Сачук Н. Ф. Особенности приобщения дошкольников к здоровому образу жизни через двигательно-игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДО

Право. Наука. Общество:  материалы Международной НПК (2 июня 2017 г., г. Иркутск)

Особенности приобщения дошкольников к здоровому образу жизни через двигательно-игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДО

Peculiarities of prediction of preschools to healthy living via through motor-game activities in accordance with GEF DOS

 

Сачук Наталия Федоровна

Sachuk Natalia Fedorovna

инструктор МБДОУ  ДСКВ № 46, г. Братск

sachuk.natulya@mail.ru

 

Аннотация.  В статье описан опыт внедрения работы по  приобщению детей здоровому образу жизни через двигательно-игровую деятельность. Наиболее актуально сплотить и вызвать интерес у старших дошкольников к занятиям физической культурой и спортом. А также объединить и привлечь всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов к здоровому образу жизни.

Annotation. The article describes the experience of introducing work on familiarizing children with a healthy lifestyle through motor-gaming activities. It is especially important to rally and arouse the interest of older preschool children in physical education and sports. And also to unite and involve all participants of the educational process: children, parents and teachers to a healthy lifestyle.

Ключевые слова: физическое развитие, здоровье, здоровый образ жизни, игра, деятельность, методы, приемы.

Keywords: preschool children, physical development, health, healthy way of life, game, activity, methods, receptions.

 

С внедрением и реализацией ФГОС дошкольного образования  физическое развитие дошкольников включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе направленных на развитие физических качеств, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). [3]

Первое и наиболее эффективное средство обучения детей здоровому образу жизни утренняя гимнастика. Поэтому цель нашей работы:  приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через двигательно-игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДО.

В своей работе использую разные виды гимнастики, которая планируются и подбираются в соответствии с комплексно-тематическим планированием, с учетом индивидуально-возрастных особенностей детей, с использованием различного инвентаря и музыкального сопровождения, что способствует повышению и сохранению интереса дошкольников. Очень нравится детям использование наглядно-игровых методов. Например, в знакомый комплекс гимнастики, мною добавляются карточки со схематическим изображением исходных положений для верхней и нижней части тела, которые демонстрируются на слайдах, дети по желанию, придумывают упражнения, опираясь на зрительный ориентир. [2]

Особое значение имеют подвижные игры. Ребенку от рождения свойственна необходимая потребность в двигательной активности, а так как игра это основной вид деятельности дошкольника, то целесообразно в работе с дошкольниками использовать игровые методы и приемы. Анализируя исследования проводимые учеными, связанными с особенностями развития движений ребенка, можно утверждать, что игра влияет на формирование двигательных функций, способствует развитию двигательных навыков и физических качеств дошкольников, развивает произвольность и является одним из основных средств физического воспитания. Поэтому подвижные игры необходимы для повышения двигательной активности и соблюдения полноценного двигательного режима, и считаются эффективным средством разностороннего развития подрастающего ребенка, оказывающее влияние на формирование личностных качеств дошкольников. [1]

Чтобы правильно подобрать игру, по необходимости упростить или усложнить ее, педагогу необходимо владеть знаниями о физических и умственных возможностях детей. В старшем возрасте использую блок – схемы, включающие в себя название игры, графа включающая количество ведущих, построение или расположение детей, правила, слова и варианты усложнений. Блок – схемы, придуманные совместно с детьми и используемые при проведении подвижных игр способствуют пониманию смысла игры, помогают запомнить и закрепить правила и слова, используемые в игре, учат действовать в соответствии с ролью и заданными правилами, в полной мере развить и совершенствовать двигательные умения и навыки дошкольника. А также дают возможность вместе с детьми придумывать новые варианты игр и усложнять их, что способствует развитию их творческих способностей и воображения.

Для старших дошкольников в нашем ДОУ присущ соревновательный характер игр, которые способствуют развитию у детей правильной оценке своих достижений и возможностей, поэтому начиная со второй половины средней группы, на занятиях по физической культуре используем элементы игр-соревнований. Главный принцип игр-эстафет заключается в том, что участвующие в соревнованиях дети должны хорошо владеть двигательными навыками, применяемыми в игре. Для совершенствования и развития способностей детей в игры-эстафеты  мы включаем схемы – алгоритмы последовательности упражнений, которые придумываем и прорисовываем вместе с детьми. Эти схемы помогают задействовать разные виды памяти: ассоциативную, двигательную и зрительную, что способствует лучшему пониманию заданий, помогает развить умение детей выделять главное и находить взаимосвязи, а соответственно и быстрее действовать. [4]

Нельзя не остановиться на физкультурных занятиях, которые являются технологией обучения здоровому образу жизни, где дети осваивают различные движения и спортивные упражнения.   Повышению интереса к занятиям спортом и физкультурой культурой способствуют нетрадиционные физкультурные занятия, разработанные на основе комплексно – тематического планирования. Образовательная деятельность, спланированная по определенной тематике, вызывает у детей неподдельный интерес и желание, в игровой форме творчески отобразить накопленный двигательный и социальный опыт.

В рамках недели «Модный салон» была проведена образовательная деятельность «Шьем модный наряд». В начале мероприятия для создания интереса была создана мотивация похода на швейную фабрику для изготовления модного наряда для праздника. Все занятие было организованно в игровой форме с показом презентации с иллюстрациями и звуковым сопровождением.

Вводную часть состояла из строевых упражнений: ходьбы и бега. Детям в игровой форме было предложено опробовать, как строчит их швейная машинка: «маленькие и большие стежки» ходьба мелким и широким шагом, «строчка назад» ходьба спиной вперед, «строчка – оверлок» бег, «строчка – зигзаг» бег змейкой, «пробуем строчить» ходьба и бег врассыпную, ходьба и бег со сменой водящего.

После чего им был предложен комплекс общеразвивающих упражнений без предметов. Упражнение для рук «Наматывание ниток на катушку». Два последующих упражнения наклоны: «Снимаем мерки» и «Выкраиваем наряд». В следующем упражнении детям было предложено «Прострочить детали карманы, воротнички, манжеты» ходьба на ягодицах вперед-назад. Перекатами влево-вправо дети «Сшивали наряд». И в заключении прыжками вперед-назад на восемь счетов «Оверложивали». После в основных видах движений дети украшали и гладили свой наряд. Во-первых, «Украшали наряд бисером, пайетками и бусинками» выполняли ходьбу по канату прямо и боком, приставным шагом с мешочком на голове. Вторым заданием они «Пришивали пуговицы к своему наряду» выполняли прыжки на правой и левой ноге попеременно, продвигаясь вперед вдоль каната. А в третьем задании «Наряд готов, гладим свой наряд» дети проползали  на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь двумя руками, хватаясь руками с боков скамейки. И в заключение образовательной деятельности в подвижной игре «Затейники» детям было предложено продемонстрировать свой наряд: они должны были придумать и без слов показать другим детям задуманный наряд, остальные дети  угадывали.

С целью формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих был создан лепбук «Где найти здоровье?». Он наполнен интересными элементами. Вращающийся круг «Части суток», карманы: «Правила гигиены», «Алгоритмы – мытья рук, чистки зубов», «Придумай упражнение», «Самые вредные продукты» и карман-игра «Витаминные продукты». Книжка простая «Продолжи пословицу, поговорку», книжка гармошка. Информационный листок «Выбери, что поможет тебе сохранить здоровье», ребус «Здоровье».

В современном мире нельзя не заострять внимание на важности работы по формированию здоровья детей, именно в дошкольном возрасте существует возможность в близкой для детей деятельности и нам необходимо заложить фундамент знаний и умений, потребность в здоровом образе жизни.

Список источников:

  1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка // Учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2006. – 368 с.
  2. Щербак А.П. Физическое развитие детей 5-7 лет в детском саду // Здоровьесберегающие технологии. – Ярославль: «Академия развития», 2009. – 160 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – с.17. /п.4.2. Требования к кадровым условиям реализации Программы/.

Якимова Е.А., Тимофейчук И.Л., Фатюшина Н.Э. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ // Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2014. – 296 с.