Роль эпиграфа в целеполагании на уроках литературы

                 Роль эпиграфа в целеполагании на уроках литературы.

Е.И.Дулимова, преподаватель русского языка, литературы и мировой художественной культуры.

   МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ».

Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха. Россия.

Учитель русского языка, литературы и МХК.

Данная работа знакомит с ролью краткого яркого изречения – эпиграфа- в осмыслении проблемы урока, в воспитании чувства слова, речевой культуры,  в формировании творческой, неординарной личности. Кроме того  речь идёт о применении технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме.

Перед учителем всегда стоит проблема повышения интереса к предмету, проблема творческого развития личности.  Не случайно в основных положениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что «…главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Основой развития творческой среды в  школе несомненно является деятельность учителя-словесника, направленная на проникновение в смысл слова, что позволяет прикоснуться к тайне творчества великих писателей. На пути постижения этих тайн, понимания авторского замысла важным этапом является работа с эпиграфом. Эпиграф, как один из приёмов авторской позиции, играет особую роль в понимании произведения. Учащиеся, как правило, испытывают затруднения при анализе художественного произведения, вот почему так важно начать работу  с понимания эпиграфа. На уроке же  нередко игнорируется углубленная работа с ним из-за нехватки времени.

Выход из этого положения – это поэтапное формирование умственных действий и понятий, включая работу с эпиграфом как приём активизации внимания учащихся при чтении художественного произведения. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.

Значит, каждый обучающийся изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования.  Задача учителя  не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками, быть понимающим собеседником.  В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.

Кроме того, использование эпиграфа — это не что иное,  как возможность еще одного обращения к Слову.

Прежде чем говорить о технологиях использования эпиграфа, необходимо определить, что же такое эпиграф . Это отрывок из текста, несущий определенную дидактически-воспитательную и познавательную нагрузку, с помощью которого можно раскрыть новую тему, помочь усвоению материала, привлечь школьников к изучаемой проблеме

Эпиграфы, чаще всего маленькие, короткие, берут на себя огромный груз. Прямо или иносказательно, вызывая какие-нибудь ассоциации, они являются представителями главной мысли.
Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли. Иногда в произведении со сложной структурой есть эпиграфы не только после заголовка всей книги, но и перед каждой главой. Это помогает читателю выстроить иерархию основных мыслей и основных событий.

Эпиграф применяется в технологии встречных усилий и методике развивающего обучения. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает “потеряться” в теме.

Конечно, можно бесконечно говорить о том,  что если произведению предпослан эпиграф, то этот путь постижения авторского замысла становится ещё интереснее, потому что эпиграф – не только изречение, концентрирующее в себе основную мысль, но и тот ключ, без которого часто понять писателя невозможно. Кстати,  надо всегда помнить, что в литературном произведении ничего не бывает «просто так» – каждое высказывание, слово имеют своё место и свой особый, точный смысл.

Но мне хотелось бы остановиться на том, как работает эпиграф, несущий смысловую нагрузку всего урока, то есть эпиграф к уроку, к определённой теме. Эпиграф в начале урока становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение.  Каждый учитель стоит перед проблемой заинтересовать учащихся, может быть,  даже заинтриговать их, потрясти, побудить к постижению тайны познания. Поэтому так важно найти этот «включатель» энергии урока – яркое высказывание, помогающее выйти на цель предстоящего разговора.

Традиционно схема работы с эпиграфом включает два этапа:

  1. Чтение эпиграфа. Читать может учитель или подготовленный ученик. Выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут раскрыть смысл высказывания.
  2. Обсуждение эпиграфа.

На этом этапе ученикам предлагается осмыслить текст, подумать, как он связан с темой урока, почему именно эти слова являются главными на данном уроке?

Это и есть этап целеполагания и мотивации, где ученики формулируют цели урока.

На этапе ввода новой темы эпиграф становится ярким приемом включения в активную работу.

3.Можно записать несколько эпиграфов и предложить ученикам выбрать один, наиболее полно отражающий суть изучаемой проблемы, или сопоставить высказывания с целью выяснения общего и различного. Таким образом, формируется культура речевого общения, умения подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения, искусства быть убедительным. В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относиться и к своей речи, обогащается их словарный запас, содержательнее становятся их творческие работы.

Иногда  на определённом этапе изучения произведения практикую такой вид деятельности, как подбор эпиграфов к означенным темам. Такая работа требует от учащихся не только прочтения произведения, но и опыта самостоятельного осмысления прочитанного. Так, например, к уроку по «Донским рассказам» М.Шолохова очень уместно, на мой взгляд, зазвучали слова Б.Чичибабина: «На людей я смотрю исподлобья: видно, в школу любви ни единый из них не ходил». Уже в начале урока при обсуждении выбранного эпиграфа  разговор шёл не просто о бесчеловечности войны, тем более  Гражданской, но и  о вечной ответственности каждого  перед своим высшим предназначением всегда оставаться человеком. А это и есть главная миссия писательского слова – всегда звучать современно. Удачно подобранный эпиграф вывел одиннадцатиклассников на важные нравственные выводы.

Урок по теории Раскольникова по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»  начинаем словами Ф. Ницше: « Если долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть на тебя». Яркий афоризм философа помогает десятиклассникам  глубже понять трагедию героя Достоевского, позволившего пролить « кровь по совести»: «Разве я старуху убил? Я себя убил..». Цель урока – понять бесчеловечность теории, «приговорившей» Раскольникова к преступлению.

Иногда эпиграф предлагается как итог разговора на уроке. Так, в финале урока «Кутузов и Наполеон» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» предлагаю учащимся поразмышлять над изречением китайского философа Лао- Цзы. В словах восточного мудреца угадывается образ народного полководца Кутузова, который был  примером высокого патриотизма и в то же время образцом истинного милосердия к поверженному врагу. А это и есть цель урока – увидеть отличие добра от зла, которое воплощается, по мнению Л.Толстого, в образе Наполеона.

Добрый побеждает и только

Побеждает и не гордится.

Побеждает и не торжествует.

Побеждает и не возвеличивается.

Побеждает и не может избежать этого.

Побеждает и не насилует.

Побеждая, надо уметь остановиться,

Кто умеет остановиться,

Тот этим избегает опасности

 

Совершенно удивительный источник эмоционального посыла в начале уроков, посвящённых поэзии,  мы находим у Евгения Евтушенко  в «Молитве перед поэмой» «Братская  ГЭС». Обращаясь к творчеству великих русских поэтов, слышишь голос нашего современника, тоже классика, который подчёркивает непреходящую вечность поэтического слова, проверенного временем и испытаниями:

. Поэт в России — больше, чем поэт.В ней суждено поэтами рождатьсялишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,кому уюта нет, покоя нет Дай, Пушкин, мне свою певучесть.. Дай, Лермонтов, свой жёлчный взгляд.. Дай, Некрасов, уняв мою резвость,боль иссеченной музы твоей ..-. О, дай мне, Блок, туманность вещую… Дай, Пастернак, смещенье дней… Есенин, дай на счастье нежность мнеК берёзкам и лугам, к зверью и людям..  Дай, Маяковский, мнеглыбастость,буйство,бас,непримиримость грозную к подонкам…

Начиная каждый урок с эпиграфа, который, как я уже сказала,  как бы включает энергию урока, воспитываю тем самым особое трепетное отношение к слову. Размышляя над смыслом подобранного изречения,  учащиеся по-настоящему начинают понимать слова Ф.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». Магия слова, обретающего современное звучание спустя столетия, потрясает. И это однозначно формирует творческое осмысление  прочитанного, формирует личность, что является целью образовательного процесса.  Ещё большие возможности раскрываются в работе с авторскими эпиграфами, которые создают интригу в начале произведения, а иногда, как, например,  у Пушкина, в начале каждой главы. Но это уже тема другого разговора, потому что  эпиграф является прекрасным приемом, для того, чтобы разнообразить уроки. Он служит не только обучающей, но и развивающей, воспитательной цели урока. Важно отметить, что эпиграф – частный прием в методике и изучен ещё недостаточно. Много интересного таит он  в себе, что в будущем послужит темой дальнейших размышлений.

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1.Куцевал О. Н. «Работа с эпиграфом» // «Русский язык и литература» №3,4. 1992

2.Левицкая Г. Н. Викторина // «Литература в школе» №3 2006.

3.Меркин Г. Литература. Москва 2006

4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 2004 Рябцев В. П. Усвоение понятий на уроках литературы. // «Литература в школе» №6 2004