт.

— Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).

5) Учебник.

— А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).

6) Красный крест

Право на медицинскую помощь

7) Кровать.

Право на отдых.

Учитель: Сейчас для каждой команды прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны будете сказать, о каких правах в ней идет речь.
1 команда:
«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)
2 команда:
«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)
3 команда:
«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)
4 команда: «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) .
(Право пользоваться благами, право на отдых )

Тест «Соблюдаю ли я устав школы» (ДА+, НЕТ-)

  1. Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе.
  2. Хожу всегда аккуратным.
  3. Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам.
  4. Берегу школьное имущество.
  5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца.
  6. Не дерусь с ребятами на перемене.

7.Уважительно отношусь к работникам школы.

  1. Приношу форму на занятия физкультурой.

Нужно пользоваться правами не принося вред другим людям. Иначе это будет расцениваться как  нарушение прав  и наказываться по закону РФ.

Подведение итогов.

Учитель.

В каком международном документе записаны права детей?

Какие основные права вы запомнили?

Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Список используемой литературы:

  1. И.В. Козленко Проект программы «Азбука практического права: изучаем вместе».
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Декларация прав ребенка.
  4. Конституция РФ.
  5. Закон РФ «Об образовании».
  6. В.В. Антонов «Изучаем права человека», – Москва: издательство Вита пресс, 2005.
  7. А. Певцова «Теория и методика обучения праву», – Москва: издательство Владос, 2003.
  8. Интернет ресурсы:
    • Конвенция о правах ребенка: www.school-sector.leraln.ru
    • Правовой портал: laf.rambler.ru
    • Правотека.ру: www.pravoteka.ru