Руденко И. И., Цыжипов В.Э. Проблемы ликвидации сектантских объединений в России

Проблемы ликвидации сектантских объединений в России

The problems of the liquidation of sectarian association in Russia

Руденко Илья Игоревич

Rudenko Ilya Igorevich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

rilya99@mail.ru

Цыжипов Владимир Эрдэмович

Tsyzhypov Vladimir Erdemovich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

Tsyzhipov1999@gmail.com

Аннотация.  В данной статье поднимаются такие вопросы, как секты, ликвидация сектантских организаций, подходы и методы борьбы с ними в Российской Федерации, а также почему эту борьбу нужно осуществлять.

Annotation. This article raises issues such as sects, the liquidation of sectarian organizations, approaches and methods to combat them in the Russian Federation, and why this struggle must be carried out.

Ключевые слова: Секты, борьба с сектами, религиозное общество, Церковь.

Key words: Sects, sectarian struggle, religious society, Church.

Сегодня среди участников антисектансткого движения активно обсуждаются вопросы борьбы с сектами с помощью принятия новых законов и/или поправок к законам уже существующим.

Конечно, правоохранители всё-таки действуют. За последние два года в России были запрещены и ликвидированы на основании судебных решений 52 сектантские организации, действовавшие в 24 регионах. Для этого законодательной базы хватило. Однако даже эти ликвидации не остановили разгул сектантства, отчего проблема приобрела реальную угрозу.

Борьба с сектами — это та область, где интересы государства и Церкви пересекаются — но не вполне совпадают. Государство озабочено предотвращением посюстороннего, материального ущерба, оно должно защищать жизнь, здоровье и имущество людей. Церковь, полностью поддерживая его в этом, обращена к другому — к вечному спасению.

Государство, несомненно, может и должно преследовать деяния, опасные для физической жизни, здоровья и имущества граждан. Однако его не следует поощрять. Борьба с ересью должна совершаться мечем слова Божия, а не дубинкой полицейского — и ее должна вести Церковь, а не государство.

Но с другой стороны единая политика, проводимая Православной Церковью по отношению к сектам, отсутствует. Есть твёрдо занятая позиция, основанная на неприятии сектантства и его чуждости традиционному христианству, но, к сожалению, механизмы работы с проблемой не выработаны. Серьёзная апологетическая деятельность не проводится. Существуют лишь отдельные специалисты, которые занимаются изучением данной проблемы и формируют вокруг себя небольшие группы единомышленников, создавая на этой базе различные центры по противодействию сектам. Основная задача таких сообществ лежит в области богословско-полемических исследований. Впрочем, рост внимания к данной проблематике со стороны высшей православной иерархии и мирян вселяет оптимизм и позволяет надеяться на то, что Православная Церковь выработает механизмы решения проблемы сектантства.

Существует несколько подходов борьбы с сектантскими объединениями:

Информационный подход. Данный подход сводится к тому, чтобы обозначить сомнительную организацию как секту или психокульт и распространить информацию об этом в информационном поле (разместить на сайте, в соцсетях, в СМИ). В рамках данного подхода сомнительная организация описывается под определенным углом, критикуется, публикуются мнения о ней экспертов, а также истории пострадавших. Ну а лучшим результатом информационного подхода должна стать ситуация, при которой каждый раз, когда человек ищет информацию о сомнительной организации и/или о сомнительном деятеле в выдаче поисковиков оказывается созданный противниками сект критический материал.

Минусом данного подхода является акцент на компромате. Дело в том, что в любой организации могут быть неблагонадежные члены, которые употребляют наркотики, насилуют женщин и детей, совершают другие преступления. Само по себе это не делает организацию социально опасной, а компромат при желании можно собрать на любую организацию и социальный институт, в том числе на средние школы или на Русскую Православную Церковь.

Соответственно, эффективным данный подход будет, если только подробно описана и обоснована вредоносность данной организации, учения, лежащего в ее основе, скрыт шарлатанский характер методик воздействия на организм, на других людей и на реальность, которые распространяются среди членов данной сомнительной организации.

Еще один одиозный вариант информационного подхода к борьбе с сектами – это распространение различных пугающих мифов о сектах. В частности, мифа о том, что сектанты – это люди с промытыми мозгами, сознание которых контролируется (в том числе с помощью тайного подмешивания в пищу наркотиков, психотропных препаратов), и которых загипнотизировали и запрограммировали с помощью НЛП и гипноза.

Юридический подход. В рамках данного подхода осуществляется подача заявлений против сомнительных организаций (сект, психокультов) в правоохранительные органы, инициация судебных разбирательств против членов организации, проверка сектантских материалов на экстремизм.

В случае, когда сомнительная организация действительно совершает противоправные действия, этот подход очень эффективен. Очень важно помочь заявителю правильно написать заявление и отнести его в правильный правоохранительный орган.

Однако, нужно понимать, что сущность сект и психокультов в том и заключается, что они, говоря словами классика, используют сравнительно честные способы отъема денег у населения, они балансируют на грани законного и незаконного, умело прячут концы в воду. Вдобавок, сама структура сект и псхокультов с их закрытостью и круговой порукой препятствует установлению обстоятельств совершения противоправных действий и самого факта их совершения.

Соответственно, привлечение правоохранительных органов и судов возможно далеко не всегда. Поэтому данный метод является довольно узким и подходит только к ситуациям, когда сомнительная организация совершила действия, прямо подпадающие под ту или иную статью, когда имеется состав преступления или иного противоправного действия.

Если же организация в принципе не совершает ничего противоправного, данный подход бесполезен. [1]

Богословский подход. В рамках данного подхода борец с сектами, который должен очень хорошо разбираться в богословии, догматике, логике (обычно, этот подход осуществляют люди с богословским образованием, священники) должен показать две вещи:

  1. Несоответствие учения сомнительной организации (секты, псхокульта), сомнительного деятеля (гуру, шарлатана) учению Православной Церкви.
  2. Самопротиворечивость, нелогичность, абсурдность учения сомнительной организации, сомнительного деятеля, наличие в нем значимых пробелов, нестыковок и пр.

Понятно, что такой подход, особенно с точки зрения первого его аспекта, невоцерковленным людям мало интересен. Зачастую члены сект никогда не были православными и не считают, что Православие вообще заслуживает внимания. Именно в этом заключается основной недостаток данного подхода – его узкая  конфессиональность.

Одним из вариантов богословского подхода является миссионерский подход, который в ряде случаев может быть очень эффективным. Дело в том, что зачастую сектант – это человек, привыкший соблюдать нормы своей организации, принимать на себя обязательства и добровольно ограничивать свои потребности. Все это в ряде случаев делает человека практически готовым православным христианином – нужно лишь перенаправить его, показав ограничения исповедуемого им учения и преимущества, непротиворечивость и красоту учения Православной Церкви, нужно признать достижения сектанта на пути духовности, но показать, что он выбрал неправильный путь и что у православного пути есть целый ряд преимуществ.

Есть и другие подходы к борьбе с сектами, например, осуществление попыток запретить секты законодательно или разработать и принять закон, который разом решит проблему сект. Но эти подходы являются сегодня, скорее, маргинальными и потому не заслуживают специального рассмотрения.

Без формирования национальной идеи, объединяющей российское сообщество, без заполнения духовной опустошенности позитивным содержанием, без обеспечения человека смыслом своего человеческого существования, без преодоления чувства одиночества и никому ненужности будут оставаться питательные корни старых и новых сектантских образований. Ликвидация этих корней — дело государственной политики, которая может использовать традиционные национальные, культурные, религиозные духовные ценности и приостановить активное проникновение всего чуждого этой традиционности

Конечно, полная победа над сектами вряд ли возможна, как вряд ли возможна полная победа над преступностью, но распри между противниками сект, использующими разные подходы к борьбе с сектами, точно такую победу не приближают…

Библиографический список:

  1. Барашева Е. В., Литвинова Н. Н. Анализ применения активных методов обучения правовым дисциплинам. Право. Наука. Общество: материалы Международной НПК. 2 июня 2017 г., г. Иркутск. 78 с.