Развитие познавательных УУД посредством квест-игры во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе

0 руб.

Развитие познавательных УУД посредством квест-игры во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе

The development of cognitive UUD through quest games in extracurricular activities in the Russian language in primary school

 

Баева Надежда Акимовна

Baeva Nadezhda Akimovna

преподаватель ГБПОУ ИО ЧПК, г. Черемхово

ned0774@mail.ru

 

Аннотация.  В статье обоснована актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности. Представлена классификация квестов. Показаны возможности квест-игры для развития УУД.

Annotation. The article substantiates the urgency of the problem of the formation of universal educational actions in classroom and extracurricular activities. The classification of quests is presented. The possibilities of the quest game for the development of the UUD are shown

Ключевые слова: универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, квест-игра, текстовые приключения, графические квесты, квесты-головоломки, визуальные романы, эскейп-рум, перформанс, квест в реальности, морфеус-квест-нереальность, спортивный квест или экшн-игра. .

Keywords: universal learning activities, extracurricular activities, quest game, text adventure, graphic quests, puzzle quests, visual novels, escape room, performance art, reality quest, morpheus quest-unreality, sports quest or action game.

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта.

Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности не подлежит сомнению. Если на уроке в большей мере обращается внимание на достижение предметных результатов, то внеурочная деятельность может быть ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов.

Внеурочная деятельность по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников.

Для того, чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы учащимся младших классов было интересно работать, нужно выбирать различные методы и приёмы, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, воспитывают интерес к русскому языку, а это способствует повышению качества знаний по предмету [4]. Таких методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, а, следовательно, и познавательные УУД, существует великое множество, однако мы остановим наше внимание на квест – игре, как одной из разновидности игровой деятельности во внеурочной деятельности и попытаемся выявить возможности квест-игр для развития познавательных УУД младших школьников.

По мнению А.Д. Андреевой, которая рассматривала проблему игровой мотивации современных детей, Н.В. Николаевой, которая изучала квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся, С.Е. Козятинской, которая исследовала нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе, А.А. Лоншаковой, которая рассматривала нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка – это явление не удивительно. Во-первых, это современно. Во-вторых, каждый ребенок в такой игре может проявить активность благодаря ее необычному формату. В – третьих, это универсально. Это может быть веб-формат или живой, их можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На основе квеста можно построить целый урок или только его определенный этап. С помощью квеста можно решать разные задачи: проверить полученные ранее знания или провести контроль их усвоения,  объяснить новый материал и систематизировать прошедший. Квесты  развивают внимание и умение мыслить логически, учат принимать решения в нестандартных ситуациях и работать в команде [3].

Рассмотрим, что же такое квест? Само слово «квест» берет свое начало от английского «question», что означает «вопрос», а непосредственно «quest» – это поиск, разыскиваемый предмет.

  1. Квест или приключенческая играодин из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такие характерные для других жанров компьютерных игр элементы, как бои, экономическое планирование и задачи, требующие от игрока скорости реакции и быстрых ответных действий, в квестах сведены к минимуму или вовсе отсутствуют [2].
  2. Квест – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше по сюжету к намеченной цели. Сюжет в свою очередь может быть компьютерным, литературным, игровым. В нем дети могут столкнуться с различными проблемами, персонажами. Главное, через череду препятствий  достигнуть поставленной цели [1].
  3. Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение)– это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели [7].
  4. Квест – это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д. [4].

Сегодня в школе с использованием квестов ставятся следующие задачи:

  • Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме.
  • Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
  • Воспитательная — воспитание умения работать в команде,воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание положительного интереса к изучаемому предмету [9].

Использование технологии квест-игры, способствует формированию универсальных учебных действий, в процессе выполнения различных заданий и вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.

Во-первых, данный тип игр достаточно прост в организационном плане и вместе с тем позволяет решать самые разнообразные задания. При организации игры в форме квеста и внесением в неё условия вспомнить как можно больше информации, связанной с той или иной изученной темой, мы переносим акцент на навык понимания информации, который является основой формирования познавательных УУД.

Во-вторых, простые и понятные правила квест-игр и высокая динамика игрового процесса способствуют активизации познавательного интереса учащихся, что способствует более эффективному формированию УУД. Наглядность результатов подобных игр способствует созданию ситуации успеха на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся на изучение русского языка. Кроме того, школьники лучше усваивают правила поведения во время игры, что является немаловажным условием для применения технологий квест-игр.

Современный мир весьма насыщен событиями и множество разнообразных организаций готовы предложить ребенку разнообразные виды квестов:

  • Текстовые приключения (Первые приключенческие игры – были текстовыми и использовали парсеры (интерпретаторы вводимого игроком текста), основанные на управляющих глаголах. С развитием компьютерной техники и графических подсистем текстовые игры были вытеснены более наглядными и удобными в управлении (но и намного более ограничивающими возможности игрока) графическими квестами.В настоящее время чаще всего текстовые квесты встречаются в качестве мини-игр в составе выпускаемых крупных игр).
  • Графические квесты (Игрок управляет действиями персонажа, вводя последовательности команд на клавиатуре, а изображение было статичным и служило лишь для стимулирования воображения играющего).
  • Квестыголоволомки (В квестах-головоломках во главу угла ставится решение каких-либо логических задач, загадок, например, в виде различных механизмов, доступных для обследования игроком; при этом число загадок очень велико, а повествование может быть схематичным или вовсе отсутствовать. Один из подвидов под жанра квестов-головоломок является «выход из комнаты», в котором перед игроком стоит задача вывести персонажа из запертого помещения, пользуясь какими-либо находящимися в комнате предметами).
  • Визуальные романы (характерный для Японии подвид текстового квеста, в котором развертываемая в виде текста история сопровождается статичными, реже анимированными изображениями. Степень интерактивности в таких играх обычно низка, и от зрителя лишь изредка требуется сделать определенный выбор с помощью меню, в частности – выбрать вариант ответа в диалоге. Популярные визуальные романы часто становятся основой для экранизации в виде аниме или выпуска манги).
  • Эскейп-рум – классика среди всех остальных игр-квестов, полюбившийся поклонниками жанр. Основная задача – выбраться из закрытой комнаты. Для этого команде придется решать различные головоломки, находить решения даже самых нестандартных ситуаций. Каждому участнику нужно подключить свои умения, воображение, смекалку. Команде необходимо успеть найти выход из помещения за строго ограниченное время [3].
  • Перформанс. Необычный и завлекающий вид квеста. Игра также заключается в том, что нужно или найти выход, решив множество заданий, или достичь определенной цели (например, отнести кольцо Всевластия в Мордор). Однако, отличие от классического эскейп-рума в том, что каждому участнику даются определенные роли (главные), а второстепенные роли играют специально подготовленные для этого актеры. Именно они направляют героев или, наоборот, мешают им в выполнении заданий. Это можно сравнить с театральной постановкой.
  • Квест в реальности– «живой» квест. Не каждая игра в рамках данного жанра предполагает цель выбраться из комнаты, так как она может быть не заперта. Есть определенный сценарий (например, победить Темного Властелина всеобщими магическими усилиями или найти тайную комнату), который нужно проиграть с помощью поэтапного выполнения заданий. Самое главное – это попытаться повторить необходимый сценарий.
  • Морфеусквестнереальность, происходящий в воображении. Участникам завязывают глаза, что заставляет людей максимально подключить другие органы чувств: осязание, слух, обоняние. Именно так лишенная зрения команда должна выполнять задания. Это настоящее испытание на прочность и готовность действовать нестандартно. Многие признаются, что прохождение квеста в данном жанре даже позволяет переосмыслить свое отношение к некоторым жизненным обстоятельствам.
  • Спортивный квест или экшнигра. Этот вид квеста придется по душе любителям напрячься не только интеллектуально, но и физически. В зависимости от сюжетной линии нужно будет выполнять ряд заданий, в числе которых и те, что заставят серьезно задействовать мышцы. Возможно, придется пролезть по тесному тоннелю, убежать от охраны, взобраться по канату. Обычно комнаты, предназначенные для прохождения подобных квестов, требуют определенных декораций. Есть возможность почувствовать себя голливудским героем и прожить роль, возможно, злодея, а, возможно, преследователя преступника [9]. Классификация квестов:
  1. Сюжетные квесты, направленные на последовательное развитие игровых событий;
  2. Не сюжетные – квесты, направленные на легализированное развитие игровых событий.
  3. Одиночные прохождение единолично.
  4. Групповые прохождение в составе 2-х, 3-х, 4-х игроков, в составе клана, например не менее 10-ти игроков, альянсовые, например, не менее 15 игроков [2].

Типы квестов:

  1. Выживание (оборона) действия игрока в одиночку либо (а так же) в составе группы, направленные на удержания территории на различной местности (как вариант, в течение определенного времени, до подхода основных сил).
  2. Ликвидация (атака) действия игрока в одиночку либо (а так же) в составе группы, направленные на уничтожение\подавление вражеских сил (различной численности) на различной местности (возможно на время).
  3. Шпионаж\диверсия действия игрока в одиночку либо (а так же) в составе группы, направленные на захват важной документации, взятии «языка» и других людей, с последующим их доставлением в соотв. органы. Уничтожение зданий, строений, сооружений, а так же транспортных средств путем минирования (возможно на время).
  4. Поисковые\торговые операции действия игрока в одиночку либо (а так же) в составе группы, направленные на обнаружение, доставление и, возможно, в процессе, боевых столкновений с противником, различных грузов, предметов (возможно на время).
  5. Мирные действия игрока в одиночку либо (а также) в составе группы, направленные на доставление различных предметов НПС (возможно на время). Принцип мирных квестов:
  • найди → получи награду;
  • найди → принеси → получи награду;
  • найди → сообщи → получи награду;
  • принеси/отнеси → получи награду.

Конечно, для современной системы образования подходят не все виды  квестов, а только мирные и поисковые [2].

Во время прохождения квеста развиваются многие качества человека, так как возникает потребность:

  • Общение со всеми челнами команды. Если не будет диалогов и общения между всеми участниками команды, то игра обречена на провал. Каждое мнение и догадка может стать решающей.
  • Нестандартное мышление и отсутствие боязни выразить свое мнение, идею. В реальном квесте возможно всё. В голове у каждого участника игры начинается мозговой штурм.
  • Умение слышать собеседника, а не только говорить. В игре нельзя пренебрегать мнением других, необходимо интересоваться их идеями и обсуждать вместе последовательность действий.
  • Нужно признавать свои ошибки. Поэтому в ней можно и нужно признавать свои ошибки – это очень важное качество при организационной работе всей команды [7].

Преимуществом использования квеста является то, что на занятии наиболее полно раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал учеников, эта технология повышает познавательный интерес к предмету, поисковую активность, мотивацию к обучению [9].

Подготовка и проведение квест-игры состоит из нескольких шагов/этапов, последовательность которых необходимо соблюдать:

Шаг 1. Выбор темы. Тема веб-квеста должна отвечать следующим условиям:

  • соответствовать требованиям ФГОС;
  • содержать задания, которые будут способствовать развитию высокого уровня мышления учащихся (анализ, синтез, оценка);
  • содержательно заменять, а лучше дополнять имеющиеся материалы по теме урока.

Шаг 2. Определение основных понятий по теме. 

Шаг 3. Целеполагание. 

Шаг 4. Выбор ресурса.

Шаг 5. Выбор типа и формы  квеста.

Шаг 6. Написание сценария. Сценарий – это общая идея и отдельные задания, которые нужно выполнять поэтапно или вразнобой, а также метки (подсказки), помогающие ориентироваться по квесту.

Шаг 7. Разработка заданий, выбор средств их реализации. Рекомендуемые сервисы по созданию дидактических материалов: Learningapps.org, Classtools.net, StudyStack, Создание ребусов, Фабрика кроссвордов, Оnlinetestpad, Создание пазлов.

Шаг 8. Разработка критериев оценки. 

Шаг 9. Доработка и апробация квеста. Исправление неточностей, дополнение возникших пробелов и прочее.

Шаг 10. Организация веб-квеста.

Шаг 11. Подведение итогов и анализ работы.

Таким образом, квест-игра является одной из эффективных технологий, так как поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки, участник квеста учится использовать информационное пространство для расширения сферы своей творческой деятельности; использование квестов позволяет значительно повысить мотивацию учащихся для достижения наилучших учебных результатов. Данная технология способствует формированию познавательных УУД.

Проанализировав психолого-педагогическую, методическую, научную литературу по проблеме изучения русского языка на внеурочных занятиях в начальной школе, можно сделать вывод, что квест-игры помогают изучать русский язык в начальной школе в учебной и внеурочной деятельности,  включая в себя различные виды деятельности школьников. Квест – игры стоит применять для изучения сложного, трудного для понимания языкового материала.

Список источников:

  1. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006
  2. Козятинская С. Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа. № 1, 1999г.
  3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся 2002
  4. H [Электронный ресурс]. https://helpiks.org (дата обращения 12.10.2019).
  5. MAAM [Электронный ресурс]. https://www.maam.ru (дата обращения 16.01.2019).
  6. Интерактив [Электронный ресурс]. https://interactive-plus.ru (дата обращения 15.03.2020).
  7. Интернет-газета [Электронный ресурс]. (дата обращения 12.2019).
  8. Квесты в реальности [Электронный ресурс]. (дата обращения 13.12.2019).
  9. Копилка уроков [Электронный ресурс]. https://kopilkaurokov.ru (дата обращения 15.01.2020).