Рылеева Е.Р. Физическое воспитание в образовательной школе, опыт и перспективы развития

Физическое воспитание в образовательной школе, опыт и перспективы развития

Physical education in the school education, the experience and prospects of development

Рылеева Елена Рауфовна

Ryleeva Elena Raufovna

Учитель физической культуры МКОУ «СОШ № 85» г. Тайшета

err.76@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости гармоничного развития личности  с помощью физического воспитания в образовательной школе. Обобщен опыт работы школы по физическому воспитанию с указанием основных направлений работы школы.

Annotation. The article discusses the need for harmonious development of the individual through physical education in an educational school. Summarized the experience of the school of physical education with an indication of the main directions of the school.

Ключевые слова.  Физическое воспитание.

Key word. Physical education.

Физическое воспитание — укрепление здоровья школьников средствами оздоровительной физкультуры, улучшение физической подготовленности и формирование двигательных способностей, необходимых для всестороннего физического развития. Физическая культура — это вид материальной культуры, характеризующий степень достижения физического совершенства как человеком в отдельности, так и обществом в целом. Все это очень важно в жизни каждого человека, а в особенности важно для детей.

Актуальность данного вопроса находится в поле зрения всех людей: ученых, педагогов, министерства здравоохранения, родителей и детей.

Физическое воспитание — укрепление здоровья школьников средствами оздоровительной физкультуры, улучшение физической подготовленности и формирование двигательных способностей, необходимых для всестороннего физического развития. Физическая культура — это вид материальной культуры, характеризующий степень достижения физического совершенства как человеком в отдельности, так и обществом в целом. Все это очень важно в жизни каждого человека, а в особенности важно для детей. 
Актуальность данного вопроса находится в поле зрения всех людей: ученых, педагогов, министерства здравоохранения, родителей и детей. 
Физическое воспитание – является сложным и многофункциональным явлением, имеющим свою структуру, которая отражает его содержание, и формы, а также свое специфическое функционирование. Его структуре полностью удовлетворяют все потребности личности и общества в физической подготовке детей к их жизнедеятельности [1].
Исходя из данного определения, становится очевидным, что физическое воспитание нужно человеку с раннего возраста, как неотъемлемая часть его жизнедеятельности,  дома и в общеобразовательных организациях. 
Использование физической культуры повышает общую работоспособность организма, замедляет наступление утомления, увеличивает время продуктивной концентрации внимания, что необходимо детям на уроках.
Физическое воспитание является очень важным, потому что оно способно развить множество качеств и способностей личности.
1) Некоторые социально-нормативные характеристики, которые школьник, вероятно, достигнет [5]: 
— школьник овладевает главными культурными средствами, видами деятельности, проявляет самостоятельность и инициативу в разных процессах  деятельности — конструировании, познавательно-исследовательской деятельности, общении, игре и др.; способен в совместных процессах, выбирать себе вид занятий; 
— школьник обладает установкой положительного мнения о мире, к разным типам труда, к самому себе и другим людям; участвует в совместных играх; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, обладает чувством собственного достоинства. 
— может договариваться, учитывать чувства и интересы других, радоваться успехам и сопереживать неудачам других людей, адекватно показывает свои чувства, и чувство веры в себя, пытается разрешать конфликты. Умеет отстаивать и выражать свою позицию; 
— школьник обладает развитым воображением, реализующимся в разных сферах деятельности; владеет разными видами и формами деятельности, различает реальную и условную ситуации; умеет подчиняться социальным нормам и разным правилам. Умеет адекватно оценивать и распознавать различные ситуации; 
— школьник достаточно хорошо может выражать свои желания и мысли, владеть четкой, быстрой речью, использовать речь для выражения собственных желаний, чувств и мыслей, построения в ситуации общения речевого высказывания; 
— у школьника развита мелкая и крупная моторика; он вынослив, подвижен, владеет главными движениями, может контролировать собственные движения и ими управлять; 
— школьник способен к волевым действиям, может следовать социальным правилам и нормам поведения в разных сферах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и старшими, соблюдает навыки личной гигиены и правила безопасного поведения; 
— школьник проявляет любознательность, задаёт окружающим вопросы, узнает причинно-следственные связи, старается самостоятельно объяснить поступки людей и явления природы; склонен экспериментировать, наблюдать, обладает начальными понятиями о социальном мире, природном мире и о себе; знаком с произведениями художественной литературы, обладает элементарными понятиями из области истории, математики, естествознания, живой природы и т.п., способен принимать самостоятельно решения, опираясь на собственные умения и знания в различных сферах деятельности [2];
— школьник начинает выполнять основные навыки гигиены; 
— выполнять ряд упражнений утренней зарядки; 
— осуществлять элементарные дыхательные упражнения; 
— делать 3-4 вида зарядки для снятия напряжения с глаз; 
— использовать способы самомассажа пальцев рук, стоп и кистей эластичной пружинистой палочкой, эластичным кольцом; 
— соблюдать правила безопасного поведения; 
— иметь представление о требовании внимательного и заботливого отношения к собственному здоровью. 
2) В познавательном развитии школьник будет уметь: 
— группировать предметы по речевой инструкции и по образцу, выделяя главный признак, отвлекаясь от посторонних признаков; 
— дифференцировать окружающие действительность звуки на звуки явлений природы и бытовые шумы; 
— соотносить с геометрической формой форму предметов — эталоном; 
— воссоздавать по частям целостное изображение предмета; 
— соотносить изображенные на картинке действия, с реальными действиями.
Год от года физическое воспитание становиться сложнее, умнее, интереснее, а активность к систематическим занятием физической культурой все меньше интересует людей. А значит – доля влияния физкультуры на становление детей человека постоянно снижается, и ее необходимо повышать с помощью физического воспитания в образовательной школе [3].
Следовательно, эту столь важную проблему в современном обществе можно решить, только если дети с раннего возраста будут целесообразно понимать всю сущность и значимость систематических занятиях физической культурой, и стремиться совершенствовать свой уровень физической подготовленности, а направлять в этой не легкой деятельности должны стремиться специалисты в области физической культуры.
Сегодня разрабатываются и запускаются в образование много программ, направленных на физическое развитие молодежи. Это крупнейшие программы, созданные при поддержке Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту. Это такие проекты, как «Дети России», «Патриотическое воспитание молодежи», «Молодежь России». Эти программы преследуют цель создания  единой системы популяризации физическими занятиями [4]. 
По данным социологических опросов, больше половины населения нашей страны занимается физическими и спортивными видами деятельности в той или иной степени. К тому же физическая культура являются эффективным и проверенным методом борьбы с подростковым алкоголизмом и наркоманией. Кроме того, физическое воспитание выступает не последним способом проведения досуга, как для школьников, так и для взрослых людей. 
Физическое воспитание в образовательной школе непосредственным образом связано со здравоохранением. Развитие одного направления без другого просто затруднено. 
Перспективы развития физического воспитания в образовательных школах.
Создание механизмов управления развитием физического воспитания в системе образования:
— Организация взаимодействия с ведомствами, структурами и организациями Российской Федерации.
— Соглашения о сотрудничестве с органами исполнительной власти субъектов РФ в области ФК, федерациями по видам спорта, общественными организациями. 
— Деятельность Совета по вопросам развития физического воспитания при Минобрнауки России.
— Мониторинги организаций общего образования, реализующих программы ДОД физкультурно-спортивной направленности.
— Формирование и сопровождение электронного атласа субъектов Российской Федерации.
— Мониторинг мероприятий в регионах по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий ФК.
— Проведение совещаний, форумов, конференций, круглых столов, мастерклассов, выставок.
— Создание структуры управления физическим воспитанием в Минобрнауки России.
— Разработка Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации.
— Примерная программа по физической культуре начального, основного и среднего общего образования».
— Видео-конспекты и технологические карты уроков: по ЗОЖ, волейболу, теннису, единоборствам, подвижным играм, лыжному спорту, фитнесу и др.
Опыт работы школы по физическому воспитанию.
Основные направления работы школы:
1) Работа со школьниками:
Школа позволяет реализовывать обучение здоровью всех обучающихся (в школе реализуется программа «Здоровье», программ превентивного обучения). В учебный план включены 3 урока физической культуры, в школе реализуются малые формы физического воспитания: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, динамическая пауза для обучающихся 1 классов. Школьный мониторинг показывает, что до 54 % детей охвачены активным занятием спортом, 70% обучающихся вовлекаются в спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, на одного обучающегося в среднем приходится от 8 до 10 соревнований, спортивных праздников.
На способных детей учителя составляют маршрут индивидуального развития для подготовки и участия в олимпиаде по физкультуре, научно-практической конференции.
В школе ведется целенаправленная работа с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе.
Школа принимает активное участие в городских, районных, региональных областных соревнованиях.
Таким образом, выстроенная система работы школы по физическому воспитанию способствует формированию здорового стиля жизни, приоритета здоровья, как непреходящей жизненной ценности.
Таким образом, школа создает все необходимые условия, с помощью которых можно решить важную проблему по формированию, сохранению и укреплению культуры здоровья и здорового образа жизни.
Библиографический список
1. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников.— М.: Просвещение, 2016.—143 с.
2. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: Физкультура и спорт, 2017. – 128 с.
3. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии.— М.: Физическая культура и спорт, 2015.—152 с.
4. Короткова Е.А., Архипова Л.А., Фомичева Н.В. Педагогические технологии в учебном процессе по физическому воспитанию: учеб. пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2017. – 145 c.
5. Теория и методика физического воспитания. / Под ред., Круцевич Т.Ю. – К.: Олимпийская литература, 2013. – 424 с.