Реализация проекта «Школа начинающего специалиста»

Реализация проекта «Школа начинающего специалиста»

Implementation of the project «School of a novice specialist»

 

Сергеева Наталья Николаевна

заведующий отделением ГАУ ДПО ИО  РИКПиНПО, г. Иркутск

Natasha_sergeeva@bk.ru

 

Аннотация. В статье представлен эффективный опыт работы отделения по сопровождению профессиональных образовательных организаций Ангарско-Черемховской территории с начинающими специалистами через реализацию проекта «Школа начинающего специалиста».

Annotation. Implementation of the project “School of a novice specialist» The article presents the effective experience of the Department of support of professional educational organizations of the Angarsk-cheremkhovskaya territory with novice specialists through the implementation of the project “School of a novice specialist”.

Ключевые слова: начинающий специалист, наставник, профессиональная деятельность, профессиональные компетенции, развитие профессиональных компетенций, образование, повышение квалификации (ПОО).

Keywords: novice specialist, mentor, professional activity, professional competencies, development of professional competencies, education, professional development (VET).

 

Молодому специалисту в любой профессиональной сфере сложно начинать карьерный путь. Никто не рождается с готовыми профессиональными знаниями, умениями и навыками. Более того, должно пройти время, чтобы начинающий специалист начал чувствовать себя увереннее и свободнее на рабочем месте, чтобы его профессиональные компетенции стали удовлетворять требования стандартов той или иной профессии (специальности) и работодателя.

Становление в профессиональной сфере во многом зависит не только от самого начинающего специалиста, но и от готовности коллег и наставников помочь ему в адаптационный период. Именно в этот период специалист должен понять специфику и тонкости профессиональной деятельности, приобрести как можно больше профессиональных компетенций, а самое главное принять решение – сможет и захочет ли он продолжать работать на выбранном профессиональном пути или нет.

В сфере образования, как и в любой другой, происходит смена или пополнение кадрового состава. В педагогический коллектив приходят зачастую не педагоги с опытом, а начинающие специалисты, которым необходимо помочь успешно и эффективно пройти адаптационный период.

Именно с этой целью и в помощь профессиональным образовательным организациям отделение по сопровождению ПОО Ангарско-Черемховской территории Региональной сетевой методической службы ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» с 2018 года осуществляет проект «Школа начинающего специалиста».

Целью проекта является методическая, консультативная, психологическая помощь начинающим специалистам. Для достижения цели, организаторы Школы ставят перед собой следующие задачи:

  • способствовать освоению педагогами современных образовательных технологий и методов педагогической деятельности;
  • повышать общедидактический и методический уровень педагогов в организации учебно-воспитательной деятельности;
  • развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;
  • создавать условия для профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования.

План работы, темы, формы занятий для Школы начинающего специалиста обсуждаются и согласовываются со специалистами, курирующими методическую работу в ПОО и заместителями директоров еще  в начале каждого учебного года. Для повышения качества работы Школы при планировании учитываются все нюансы и опыт предыдущих лет. Тематика занятий носит только актуальный характер.

В этом учебном году при выборе формы проведения, учитывается еще и эпидемиологическая ситуация в мире в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и санитарно- эпидемиологические требования, которые необходимо соблюдать при проведении мероприятий.[1] Но, не смотря на сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, занятия проходят в течение всего учебного года с периодичностью один раз в месяц.

Для проведения занятий отделение по сопровождению ПОО Ангарско-Черемховской территории приглашает специалистов ДПО, СПО и ВПО Иркутской области.

В начале профессионального пути для любого специалиста важно знать, какие требования к нему предъявляются, что он обязан знать и уметь и какая перспектива карьерного роста у него может быть. Поэтому, одно из первых занятий в Школе начинающего специалиста посвящено знакомству с нормативными документами, в которых указаны требования к уровню образования, к знаниям и умениям преподавателя и мастера производственного обучения и их обязанности. Начинающим специалистам рассказывают о процедуре аттестации на соответствие занимаемой должности и в целях установления квалификационной категории, знакомят с модельным паспортом и экспертным заключением, объясняют не только о финансовой доплате при присвоении категории, но и об ответственности, которая связана с её получением.

Организаторы Школы предоставляют возможность начинающим специалистам повышать свою квалификацию, через участие в бюджетных курсах повышения квалификации по теме «Правовое регулирование профессиональной деятельности педагогических работников». На занятиях педагоги знакомятся с нормативной документацией, регулирующей отношения между всеми субъектами образовательного процесса и трудовыми отношениями в сфере образования. Данная информация для начинающих специалистов актуальна и необходима для того, чтобы грамотно и в соответствии с законодательством выстроить свою профессиональную деятельность. Практически для всех начинающих специалистов эти курсы повышения квалификации становятся первыми на их профессиональном пути.

В своей профессиональной деятельности педагог должен быть не просто учителем, но и психологом. Он должен уметь найти психологический подход к коллегам, к обучающимся и к их родителям. Должен суметь предвидеть и по возможности разрешить сложную психологическую ситуацию. Обо всех нюансах, связанных с психологией общения между всеми субъектами образовательного процесса, начинающим педагогам рассказывают ведущие педагоги-психологи ПОО Ангарско-Черемховской территории. Они проводят с ними тренинги, обучающие семинары, направленные на развитие компетенций в данном направлении.

В течение всего учебного года для начинающих специалистов организовываются обучающие семинары по таким темам как: «Основы планирования занятия теоретического и практического обучения», «Образовательные технологии и методы организации учебного процесса»,  «Контрольно-оценочная деятельность педагога», «Особенности работы с обучающимися разной категории (отстающими, одаренными, лицами с ОВЗ)».

Одной из форм работы Школы начинающего специалиста является наставничество. Данная форма практикуется, так как позволяет осуществить взаимообучение и обмен опытом непосредственно на рабочем месте, в реальных производственных условиях и в рабочее время. Наставники не просто представляют свой опыт в решении каких-либо вопросов, а направляют начинающих коллег и помогают им от начала и до конца в решении производственных задач. Наставники проводят мастер-классы по применению образовательных технологий, методов и способов ведения занятий, показывают, как правильно оформить документацию, необходимую для проведения занятий.

Как и полагается в школах, обучение для начинающих специалистов завершается  итоговой аттестацией, форму которой определяют специалисты, курирующие методическую работу в ПОО, и заместители директоров еще  в начале каждого учебного года при планировании работы Школы. Итоговая аттестация для педагогов первого выпуска Школы проходила в форме конкурса, который заключался в разработке технологической карты занятия. Второй выпуск в Школе завершился итоговой аттестацией в форме онлайн тестирования. Тест был создан в Google Форме и на его прохождение отводились определенные временные рамки. Ограничение во времени способствовало повышению процента самостоятельного выполнения заданий педагогом без привлечения других лиц. Платформа Google Форма обеспечивала мгновенный подсчет баллов, и педагоги сразу по завершении тестирования знали свой результат. Вопросы теста составлялись в соответствии с темами, которые начинающие специалисты изучали в течение всего года на занятиях в Школе.

За все время реализации проекта на Ангарско-Черемховской территории в Школе начинающего специалиста успешно прошли обучение 150 педагогов данной категории. По результатам итоговой аттестации качество обучения составило 86%. А самым главным результатом работы Школы (это подтверждают результаты мониторинга) является то, что около 70% начинающих педагогов продолжают свой профессиональный путь в сфере образования и трудятся в своих ПОО.

Судя по отзывам педагогов, отделение по сопровождению ПОО Ангарско-Черемховской территории реализует проект «Школа начинающего специалиста» достаточно эффективно:

  • «Было приятно слушать и участвовать в мероприятиях ШНС. Спикеры очень подробно, доступно все объясняли, демонстрировали на примерах. Полученная информация действительно актуальна для начинающих специалистов. ШНС – стало настоящим подспорьем к ведению своей педагогической деятельности. Достоинством выделяю: доступность изложения материала, актуальность (согласно временным рамкам). Спасибо за качественно проделанную работу!», Ткачёва Татьяна Александровна, ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический колледж»;
  • «Школа начинающего специалиста стала для меня спасательным кругом в большом океане педагогической науки, которую я только начала постигать… Большое спасибо за ваш труд и знания», Агалакова Марина Юрьевна, ГБПОУ ИО «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»;
  • «Информативно, познавательно. Затронуты вопросы, о которых не всегда начинающий педагог может задуматься сам в первый год деятельности», Сидоркина Валентина Сергеевна, филиал ГАПОУ ИО ИКЭТ;
  • «Спасибо! Очень понравилось! Не пропустила не одного занятия. Получила ответы на множественные вопросы. Работаю первый год и буду продолжать свою педагогическую деятельность», Семенова Ульяна Витальевна, филиал ГАПОУ ИО ИКЭТ;
  • «ШНС помогла мне узнать много нового, как в области педагогики, так и в юриспруденции и психологии. Спасибо большое, за то, что есть такая система, которая помогает понять, что же такое ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГ, и как много нужно знать, для того, чтоб стать НАСТОЯЩИМ ПРОФЕССИОНАЛОМ!», Луфаренко Оксана Демьяновна, ГАПОУ ИО «Ангарский техникум общественного питания и торговли».

Список источников:

  1. Указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг “О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” [Электронный ресурс].Официальный интернет-портал правовой информации — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3800202010150004.