Разработка урока литературы для 7 класса. Николай Васильевич Гоголь. Жизненный и творческий путь. История создания повести «Тарас Бульба»

Хурсенко Надежда Васильевна,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3», г. Братск

Тема урока: Николай Васильевич Гоголь. Жизненный и творческий путь. История создания повести «Тарас Бульба». 7 класс.

 

Предварительное домашнее задание (по группам): подготовить кейсы по творчеству Гоголя Н.В.


Украйна тихо волновалась

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья народной старины

Народной чаяли войны…

А. С. Пушкин «Полтава»

 

Цель урока:углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н.В.Гоголя;  познакомить с исторической основой произведения Н.В.Гоголя.

 

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • расширить знания учащихся о творчестве Н. В. Гоголя, истории создания его произведений;
  • заинтересовать повестью, завершающей первую часть сборника «Миргород»-
    «Тарас Бульба» — повестью об освободительной борьбе запорожских козаков
    против польско-литовского господства;
  1. Развивающие:
  • овладевать умением собирать материал по предложенной теме и систематизировать его;
  • развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности;
  • раскрывать творческий потенциал учащихся;
  • формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса;
  • учиться анализировать характеры и поступки героев;
  • продолжить работу над развитием речи обучающихся;
  • продолжить формирование навыка создания презентации на данную тему;
  1. Воспитательные:
  • способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ;
  • развивать представление об эстетической ценности разных произведений искусства.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, беседа);
  • наглядный (работа с иллюстрациями);
  • частично-поисковый и проблемный (работа над созданием презентации).

Оборудование урока:

Презентация учителя к уроку (проектор, компьютер, экран) Кейсы, созданные учителем и учащимися Статьи о Н.В.Гоголе (из учебника) Персональные компьютеры (Зшт.)

 Ход урока:

  1. I. Орг. момент.

Дети рассаживаются за три стола, т.е. делятся на три   группы.

  1. II. Опрос. У нас сегодня очень серьезная тема, но в начале ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
  2. На какие 3 больших рода делятся все художественные произведения? (эпос, лирика, драма )
  3. Какие лирические жанры вам известны? Драматические? Эпические?

3.Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимого опричника,

Да про смелого купца, про Калашникова…

  • Назовите автора этих строк, назовите род литературы, к которому относится это произведение, жанр. (М.Ю.Лермонтов, эпос, поэма)
  1. Тест, самопроверка

III. Просмотр отрыков из художественных фильмов по мотивам произведений Н.В.Гоголя

  • Отрывки из каких фильмов вы сейчас увидели? («Майская ночь, или утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба».)
  • Вспомните, по мотивам чьих произведений поставлены данные фильмы?
  1. IV. Целеполагание
  • Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
  • Верно. И некоторые из Вас уже прочитали повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» летом, остальным только предстоит познакомиться с ней.
  • А теперь подумайте, что мы сегодня должны узнать на уроке, что понять? Что будем делать?

 

  1. V. Слово учителя. Да, мы сегодня вновь обращаемся к творчеству писателя, чьи произведения не стареют, они как бы остаются вне времени. В чем же загадка Гоголя? Может быть, в том, что он всю жизнь стремился к  идеалу.

К  одному  и  тому  же   произведению   Николай   Васильевич возвращался по несколько раз. Также произошло и с «Тарасом Бульбой». (слайд3) Первый вариант 1835 г. не устроил писателя, и он вновь возвращается своим героям, и в 1842 г. выходит новая редакция произведения. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, которая изображена в повести? На этот вопрос мы и попытаемся дать ответ на сегодняшнем уроке. И тема нашего разговора — завершающая первую часть сборника «Миргород»- «Тарас Бульба» . Мы приступим к знакомству с повестью об освободительной борьбе запорожских козаков против польско-литовского господства;(Миргород, город, центр Миргородского района Полтавской обл. УССР, на р. Хорол в бассейне Днепра), в 103 км к С.-З. от Полтавы. Ж.-д. станция (на линии Ромодан — Полтава). 29,1 тыс. жителей (1973).)

 

Раннее творчество

С некоторыми произведениями мы уже познакомились в прошлом году. Это ранние произведения Николая Васильевича, в них больше фантастики, вымысла. А в этом году мы начинаем изучать реалистическое произведение, отражающее историю запорожского казчества.

Имя молодого писателя стало известно в 1831 — 1832 г.г. после выхода в свет 2-х частей его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обе части, состоящие из 8-ми повестей, совершенно новое явление в русской литературе (слайд 6). Со страниц повестей повеяло дыханием подлинной народной жизни. Все эти произведения основаны на украинском народном творчестве, народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Гоголя об Украине. Мрачное настроение сменяется добродушным юмором и безудержным весельем, реальная жизнь с фантастическим вымыслом. А. С. Пушкин писал о книге Гоголя: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная… Все это так необыкновенно в нашей литературе…»

1 апреля 2014 года исполняется 205 лет со дня рождения писателя.

Мы знаем, что Н.В.Гоголь родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года, в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Отец, Василий Афанасьевич Гоголь — Яновский, принадлежал к дворянскому роду, интересовался литературой и даже написал несколько комедий на украинском языке, а в мае 1821 года привез сына Николая в город Нежин для сдачи экзаменов в гимназию высших наук. Именно там и проявились задатки будущего таланта. На небольшой сцене гимназисты играли по праздникам комические и драматические пьесы. Гоголь расписывал роли, рисовал декорации. Сооружал подмостки и даже шил костюмы… Естественно, что он и играл почти в каждом спектакле. Его актерский талант, талант передразнивания, здесь раскрылся полностью. Он был одинаково хорош во всех ролях.

Украинского деда он играл так, что зал качало от смеха.

В ранних произведениях Гоголя («Вечера_на хуторе близ Диканьки», «Вий») фантастическое выходит на передний план сюжета (чудесные метаморфозы, появление нечистой силы), оно связано с фольклором (малороссийские сказки и легенды) и с романтической литературой, которая тоже заимствовала такие мотивы из фольклора.

Отметим, что одним из «любимых» персонажей Гоголя является «чёрт». Различная нечистая сила часто появляется в сюжетах «Вечеров на хуторе близ Диканьки» не страшном, а скорее смешном виде (есть и исключения, например, демонический колдун в «Страшной мести»).

Обратимся к эпиграфу (слайд10).

«Украйна тихо волновалась:

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья народной старины

Народной чаяли войны…»

(Учитель зажигает свечу).

Зажигая эту свечу и вглядываясь в ее огонь, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили герои «Тараса Бульбы». Огонь — вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны — татарва, с другой — поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни.

А более подробную информацию об основных этапах жизни и творчества Н.В.Гоголя,

исторических истоках повести вы через 15 минут всеобщему вниманию представите сами.

Для этого мы поработаем в группах.

  1. Работа в группах
  • Одна группа подготовит нам презентацию на тему: «Основные этапы жизни и творчества Н.В.Гоголя». Вам предлагается кейс №1, а вы должны, выбрав необходимую информацию, составить сообщение и подобрать необходимые иллюстрации.
  • Другая – составит устное сообщение и хронологическую таблицу о творчестве писателя, используя кейс №2
  • 3группа — сочинение – миниатюра «Письмо возмущённого читателя» и «Письмо восхищённого читателя» (в группу входят дети, прочитавшие ранее)

VII. Рефлексия.

Выходя из кабинета, учащиеся проходят мимо компьютера, на котором запущена программа, и щелкают мышкой по кнопке с оценкой (рисунок слева). Скачать по ссылке http://kpolyakov.spb.ru/prog/vote.htm.

Разработка урока  литературы для 7 класса. Николай Васильевич Гоголь. Жизненный и творческий путь. История создания повести «Тарас Бульба»
После того, как все проголосовали, учитель расширяет окно программы, перетащив его правую границу, и видит результаты.