Развитие коммуникативных способностей как условие адаптации обучающихся в социальной сфере
Развитие коммуникативных способностей как условие адаптации обучающихся
в социальной сфере
Development of communication skills as a condition for adaptation of students in the social sphere
Кучук Елена Михайловна
ЧПОУ ИТЭиП, г. Иркутск
elmk0205@ yandex.ru
Аннотация. В статье представлены формы учебной и внеучебной деятельности преподавателя, способствующие развитию коммуникативных способностей у обучающихся.
Annotation. The article presents the forms of educational and extracurricular activities of a teacher that contribute to the development of students ‘ communication abilities.
Ключевые слова: Общение, адаптация, педагог, обучающийся, тренинг, самооценка, коллектив, команда.
Keyword: Communication, adaptation, teacher, student, training, self-assessment, team, team.
Важнейшим показателем культуры человека является его общение с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Общение способствует расширению кругозора людей, развитию интеллекта, приобретению знаний и умений для успешной профессиональной деятельности. Общение людей друг с другом – сложный процесс, которому учатся в течение всей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Выпускники техникума, приступившие к самостоятельной работе, быстро понимают, что для успеха недостаточно только профессиональных знаний и умений, требуется нечто большее, а именно, умение общаться.
Научиться общению может и должен каждый, кто по роду своей деятельности ежедневно сталкивается с людьми. Развитие коммуникативных способностей, как условие адаптации обучающихся в современных условиях во многом зависит от деятельности преподавателей и работников техникума.
Адаптация – процесс приобщения обучающегося к условиям обучения в техникуме, новой организации умственной деятельности. Выделяют три формы адаптации: профессиональную, социально-психологическую и дидактическую. Профессиональная адаптация – это приспособление к содержанию и компонентам учебного процесса в техникуме, к особенностям избранной профессии. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных отношений с сокурсниками и преподавателями. Дидактическая адаптация обеспечивает преемственность в системе «школа-техникум», постепенное введение в сферу профессионального обучения. Помимо этого, имеются физиологические и медицинские аспекты, связанные, прежде всего, с перестройкой организма к новым условиям. Для первокурсника процесс адаптации протекает как приспособление к новым условиям обучения, к новым формам и методам работы, в том числе самостоятельной. Можно выделить основные трудности адаптационного периода обучающихся, на которые кураторам следует обратить внимание:
- отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних школьников из коллективов школ;
- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная подготовленность к ней;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- налаживание быта и самоуправления обучающихся, особенно при переходе из домашних условий в общежитие.[1]
Резкая перестройка привычного образа жизни приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям организма. Поэтому, период адаптации обучающегося будет отмечен низкой успеваемостью, трудностями в общении с однокурсниками. Чтобы сделать период адаптации менее сложным для обучающегося, куратору, да и всем педагогам, необходимо с первых же дней учебы принимать во внимание индивидуальность каждого, особенности его биологического, психологического и социального развития.
С помощью анкетирования можно лучше узнать обучающихся, а именно их характер, особенности воспитания в семье и школе, интересы и наклонности, уровень самооценки и коммуникативности. Проведя такое анкетирование в одной из групп техникума, выяснилось, что основная масса ребят стесняются, когда имеют дело с незнакомыми людьми, не всегда умеют поддержать беседу, высказать свое мнение, часто бывают замкнуты, малообщительны. Большинство обучающихся пассивны. На вопрос «Какие поручения хотелось бы выполнять в группе?», примерно 50% опрошенных ответили, что никаких поручений выполнять не хотят.
Это говорит о том, что ребята боятся трудностей, нового дела и поручения, а может быть и ответственности. Не все ребята умеют точно и кратко излагать свои мысли, быть внимательными к мыслям и чувствам других людей, адекватно реагировать на критику и замечания. Однако, почти во всех анкетах отмечено, что им хочется, чтобы больше проводилось экскурсий, творческих вечеров, конкурсов и других интересных мероприятий воспитательного характера. И это говорит о том, что ребята хотят общения, и нам, педагогам, нужно помочь им в этом.
Общение с обучающимися начинается с урока. На уроке преподаватель может развивать у них такие коммуникативные способности, как способность слушать и говорить, внимательность, аккуратность, исполнительность и дисциплинированность. Способность слушать и говорить – этот коммуникативный навык развивается преподавателем в совместном общении, выработке общей точки зрения. При этом необходимо, чтобы обучающийся не боялся высказать свое мнение, мог поспорить и быть уверенным в том, что его выслушают, при необходимости тактично поправят и помогут разобраться в трудной проблеме.
Необходимо давать индивидуальные задания в виде докладов, рефератов, проводить семинарские занятия. Это позволяет обучающемуся выражать свои мысли на языке конкретной науки, учит умению держаться в обществе, умению слушать и задавать вопросы, развивает активность, ответственность, творческие способности, навыки общения с одногруппниками.
Аккуратность воспитывается путем проверки ведения конспектов обучающимися, заострением внимания на небрежность, хаотичность записей письменных работ. Развитие дисциплинированности происходит при выполнении самостоятельной работы, например, при составлении кроссвордов по предмету, написанию докладов и рефератов. Чтобы воспитывать у обучающихся дисциплинированность, преподаватель должен выработать это качество в себе. Давно замечено, что люди зеркально отражают друг друга. Вряд ли можно завоевать уважение воспитанников, добиться высокой дисциплины, если сам относишься к ним без уважения. А ведь отношение педагога обучающиеся чувствуют и стараются копировать его поведение.
Общение с обучающимися может быть и вне урока. Если на уроке оно ограничивается учебным временем, задачами и структурой урока, во внеурочных формах учебной деятельности обучающиеся чувствуют себя более раскованно, они свободнее общаются с преподавателями.
Рассмотрим, как может проходить общение во внеурочных формах учебной деятельности и как оно может влиять на создание преподавателем взаимоотношений, положительно отражающихся на воспитании и обучении обучающихся. Проведение внеурочных консультаций – это одна из форм организации процесса обучения вне урока для одного или группы обучающихся с целью разъяснения непонятных или сложных вопросов.
Характер сотрудничества на консультации зависит от особенностей преподавания и учения, свойств личности участников взаимодействия, от целей консультации. Вопросы преподавателя должны побуждать обучающихся к высказыванию. Поэтому чрезвычайно важно знать не только о чем спросить, но и как это сделать. Для этого надо знать, как на кого действует вопрос, заданный в той или иной форме. Именно здесь заложены личностные основы обучающего диалога, его большие возможности в оказании помощи обучающемуся, зная психологические особенности которого, преподаватель может изменить отношение обучаемого к себе, доброжелательное отношение преподавателя позволит ему сформировать контакты, ведущие к сближению с обучающимися, научить поведению в обществе.
Учебные экскурсии также способствуют развитию коммуникативных способностей обучающихся. В процессе экскурсии педагог находит возможность разговорить самого неразговорчивого, снять напряжение у наиболее неуравновешенных благодаря тому, что общение во время экскурсий не обусловлено дистанцией между педагогом и обучающимся. Экскурсии в музеи, театры, на выставки дают возможность не только получить навыки общения, но и повышают интерес к жизни, раскрывают потенциал обучающегося, дарят вдохновение. Тематические вечера – это эффективное средство достижения целей обучения и формирования положительных взаимоотношений педагога с обучающимися. Например, проведение вечера по защите окружающей среды. Педагог в процессе подготовки вечера составляет план, рассказывает об актуальности защиты экологической среды (можно на примере Чернобыля), о последствиях экологической катастрофы.
Ребятам поручается самостоятельно определить роли, подготовить тексты выступлений и презентацию, найти видеофильмы по теме. Подобные вечера формируют положительные взаимоотношения между всеми участниками мероприятия. Поскольку некоторые формы организации обучения вне урока требуют от обучающихся определенных организаторских функций, обучающийся-ведущий, например, должен иметь навыки выступления перед аудиторией, уметь видеть и чувствовать ее реакцию, говорить просто и без бумажек, но четко, ярко, свободно.
Одним из средств в преодолении внутренних барьеров, освоении адекватных способов самовыражения у обучающихся, являются тренинги. Например, коммуникативный тренинг, основными задачами которого являются: помочь обучающемуся в осознании универсального характера его трудностей, их распространенности и обычности, «нормальности»; причин его трудностей; преодолении внутренних барьеров; освоении адекватных способов самовыражения; формировании адекватной самооценки.
Цели реализуются при разработке программ тренинга посредством постановки конкретных задач: развитие социальной сензитивности; формирование установки на партнерство; освоение базовых коммуникативных навыков и умений; снятие мышечных зажимов; освоение релаксации. Тренинги проводятся в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности.[2]
Методика проведения данных тренингов может быть различная, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Формирование коммуникативных способностей происходит и в общежитии. Воспитатели помогают пройти период адаптации обучающихся, как можно быстрее, научить их общаться, уживаться друг с другом, воспитать в себе доброжелательность, вежливость, тактичность. Для этого в общежитиях проводятся различные тематические беседы о культуре поведения, о правилах хорошего тона, об умении общаться в обществе, об этикете за столом и др.
Тактика педагогического общения в раскрытых выше формах учебной и внеучебной деятельности способствует развитию у обучающихся коммуникативных способностей, умению работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Список источников:
- Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: теория, методы, диагностика, коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с.288
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова – М.: ТЦ Сфера, 2008. – с.512 с.