Развитие познавательных УУД посредством интерактивных заданий ресурса learningapps.org на уроках литературного чтения в начальной школе
Развитие познавательных УУД посредством интерактивных заданий ресурса learningapps.org на уроках литературного чтения в начальной школе
Development of cognitive eles through interactive tasks of the learningapps.org resource in literary reading lessons in elementary school
Котков Артем Сергеевич
Kotkov Artem Sergeevich
преподаватель ГБПОУ ИО ЧПК, г. Черемхово
Аннотация. В статье рассмотрены возможности ресурса learningapps.org для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы.
Annotation. The article discusses the possibilities of the learningapps.org resource for the development of cognitive universal educational actions of primary school students.
Ключевые слова: Универсальные учебные действия, современные подходы, информационные технологии, сервис LearningApps.org, интерактивное обучение.
Keywords: Universal learning activities, modern approaches, information technology, LearningApps.org service, interactive learning.
Современные обучающиеся начальной школы учатся выполнять действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Такие действия называются «универсальными учебными действиями». Возникновение данного понятия связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. УУД (универсальные учебные действия) делятся на несколько видов, включая познавательные, направленные на познание окружающего мира и работу с информацией. Развитие познавательных УУД может проходить различными способами.
В последние годы, а тем более с введением ФГОС нового поколения, в системе образования Российской Федерации продолжаются работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями [20].
Современные подходы к обучению литературного чтения и других предметов в начальной школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни [4].
В условиях всемирной глобализации развитие информационных технологий приводит к образованию новых способов использования Интернета. На современном этапе развития образования, когда целью является создание условий для максимального развития личностного потенциала каждого обучающегося, социальные сервисы Web 2.0, основные черты которых – интерактивность и социализация, могут способствовать оптимизации процесса обучения. Сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0, преимущество которого заключается в возможности привлечения обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей, что позволяет обучающимся приобретать ту совокупность компетенций, которая необходима для продолжения образования и использования в повседневной жизни [8].
Образование — одна из самых мобильных, динамичных и креативных сфер жизнедеятельности, поскольку имеет дело каждый раз с новым поколением. Каждый педагог понимает: для того чтобы быть высококвалифицированным специалистом, надо быть актуальным — надо работать способами, присущими эпохе. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером) [7].
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения [3].
На сегодняшний день, существует большое количество Интернет-ресурсов для создания интерактивных упражнений. Они могут быть схожими по своим функциональным возможностям, а могут отличаться между собой как функционалом, так и интерфейсом. Какие-то из сервисов можно освоить очень быстро, а над некоторыми приходится изрядно потрудиться, чтобы научиться в них работать. С помощью одного сервиса мы можем быстро и качественно создать викторину. Другой сервис поможет нам в составлении кроссвордов. Тем не менее, каждому из нас хотелось бы иметь под рукой такой инструмент для создания дидактических материалов, который смог бы нам помочь в любой ситуации, и мы смело могли бы назвать его универсальным по развитию всех групп УУД, в том числе познавательных [2].
- Как один из вариантов такого универсального инструмента по развитию познавательных УУД является ресурс LearningApps.org.[9]. LearningApps.org – это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Работая на этом сервисе, мы решили выявить возможности интерактивных заданий ресурса LearningApps.org в развитии познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе. Для этого решили составить и апробировать сборник интерактивных упражнений ресурса org, направленных на развитие познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей).
LearningApps.org разрабатывается как научно–исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау/Герлиц. Разработчики этой платформы: Приска Фукс, Доминик Лойенбергер, Аннемари Вейгольд, Майкл Хильшер, Университет Йоханнеса Гутенберга, Майнц [3].
Современный, удобный сервис для разработки электронных обучающих ресурсов, а конкретно – для разнообразных тестовых заданий. На сайте десятки шаблонов, позволяющих создавать творческие задания любой структуры, включая в них не только текст, но и картинки, аудио- и видеоролики, что бесспорно делает его привлекательным для детей. Стоит отметить, что сервис ориентирован на различный возраст обучающихся [5].
Возможности сервиса LearningApps.org:
- Использование готовых заданий-тренажеров (доступно без регистрации).
- Создание новых заданий-тренажеров на основе готовых.
- Создание заданий на основе имеющихся шаблонов.
- Получение текстовых ссылок на задания и в виде QR-кода, кода для вставки на веб-страницу (доступно без регистрации).
- Сохранение на ПК для использования задания оффлайн.
- Публикация в соцсетях (доступно без регистрации).
- Создание рабочего пространство для работы с классом.
- Использование инструментов для работы и совместной работы (с некоторыми готовыми заданиями можно работать без регистрации).
В данном сервисе очень просто и удобно использовать готовые задания-тренажёры с помощью раздела «Все упражнения». Доступ к готовым ресурсам открыт как для зарегистрированных, так и для незарегистрированных пользователей. Вы можете использовать задания, составленные вашими коллегами, скопировав ссылку внизу задания («привязать» означает выводить задание в уменьшенной рамке поверх страницы вашего личного сайта). Можно также скачать любое задание в виде архива файлов и загрузить их на личный сайт [5], [8].
Присутствует возможность создания аккаунтов для своих учащихся и использования своих ресурсов для проверки их знаний прямо на этом сайте.
Если Вы зарегистрированы на данном сайте как учитель, то у Вас появляется дополнительная вкладка – МОИ КЛАССЫ. В этом разделе Вы можете создать АККАУНТ ДЛЯ УЧЕНИКОВ.
Для ускорения работы список можно вбивать не вручную, а импортировать из другого документа.
Каждому из ваших учеников будет автоматически присвоен логин и пароль, под которыми они будут заходить на сайт и выполнять / создавать упражнения.
Вы можете контролировать их процесс работы, писать свои комментарии, нажав на значок конверта напротив имени учащегося [7].
Условно все разновидности интерактивных модулей, доступные на данном сайте, можно разделить на шаблоны и инструменты.
Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они предполагают наличие заданий, условий выполнения, правильных ответов и чётко определённых действий со стороны обучающегося.
Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку:
- Упражнения на выбор правильных ответов;
- Задания на установление соответствия;
- Задания на определение правильной последовательности;
- Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;
- Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых обучающийся соревнуется с компьютером или одноклассниками.
Инструменты используются для подготовки и применения демонстрационного материала, для организации взаимодействия с учащимися.
При помощи шаблонов сервиса LearningApps.org можно создавать следующие типы упражнений разного вида:
- Выбор, т.е. обучающемуся необходимо из представленных ответов выбрать правильный.
- Викторина с выбором нескольких правильных ответов, (викторина множественного выбора). Присутствует возможность вставки мультимедийного контента: изображения, аудиоматериалы и видеоматериалы
- Викторина с выбором одного правильного ответа. Присутствует возможность вставки мультимедийного контента: изображения, аудиоматериалы и видеоматериалы
- Выделить слова. Слова надо выделить мышью в тексте. Например, это могут быть слова с орфографическими ошибками, слова определённой части речи или термины, не соответствующие определению
- Кто хочет стать миллионером? Приложение на основе популярного во многих странах телешоу. В приложении несколько заданий, уровень сложности которых постепенно возрастает.
- Слова из букв. Обучающая игра, суть которой состоит в составлении слова из букв, расположенных в сетке рядом друг с другом. Слова можно располагать не только по вертикали и горизонтали, но и по диагонали [4], [6].
- Распределение, т.е. обучающийся должен классифицировать объекты в группы по определенному признаку.
- Игра «Парочки» (Pair Game, Парная игра). Суть игры: поочерёдно открываются пары табличек; задача обучающегося – определить соответствуют ли таблички друг другу. Примеры соответствий: два разных изображение одного и того же объекта, изображение объекта и его название, вопрос и ответ и т.д.
- Классификация. Шаблон 1. Можно создать от двух до четырёх групп, с которыми надо соотнести различные элементы. Все элементы сразу «рассыпаны» на рабочем столе в виде табличек, их надо перетаскивать мышкой в соответствующие поля.
- Классификация. Шаблон 2. Можно создать от двух до четырёх групп, с которыми надо соотнести различные элементы. Элементы появляются по одному, и надо указать, к какой группе они относятся.
- Найти на карте. Шаблон позволяет использовать Карты Google (maps.google), введя название центра карты, выбрав тип карты и масштаб (увеличение). Упражнение состоит в том, чтобы расставить на карте маркеры, соответствующие определённым объектам.
- Найти пару. С помощью этого шаблона можно создавать упражнения, в которых необходимо найти пару: текст или картинка, видео или аудио
- Пазл «Угадай-ка». Суть упражнения заключается в том, что необходимо распределить понятия или события по соответствующим группам. В одном пазле должны быть назначены группы понятий. Каждый найденный термин показывает часть основного изображения или видео
- Соответствия в сетке (Matching grid). Суть выполняемых действий: надо перетащить мышкой объекты из одной части поля в другую, совместив их с соответствующими объектами.
- Сортировка картинок. Данное упражнение позволяет маркировать определённые элементы изображений точками. Прекрасно подходит для работы по иллюстрации, схеме, карте, диаграмме.
- Таблица соответствия (Matching matrix). Позволяет выстраивать ряды соответствий сразу по разным признакам (категориям)
- Последовательность. В упражнениях данного типа предполагается выстраивание объектов в определенной последовательности, в зависимости от поставленного задания.
- Расставить по порядку. Требуется расположить таблички в правильном порядке, перетаскивая их мышью.
- Хронологическая линейка. В этом шаблоне последовательность дополнена возможностью установки дат для соотнесения с ними тех или иных исторических эпох, событий, этапов развития.
- Заполнение. Задание предполагает самостоятельное заполнения поля, развернутый ответ на какой-либо вопрос.
- Викторина с вводом текста (Quiz with text input). В одном шаблоне можно объединить сразу несколько последовательно выполняемых заданий, ответы на которые надо не выбирать из готовых вариантов, а вводить самостоятельно. Наиболее очевидный путь использования этого шаблона – ребусы и подобные им занимательные задания.
- Виселица. Очень известная игра, в которой отгадывание слова сопровождается поэтапным рисованием виселицы. За каждый неправильный ответ изображается один элемент виселицы. Надо отгадать слово по буквам до того, как будет нарисована виселица с повешенным человечком
- Заполнить пропуски. Цель этой игры заключается в том, чтобы заполнить все пропуски любыми фразами или данными из выпадающего списка.
- Заполнить таблицу. Максимальное количество столбцов в таблице – 5, количество строк – 10. По заданию таблицу надо заполнить правильными данными. Таблица создаётся автоматически, но можно корректировать её внешний вид. Можно открывать только верхнюю строку, а также в дополнение к ней – любое количество столбцов. Важный момент составления задания: надо отрыть достаточное количество данных, чтобы было понятно, что конкретно надо вписывать.
- Кроссворд. Суть задания не требует пояснений. Для составления кроссворда ничего не надо рисовать или чертить. Введите в соответствующие поля свои вопросы и ответы, остальное сделает программа, сама поместив слова по горизонтали и вертикали и определив места пересечений. Можно также задать фоновую картинку
- Онлайн игры. Данные упражнения предполагают возможность соревноваться со своими одноклассниками.
- Многопользовательская викторина (Multi-User-Quiz). Суть данного упражнения заключается в следующем, упражнение позволяет игрокам выбирать для ответа вопросы из различных категорий и разного уровня сложности. Вопросы могут быть отсортированы по сложности и, соответственно, дают больше очков в игре.
- Где находится это? На картинке (схеме, карте, иллюстрации, чертеже) маркируются элементы. Игра состоит в том, чтобы правильно и быстро найти нужные элементы.
- Оцените. Задание состоит в том, чтобы дать правильную оценку чего-либо: размера, массы, расстояния, возраста. В этой игре могут принять участие от 2 до 4 игроков, и они должны ответить цифрами.
- Папка Challenge (Вызов). Игра-соревнование, вначале которой участник «бросает вызов» компьютеру или реальному участнику чата, пригласив его в игру, например, кому-то из одноклассников.
- Скачки (Horse racing). Ход игры изображается в виде всадников, участвующих в скачках (каждому игроку соответствует определённый всадник). После каждого ответа положение всадников изменяется в зависимости от правильности и скорости ответов [4], [8].
Активные пользователи данного сервиса – учителя, использовавшие его на своих уроках, выделили следующие достоинства и недостатки ресурса:
«+» сервиса:
- бесплатный;
- дружелюбный русскоязычный интерфейс;
- быстрота создания интерактива;
- моментальная проверка правильности выполнения задания;
- возможность встраивания задания на html-страницу;
- многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
- содержит большую коллекцию уже созданных другими учителями упражнений;
- возможен поиск упражнений по категориям (по предметам);
- постоянно развивается;
- возможность обмена интерактивными заданиям.
«–» сервиса:
- часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
- некоторые шаблоны упражнений изменяются или исчезают вообще
- в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную.
LearningApps.org представляет собой приложение для поддержки учебного процесса, подходящее не только для использования учителями и студентами, но и учениками в начальной школе. Оно носит творческий и познавательный характер [8].
Использование сервиса LearningApps.org позволяет получить яркие интерактивные задания, которые можно использовать на разных стадиях урока литературного чтения (во время опроса, повторения, закрепления изученного материала, при организации групповой работы).
Список источников:
- Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение 2011. – с. 4-32.
- Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] URL: multiurok.ru/files/doklad-interaktivnye-metody-obuchenia.html (Дата обращения 30.11.2019)
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании. И. Роберт и др. – М: Дрофа, 2008 г.
- Использование LearningApps.org на урока в начальной школе [Электронный ресурс] URL: smipipioner.ru (Дата обращения 14.01.2020)
- Использование образовательных интернет-ресурсов при формировании универсальных учебный действий в начальной школе [Электронный ресурс] URL: moluch.ru (дата обращения 29.09.2019).
- Использование сервиса LearningApps.org на уроках информатики и ИКТ [Электронный ресурс] URL: elibrary.ru/etim (Дата обращения 12.02.2020)
- Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org [Электронный ресурс] URL: library-of-ititeh.html (Дата обращения 17.02.2019)
- Меньшикова Л. В. Использование интернет-прилодения LearningApps.org [Электронный ресурс] URL: slovo.mosmetod.ru (Дата обращения 14.12.2019).