Развитие информационной грамотности обучающихся начальной школы на уроках русского языка посредством интерактивной образовательной онлайн-платформы учи.ру

0 руб.

Развитие информационной грамотности обучающихся начальной школы на уроках русского языка посредством интерактивной образовательной онлайн-платформы учи.ру

Development of information literacy of primary school students in Russian lessons through the interactive educational online platform uchi.ru

 

                                                                                 Воробьёва Карина Юрьевна

Vorobyova Karina Yurievna

преподаватель ГБПОУ ИО ЧПК, г. Иркутск

karina.vorobyova.00@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены возможности интерактивной образовательной онлайн-платформы учи.ру для развития информационной грамотности обучающихся начальной школы.

Annotation. The article discusses the possibilities of the interactive educational online platform uchi.ru for the development of information literacy of primary school students.

Ключевые слова: ФГОС НОО, информационная грамотность, информационная компетентность, интерактивные платформы, онлайн-платформа учи.ру.

Keywords: FSES NOE, information literacy, information competence, interactive platforms, online platform uchi.ru.

Реализация ФГОС НОО нового поколения в системе образования Российской Федерации продолжаются работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями [1].

Современные подходы к обучению предметов в начальной школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни [17].

Одним из основных показателей становления личности младшего  школьника является формирование информационной  грамотности, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. В процессе обучения учащимся начальных классов часто требуется выполнять задания, которые требуют от них умений ориентироваться в большом объёме информации, найти и выбрать тот материал, который подходит к теме. Это задания типа: написание сообщения, доклада, подбор литературы по заданной теме. Но, к сожалению, младший школьник, как правило, самостоятельно это задание выполнить не может и просит помощи взрослых. Получается, что задание выполняет взрослый, а ребёнок его лишь воспроизводит. Возникает вопрос: как помочь маленькому ребёнку ориентироваться в большом объёме информации? На данный момент нет никакой методики для  обучения детей информационной грамотности, и эта проблема остаётся не разрешённой, актуальной и востребованной [16].

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР) [21].

Главной целью использования ЦОР и ЭОР, обеспечивающих изучение русского языка на уровне основного общего образования, является повышение качества филологического образования и увеличение степени его доступности.

Актуальность развития информационной грамотности младших школьников  использования возможностей интерактивных образовательных онлайн-платформ, таких как «Учи.ру» обусловлена требования Федеральными государственного образовательного стандарта НОО в части постановки задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции [4].

Некоторые дети хорошо воспринимают устные задачи, но им сложно даются письменные предметы, а другие – наоборот. Есть и те ребята, которым сложно обучаться на любом уроке, и часто проблема заключается в скорости восприятия и в том, что ребенок попросту не понимает абстрактных вещей, о которых говорит учитель.

Чтобы занятия детей были интересными и притягательными, нужен особый подход, поэтому была создана платформа uchi.ru («Учи.ру») в онлайн-режиме, там школьники могут изучать нужные предметы, в том и по русскому языку, в интерактивной интересной форме, выполняя каждый день по 20 заданий разных сложностей. Более подробно познакомимся с этой онлайн-платформой «Учи.ру».

В публикациях, посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и  включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях.

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» [12].

Информационные  компетентности:

– Навыки деятельности по отношению к информации в учебных  предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

– Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

– Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».

Информационная культура рассматривается, как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает  возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

В рамках реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» получил реализацию проект «Разработка инструмента оценки информационной компетентности учащихся», где информационная компетентность трактовалась как способность учащихся и педагогов использовать информационные технологии для доступа к информации, её организации, обработки, оценки, а также её создания и передачи [7].

В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,  передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета [2].

Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.

Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника? Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем

Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно-методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер.

Формирование основ информационной компетентности мы рассматриваем как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимно дополняют и взаимообогащают друг друга. Считаем, что первоначально нужно сформировать у учащихся информационную культуру Информационная культура предполагает  возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической [5].

Компьютер и Интернет являются мощными инструментами поиска, обработки и обмена информацией, которые уже используются и в обучении детей младшего школьного возраста. Мы решили рассмотреть возможности развития информационной грамотности младших школьников посредством образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» на уроках русского языка. Онлайн-платформа «Учи.ру» – уникальный всероссийский портал, позволяющий детям и их родителям изучать школьные предметы, не выходя из дома. Интерактивная школа находится в свободном доступе, а специально разработанные программы идеально подходят не только для учащихся, но и для работников в сфере образования [14].

Немного о сервисе «Учи.ру». Он появился во Всемирной сети сравнительно недавно – в 2015 году. Символом платформы стали забавные динозаврики, которые сейчас можно увидеть в образовательном мультсериале «Заврики». Сам же сервис представляет собой место, где разрабатываются курсы и методики, позволяющие деткам подтянуть школьную программу. Статистика, которую ведут организаторы проекта, показывает, что на сегодняшний день онлайн-платформа пользуется большой популярность по всей России: вместе с «Учи.ру» обучаются более 10000 школ и 1000000 учеников. Это не считая тех детей, которые занимаются по методикам проекта совместно [13].

Зачем нужна Онлайн-платформа «Учи.ру»? Основная задача платформы осваивать школьные предметы в игровой и увлекательной форме. Когда полученные знания можно будет использовать на практике, применить в реальной жизни, дети намного внимательнее относятся к обучению. И такие практические занятия нужные не только по физике либо химии, где проводятся интересные опыты, но и по другим предметам. Платформа позволяет сделать процесс обучения увлекательным и ярким. Возможность индивидуального подхода позволяет выстроить программу предмета для каждого ученика. Уже сейчас на ней обучается более полутора миллиона человек, ею пользуются сто тысяч учителей. Дети не только осваивают предметы, но и участвуют в олимпиадах, проверяя свои знания. Главная особенность проекта Учи.ру в том, что он дает возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Это позволяет не только проверить свои знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификат, грамоту или диплом, которые можно использовать при поступлении – эти награды, хоть и выпускаются в электронном виде, легко принимаются во многих учебных заведениях [19].

Как найти «Учи.ру»? Ввести в строке любой поисковой системы название платформы на русском языке «Учи.ру» и выйдет ссылка на сайт. В основном она появляется самая первая в списке других сайтов [9].

Как зарегистрироваться? Если вы хотите зарегистрироваться на сайте, то вы должны быть либо учителем или воспитателем, либо родителем одного из учащегося. К сожалению, ради интереса получить доступ к аккаунту не получится. В данном случае, чтобы пройти регистрацию в «Учи.ру» и получить доступ к родительскому аккаунту, необходимо обратиться к классному руководителю ребенка. Педагог должен выдать специальный ключ (код), который поможет пройти полноценную регистрацию, а в дальнейшем следить за успехами своих деток и заниматься с ними по предложенным методикам. Воспитатель и учитель. В первую очередь педагоги должны пройти регистрацию в «Учи.ру», чтобы выдать ключ родителям. Для этого необходимо ввести в специальные ячейки такую информацию, как адрес электронной почты, настоящие Ф.И.О и актуальный номер телефона, город работы и полное название школы, указать обучаемый класс и выбрать программу, например, для 5-9 классов. После этого педагогу важно создать список своего класса, куда вносятся такие данные, как Ф.И.О каждого ученика и его возраст. Благодаря умной системе, платформа «Учи.ру» сгенерирует не повторяющиеся коды. Именно эти ключи и позволят родителям получить доступ к образовательным курсам [18].

Какие предметы можно изучить? Еще одна особенность онлайн-платформы – возможность изучения всей школьной программы. «Учи.ру» специализируется на создании и разработки курсов по определенным предметам. Поэтому и требуется, чтобы учителя обязательно указывали свой класс, квалификацию и образование. Основные предметы в «Учи.ру» – математика, русский язык, английский язык и другие школьные дисциплины. Все зависит от программы обучения – чем старше школьник, тем больше предметов открывается к изучению. Все методики и курсы разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Что касается русского языка. По русскому языку разрабатываются задания отдельно по каждой теме, например, тема: «Глагол как часть речи» и дано несколько заданий по уровню сложности, от самого легкого до более сложного. Что такое глагол? Зачем нужны глаголы? Какова роль глаголов?  И таким образом, построено обучение [6].

Процесс обучения с «Учи.ру» стал более легким и увлекательным для детей, ведь сервис имеет яркий дизайн с забавными персонажами. Симпатичные иллюстрации подбадривают деток интересными заданиями, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость у школьников. «Учи.ру» – уникальная и умная система, ведь она способна анализировать успехи школьника и разрабатывать для него дальнейшую программу. То есть все задания можно получить, когда будут пройдены тестовые работы. Особенность проекта в том, что он не вызывает у детей негативные эмоции, когда они не способны решить какую-либо задачу. Для этого система подсказывает правильные ответы, направляя ребенка и развивая его логическое мышление. Совсем недавно были продуман особый план, который бы мотивировал детей к получению знаний. Для этого разработчики создали уникальный мультсериал, который можно посмотреть только после прохождения определенного задания. Однако есть и минус у проекта: можно бесплатно изучать школьные предметы в «Учи.ру» только до 16:00, пока детки находятся на уроках в учебном заведении. В вечернее время (после 16:00) можно выполнить лишь 20 увлекательных заданий, а для получения бесконечного доступа важно приобрести подписку, стоимость которой не превышает 150-300 рублей в месяц [3], [22].

Можно выделить основные моменты работы платформы:

  • Обучение. Это решение определенных интерактивных задач, каждая из них помогает освоить школьную программу определенного уровня. И в них смоделированы те ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Детям они знакомы, и оттого интересны: они понимают, о чем идет речь, и это придает им уверенности.
  • Взаимодействие, диалог. Также важно, что система ведет с учеником диалог, хвалит за правильные действия и не ругает за неправильные, как это иногда бывает в школе, а предлагает подумать. Более того, она будет задавать уточняющие вопросы, что и приведет ребенка к нужному ответу. Как только задание выполнено, можно переходить к следующему, и все хотят играть максимально долго.
  • Индивидуальность подхода. Аналитики нужны для того, чтобы научить систему проводить анализ действий ученика, быстроту выполнения ним заданий и допущенные ошибки. Каждому подбираются индивидуальные задачи в определенной последовательности, даются объяснения, чтобы дети полностью освоили сложные моменты. Учи.ру способна подстроиться под учеников, которым нужно больше времени для освоения материала, помогает анализировать им ошибки [25].
  • Предметы. В данный момент на платформе есть обучение по русскому язык, английскому, математике, а также занятия для начальных классов по окружающему миру.
  • Мониторинг. У учителя есть возможность получить статистические данные о результатах каждого ребенка, проанализировать количество выполненных задач в любой момент и время, которое было потрачено для этого. Также можно увидеть наиболее сложные темы, чтобы уделить им больше внимания [23].

Почему платформа идеально подходит для учителей? Педагоги, впрочем, как и ученики или родители, могут повышать свою квалификацию с помощью просмотров вебинаров от руководителей проекта. Как правило, они освещают вопросы не только касательно самого предмета, но и помогают учителю стать более компетентным в вопросе передачи информации. К тому же уникальный сервис «Учи.ру» анализирует успехи каждого ученика и подсказывает педагогу о том, какой упор нужно сделать, чтобы подтянуть знания своих подопечных. Все это преподносится в виде статистики, где можно увидеть успехи ребенка, количество выполненных заданий и совершенных ошибок [24], [23].

Мнения и отзывы об «Учи.ру» доказывают, что данная онлайн-платформа помогает улучшить знания по многим школьным предметам. А игровая форма обучения делает процесс увлекательным и интересным. Со всероссийским сервисом дети становятся более усидчивыми и заинтересованными. Статистика доказывает, что желание обучаться по системе на сайте только возрастает с каждым днем – это отличный показатель прогресса. Рецензии и отзывы об «Учи.ру»: Родители в восторге от эксперимента с мотивирующим мультфильмом – детки охотнее занимаются. Платформа развивается и становится более популярной, появляются новые курсы, вебинары и семинары [20].

Единственный минус у сервиса – платный премиум-аккаунт, позволяющий заниматься на сайте без ограничений. Однако многие родители забывают, что этот проект создали заинтересованные лица, без какой-либо поддержки. А 300 рублей в месяц – это не такая уж и большая сумма, чтобы помочь ребенку получить полноценные знания. Дети с восторгом обучаются на платформе. Материалы написаны доступным языком, поэтому школьникам легче осваивать информацию. Отзывы об «Учи.ру» доказывают, что такая сумма полностью перекрывает расходы за обучения ребенка у репетиторов, чьи занятия обходятся в 500-1000 рублей за час [15].

Чем отличается платформа от аналогичных? Во-первых, разработанный сервис индивидуально обрабатывает данные каждого ученика. Благодаря этому платформа предлагает абсолютно разные методы обучения. Например, если ребенок часто совершает ошибки, то процесс изучения предметов меняется – видоизменяются задания и игры, появляются пояснения и дополнительная помощь, проводится тщательная работа над ошибками. Во-вторых, символ Дино (смешной динозавр) постоянно ведет диалог с ребенком, подсказывая ему куда нажать и как приступить к заданиям. Все адаптировано так, чтобы школьник чувствовал, словно он находится в учебном заведении. В-третьих, ученики 1-2 класса могут обучаться в игровой форме, с помощью которой они знакомятся с внешним миром [14], [5].

Несмотря на то, что изначально онлайн-платформа «Учи.ру» опиралась на изучение математики, она полюбилась многим ученикам. Поэтому стали разрабатываться новые курсы и теперь школьники 1-9-х классов могут полноценно подготавливаться по таким предметам, как русский и английский язык, окружающий мир. Многочисленные и регулярные олимпиады вырабатывают у детей тягу к знаниям, упорность и целеустремленность. Можно смело сказать, что сервис призывает малышей стремиться к лидерству, а для этого необходимо постоянно развивать свои способности. Сегодня по данной платформе занимаются дети во всех городах России, начиная от Москвы и заканчивая Владивостоком, Сургутом. На праздниках нередко появляется талисман сервиса – красно-желтый динозавр Дино, посещающий школы, одаривая малышей игрушками и увлекательной шоу-программой. Теперь родители могут наблюдать за прогрессом своих чад, а детки научатся самостоятельно выполнять домашнюю работу. Однозначно рекомендуется зарегистрироваться в данном сервисе, ведь многочисленные положительные отзывы доказывают, что «Учи.ру» – одно из лучших мест для развития способностей и интеллекта ребенка [4].

Список источников:

  1. Интерактивная образовательная онлайн платформа Учи.ру. [Электронный ресурс] // URL: https://uchi.ru (Дата обращения 08.02.2019)
  2. Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру. Беляева Л.С. [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola (Дата обращения 12.12.2018)
  3. Использование интерактивной онлайн-платформы Учи.ру для повышения качества образования. Куликова Л.В. [Электронный ресурс] // URL: https://zhurnalpedagog.ru (Дата обращения 16.11.2018)
  4. «Учи.ру» – образовательный портал для интерактивного развития детей. Иманова О. В. [Электронный ресурс] // URL: (Дата обращения 21.10.2018)
  5. Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе Храмцова Е.А. [Электронный ресурс] // URL: (Дата обращения 11.01.2019)
  6. Опыт работы с онлайн платформой для учащихся начальной школы «Учи.ру». Тишкова М.С. [Электронный ресурс] // URL: . (Дата обращения 10.02.2019)
  7. Опыт работы с сайтом «Учи.ру» Вежливцева Т.Л. [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/topic-145578626_35098778 (Дата обращения 12.04.2019)
  8. Расскажите про «Учи.ру» Т.И. Урифанова [Электронный ресурс] // URL: https://www.babyblog.ru/community/post/shkola/3190959 (Дата обращения 07.04.2020)