Родионов Д.С. Ограничение оборотоспособности автотранспортных средств как инструмент предупреждения автотранспортных преступлений
Молодежь. Образование. Общество: материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017 г.)
Ограничение оборотоспособности автотранспортных средств как инструмент предупреждения автотранспортных преступлений
Restriction of the turnover of motor vehicles as an instrument to prevent of motor vehicle crimes
Родионов Дмитрий Сергеевич
Rodionov Dmitry Sergeevich Магистрант ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск bigfightatnight@inbox.ru |
Аннотация. В статье содержится анализ криминологического содержание проблемы предупреждения авто транспортных преступлений. Предлагается рассмотреть комплексный подход к установлению мер юридической ответственности, призванных оказывать на автопреступника удерживающее воздействие и корректировать его поведение: не только в рамках административной и уголовно-правовой репрессий. В этой связи одним из средств достижения превентивных целей юридической ответственности за автотранспортные преступления рассматривается ограничение оборотоспособности автотранспортных средств через принадлежность только физическим лицам, не лишенным права управления автотранспортным средством, или юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте.
Annotation. The article contains an analysis of the criminological content of the problem of the prevention of motor vehicle crimes. It is proposed to consider an integrated approach to the establishment of legal liability measures designed to exert a deterrent effect on the car criminals and to correct their behavior. One of the means to achieve the goals of liability for motor vehicle crimes is a restriction of the turnover of motor vehicles.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, автотранспортные преступления, криминологическая характеристика, предупреждение преступлений, лишение водительских прав, оборотоспособность вещей, ограничение оборотоспособности.
Keywords. Road safety, motor vehicle crimes, criminological characteristic, crime prevention, loss of driver’s license, restriction of the turnover.
Профилактика автотранспортных преступлений является одним из основных направлений деятельности государства и общества в сфере защиты прав, свобод и здоровья граждан.
Современные автомобили способны за несколько секунд развить скорость более двухсот километров в час. При том, что состояние и развитие территориальной инфраструктуры не успевает не только за требованиями безопасности, но и не создает необходимых условий для снижения объективно высокой угрозы от автотранспортных средств.
Ежегодно более ста тысяч человек погибают или получают тяжелые травмы в результате дорожно-транспортных происшествий. Это население среднего города. Потери от неквалифицированного, небрежного или умышленно противозаконного управления автомобилями снижаются, но остаются непозволительно высокими.
Как верно отметил П.С. Дагель, ситуация и орудие (средство) создают лишь возможность причинения вреда обществу. Эта возможность реализуется в результате поведения виновного – действий субъективного (личностного) характера. [1]
Весь механизм автотранспортного преступления, причины нарушений правил дорожного движения, личность правонарушителей, профилактика этих преступлений составляют криминологическое содержание проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.
Исследования показывают, что преступник, совершивший преступление в виде нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, до совершения преступного деяния неоднократно привлекался к административной или иным видам юридической ответственности. [2] Личностные характеристики таких водителей являются результатом как дефектов общего воспитания, так и психологических свойств личности:
– личности преступника, которая складывается как продукт внешней среды, социума;
– внутреннего состояния личности преступника, его личной интерпретации происходящего во вне, которое и обуславливает психические проявления и действия. [2]
Изучая личность правонарушителя как причину дорожно-транспортного преступления, выделяют два основных вида поведения автопреступника:
– умышленно преступает предписанные законом нормы поведения, выражая тем самым грубое пренебрежение к законодательным правилам и запретам,
– проявляет эгоизм, пренебрежительное отношение к окружающим, правилам предосторожности, легкомысленно или невнимательно оценивает дорожную обстановку, избирает неконгруэнтный дорожной обстановке вариант поведения, влекущий преступный результат, халатен к выполняемой работе, недостаточно использует волевые усилия и т.п. [3]
В последнее время принято много административно-правовых и уголовно-правовых мер, направленных на повышение ответственности за легкомысленное отношение к правилам предосторожности, небрежность при управлении автотранспортными средствами, а также на криминализацию умышленного нарушения законодательных запретов. Повышены требования к обучению водителей, введены предупреждающие об опыте вождения знаки, ужесточена административная ответственность за отдельные виды нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, в уголовное законодательство введен институт административной преюдиции и установлена ответственность за вождение автотранспортного средства в состоянии алкогольного опьянения лицами, ранее привлеченными к административной ответственности. Однако все чаще звучит мнение о низкой аргументированности, избыточности, как следствие, неэффективности отдельных мер административной и уголовной репрессии.
В этой связи особую роль в развитии криминологических аспектов предупреждения автотранспортных преступлений приобретает комплексный подход к установлению мер юридической ответственности, призванных оказывать на автопреступника удерживающее воздействие и корректировать его поведение.
В российском праве одними из базовых целей юридической ответственности являются несение правонарушителем определенных неблагоприятных для него последствий (ограничений, лишений, страданий), предупреждение совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и иными лицами.
Превенция автотранспортных преступлений требует такого психологического, воспитательно-предупредительного воздействия на автопреступника и иных лиц, которое сдерживало бы от совершения преступлений.
Для определения таких точек влияния представляется необходимым обратиться к результатам исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения об отношении россиян к автомобилю. Директор центра Валерий Федоров констатирует, что автомобиль в России все еще не средство передвижения, а роскошь: приобретение автомобиля – проявление статусного потребления. «Если у тебя нет машины, ты существенно теряешь в глазах окружающих. Отношение к автомобилю у россиян не утилитарное, а скорее ритуальное». [4]
По данным независимой социологической службы Фонда «Общественное Мнение» 45% водителей, среди молодежи – 52%, привязаны к своему автомобилю, четверть водителей дают своей машине имя, больше половины уверены, что у их автомобиля есть характер, причем чаще всего хороший. [4]
Из приведенных результатов исследований очевидно, что внешняя среда и ее личная интерпретация правонарушителем определяет автотранспортное средство как существенный элемент их статуса: сам факт пользования автомобилем имеет значимое, в ряде ситуаций предопределяющее влияние на внутренние личностные установки. Социологами и социальными психологами отмечается, что для человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, оценка личностью условий исполнения каждой социальной роли. [5]
В этой связи одним из средств достижения превентивных целей юридической ответственности за автотранспортные преступления можно рассматривать лишение автопреступника возможности обладать и самостоятельно пользоваться автотранспортными средствами. В качестве правового инструмента лишения автопреступника такой возможности предлагается рассматривать ограничение оборотоспособности автотранспортных средств.
Цивилистическая доктрина позволяет законодателю ограничить оборотоспособность вещей в целях обеспечения экономической безопасности государства, безопасности населения, охраны здоровья граждан. Особенностью правового режима таких вещей может быть принадлежность только определенным участникам гражданского оборота. [6]
В этой связи представляется возможным законодательно установить правило, при котором автотранспортным средством может владеть, пользоваться и распоряжаться только физическое лицо, не лишенное права управления автотранспортным средством, или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте.
Законодательное ограничение владения, пользования и распоряжения автотранспортными средствами физическим лицом, лишенным права управления автотранспортным средством, должно быть обеспечено запретом иным субъектам правоотношений передавать автотранспортные средства в собственность, во владение и пользование (пользование) лицам, лишенным права управления. Равно как в законодательстве необходим запрет на передачу в собственность и предоставление во владение и пользование (пользование) автотранспортных средств юридическим лицам, не имеющим соответствующих лицензий на осуществление отдельных видов деятельности на автомобильном транспорте. Выдача и использование автотранспортных лицензий также должны нормативно связываться с отсутствием у юридического лица трудовых правоотношений, договоров оказания услуг с правонарушителями, лишенными водительских прав.
Такое предложение согласуется с положениями статей 5, 25, 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части установления специальной процедуры предоставления физическим лицам права на управление автотранспортным средством, лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте как государственных механизмов обеспечения безопасности дорожного движения. [7]
Представляется, что ограничение оборотоспособности автотранспортных средств, воздействуя на личностные установки и представления автопреступника о его статусе, роли, месте в социуме, станет сильным мотиватором к законопослушному и ответственному поведению на дорогах.
Список источников:
- Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ : с послед. изм. и доп. от 7 фев. 2017 г. № 12-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – N 32, ст. 3301.
- О безопасности дорожного движения: Федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ : с послед. изм. и доп. от 3 июля 2016 г. № 296-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 50, ст. 4873.
- Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление, Издательство Воронежского университета, 2004. – 243 с.
- Криминология : учеб. / под ред. Долговой А.И.– М : Норма. 2005.– 912 с.
- Мешалкин С. Н. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.– 115 с.
- Европин Д. У россиян ритуальное отношение к автомобилю [Интервью с Федоровым В.][Электронный ресурс]//Автомобильный портал Motorpage: [сайт] http://www.motorpage.ru/interview/U_rossijan_ritualnoe_otnoshenie_k_avtomobilju.html (дата обращения 25.09.2016)
- ФОМ: Отношение к автомобилю [Электронный ресурс]//Фонд «Общественное Мнение» : [сайт] URL: http://fom.ru/obshchestvo/11039(дата обращения 30.09.2016).