Родионов Д.С. Публичные торги как механизм ограничения оборотоспособности автотранспортных средств

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Публичные торги как механизм ограничения оборотоспособности автотранспортных средств

Public auction as a mechanism for restriction of the turnover of motor vehicles

 

Родионов Дмитрий Сергеевич

Rodionov Dmitry Sergeevich

Магистрант ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

bigfightatnight@inbox.ru

 

Аннотация. В статье предлагается расширить комплекс законодательных мер, направленных на предупреждение автотранспортных преступлений, предусмотрев принудительную продажу с публичных торгов автотранспортных средств лиц, лишенных водительских прав или автотранспортной лицензии. Предлагаемый законодательный инструмент окажет заметное психологическое, воспитательно-предупредительное воздействие на внутренние (личные), статусные представления и установки правонарушителей, а также менеджмента, призванного обеспечить доходность и развитие юридических лиц, осуществляющих деятельность на автомобильном транспорте. В комплексе с иными мерами административной и уголовной репрессии, мерами гражданско-правовой ответственности продажа с публичных торгов автотранспортных средств лиц, лишенных водительских прав или автотранспортной лицензии позволит качественно влиять на безопасность дорожного движения.

Annotation. The article proposes to expand the range of legislative measures aimed at the prevention of motor vehicle crimes by the forced sale of vehicles from public auction for persons deprived of a driver’s license or a motor license. In combination with other measures of administrative and criminal repression, measures of civil liability the forced sale of vehicles from public auction for persons deprived of a driver’s license or a motor license Will qualitatively affect on road safety.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, лишение водительских прав, автотранспортные преступления, предупреждение преступлений, оборотоспособность вещей, публичные торги, аукцион.

Keywords. Road safety, loss of driver’s license, motor vehicle crimes, crime prevention, merchantability of things, public auction, auction.

 

В деятельности государства и общества профилактике автотранспортных преступлений отводится значительная роль. В связи с ростом в обществе недовольства автохулиганством и автобеспечностью законодательная политика в этой сфере приобрела особое значение и особое внимание гражданских институтов. Президент Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» Рахман Янсуков    отмечает, что даже такое наказание как лишение права управления транспортным средством может оказаться недостаточно действенным.  Лишь более серьезное наказание способно оказать воздействие в целях минимизации нарушений. Все чаще слышны новости об очередном представителе «золотой молодежи», который принципиально не собирается соблюдать правила дорожного движения, а оплата штрафа для него сродни приобретению билета на «гонки на выживание». [5]

В качестве инструмента реализации превентивных целей юридической ответственности за автотранспортные преступления предлагается ограничение оборотоспособности автотранспортных средств. Указанная гражданско-правовая мера предполагает, что автотранспортным средством может владеть, пользоваться и распоряжаться только физическое лицо, не лишенное права управления автотранспортным средством, или юридическое лицо, не лишенное лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности на автомобильном транспорте.

Законодательное ограничение владения, пользования и распоряжения автотранспортными средствами физическим лицам, лишенным водительских прав, должно быть обеспечено запретом иным субъектам правоотношений передавать указанным лицам автотранспортные средства в собственность, во владение и пользование (пользование). Равно как в законодательстве необходим запрет на передачу в собственность и предоставление во владение и пользование (пользование) автотранспортных средств юридическим лицам, лишенным соответствующих лицензий на осуществление отдельных видов деятельности на автомобильном транспорте. Выдача и использование лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, также должны нормативно связываться с отсутствием у юридического лица трудовых правоотношений, договоров оказания услуг с правонарушителями, лишенными водительских прав.

Предлагаемый механизм влечет невозможность владения, пользования, распоряжения автотранспортными средствами физическими лицами, лишенными права управления автотранспортным средством, или юридическими лицами, лишенными лицензий  на осуществление отдельных видов деятельности на автомобильном транспорте.

В этой связи необходимо нормативно-правовое решение вопроса о средствах реализации ограничения  оборотоспособности автотранспортных средств.

Статьей 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. [1]

Конституционный суд Российской Федерации признает неприкосновенность частной собственности как общеправовой принцип (постановление от 06.06.2000 № 9-П) и одно из начал гражданского законодательства (постановление от 16.07.2008 № 9-П). [3, 4]

В качестве гражданско-правового инструмента обеспечения ограничения оборотоспособности автотранспортных средств может быть применена продажа с публичных торгов  автотранспортных средств, которые  не могут принадлежать на праве собственности физическим лицам, лишенным права управления автотранспортным средством, или юридическим лицам, лишенным лицензий  на осуществление отдельных видов деятельности на автомобильном транспорте.

Согласно положениям статей 448, 449, 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации такие публичные торги должны проводиться в форме аукциона. При этом, учитывая ограничение оборотоспособности автотранспортных средств, в аукционе не смогут принять участие лица, лишенные права управления автотранспортным средством, и юридические лица, лишенные лицензий  на осуществление отдельных видов деятельности на автомобильном транспорте. [2]

Денежные средства, вырученные от продажи автотранспортных средств, поступают в собственность физических лиц, лишенных водительских прав, или юридических лиц, лишенных автотранспортных лицензий. За счет указанных денежных средств должны, по нашему мнению, возмещаться расходы государства на проведение публичных торгов, а также иные денежные обязательства  физических лиц, лишенных права управления автотранспортным средством, или юридических лиц, лишенных лицензий  на осуществление отдельных видов деятельности на автомобильном транспорте, возникшие в связи с дорожно-транспортным происшествием, послужившим причиной лишения водительских прав или автотранспортной лицензии. Оставшиеся после исполнения обязательств перед государством и потерпевшими в дорожно-транспортном происшествии денежные средства подлежат передаче лишенным водительских прав физическим лицам или лишенным автотранспортных лицензий  юридическим лицам.

Аналогичную процедуру продажи с публичных аукционов необходимо применять и в отношении автотранспортных средств, которые в нарушение законодательного запрета были переданы третьими лицами во владение и пользование (пользование) физических лиц, лишенных права управления автотранспортным средством, или юридических лиц, лишенных лицензий  на осуществление отдельных видов деятельности на автомобильном транспорте. Денежные средства, вырученные от продажи таких автотранспортных средств, поступают соответственно лицам, нарушившим законодательные запреты в отношении ограничения оборотоспособности автотранспортных средств, за вычетом расходов государства на проведение публичных торгов.

Продажа автотранспортных средств с публичных торгов как мера гражданско-правовой превенции автотранспортных преступлений должна назначаться одновременно с принятием решения о лишении права управления автотранспортным средством или лицензии, на осуществление отдельных видом деятельности на автомобильном транспорте.

Введение института ограничения оборотоспособности автотранспортных средств и продажи их с публичных торгов должно быть снабжено открытыми государственными реестрами лиц, лишенных водительских прав и автотранспортных лицензий. При этом необходимо иметь ввиду, что суд может отказать в признании недействительной сделки лица, нарушившего законодательные запреты в отношении ограничения оборотоспособности автотранспортных средств, если заблуждение, под влиянием которого оно действовало, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью и с учетом содержания сделки, сопутствующих обстоятельств и особенностей сторон (статья  178 Гражданского кодекса Российской Федерации). [2]

Описанные механизмы направлены на создание в обществе четкого понимания того, что после лишения водительских прав собственный автомобиль будет принудительно продан, другой автомобиль на время лишения водительских прав купить будет нельзя и под угрозой принудительной продажи третьи лица также не предоставят в пользование свой автомобиль. Дополнительные лишения и неудобства создаст необходимость изыскания денежных средств и нужного автомобиля после возврата прав на управление автотранспортным средством.

Институты ограничения оборотоспособности вещей и продажи ограниченно оборотоспособных вещей с публичных торгов в отличие от инициативы о введении конфискации у автопреступников принадлежащих им на праве собственности автотранспортных средств [5], на наш взгляд, полноценно и логично вписываются в российскую правовую систему. Нарушители правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта не лишаются имущества, поскольку получают денежный эквивалент реализованных на публичных торгах автотранспортных средств.

Представляется, что продажа с публичных торгов автотранспортных средств, которые в силу лишения водительских прав или автотранспортной лицензии не могут принадлежать на праве собственности соответствующим физическим и юридическим лицам, окажет заметное психологическое, воспитательно-предупредительное воздействие на внутренние (личные), статусные представления и установки правонарушителей, а также менеджмента, призванного обеспечить доходность и развитие юридических лиц, осуществляющих деятельность на автомобильном транспорте.

Ограничение оборотоспособности автотранспортных средств и обязательная их продажа с публичных торгов выступят мощным фактором законопослушного и ответственного поведения на дорогах,  повышения безопасности дорожного движения.

Список источников:

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации.– 2009.– № 13, ст. 1; // с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации. – 2009. – № 4, ст. 445.
  2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ : с  послед. изм. и доп. от 7 фев. 2017 г. № 12-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.– 1994.– №32, ст. 3301.
  3. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2008 № 9-П/ СПС «Консультант Плюс».
  4. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 06.06.2000 № 9-П/ СПС «Консультант Плюс».
  5. Госдуме предложили ввести конфискацию автомобиля за повторное опасное вождение [Электронный ресурс] ТАСС информационное агентство : //http://tass.ru/obschestvo/4098766?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=smm_social_share(дата обращения  16.03.2017).