Сальникова В. Д.Соотношение вины и наказания по учениям И. Канта

Соотношение вины и наказания по учениям И. Канта

Correlation of guilt and punishment according to the teachings of I. Kant

Сальникова Валерия Дмитриевна

Salnikova Valeriya Dmitrievna

Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

valeriya.rudykh888@yandex.ru

 

Аннотация. В статье раскрыты понятия вины и наказания, основанные на учениях И.Канта, обозначена их взаимосвязь и роль для правового государства. Выявлена необходимость во взаимодействии государства и права, и то, что отступление от этого положения грозит потерей доверия и уважения своих граждан.

Annotation. The article reveals the concepts of guilt and punishment, based on the teachings of I. Kant, their interrelation and role for the rule of law state. The need for interaction between the state and law has been identified, and the fact that the deviation from this provision threatens to lose the trust and respect of its citizens.

Ключевые слова: И. Кант, граждане, развитие, правовое государство, вина, наказание, свобода индивида, человек как разумное существо.

Keywords: I. Kant, citizens, development, rule of law, guilt, punishment, individual freedom, man as a rational being.

К числу самых известных специалистов в области общей теории государства и права ХVIII в. относится германский ученый И. Кант. Многие положения сформулированной им политико-юридической доктрины приобрели статус классических, так как получили высокую оценку и нашли широкое применение в работах выдающихся политологов и юристов XIX и XX вв. [1]

Условиями познания, по Канту, являются общезначимые априорные, или предшествующие опыту, формы, упорядочивающие беспорядок разрозненных аффектов и придающие целостный характер нашим представлениям о мире и человеке. Такими формами являются: пространство и время (чувственное познание), причинность (рассудок) и так называемые идеи чистого разума – идеи Бога, бессмертия души и бесконечного мира как целого; последние не подлежат теоретическому доказательству или опровержению, ибо в опыте нет реальных объектов, соответствующих данным понятиям.

Право и мораль – самостоятельные, «суверенные» механизмы регуляции и формы духовности. В нашем общественном сознании прочно утвердились представления, в соответствии с которыми есть такая сторона во взаимосвязи рассматриваемых явлений, где приоритет безусловно принадлежит морали. Это, по убеждению многих людей, – значение в области права основополагающей моральной категории – справедливости. Той справедливости, которая, характеризует начала «равновесности» в праве и соотносится с его определяющим качеством – бытием и действием права в качестве «равной меры».

Индивид, по Канту, есть существо, в принципе способное стать «господином самому себе» и потому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора. Но далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации «категорического императива», сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой, выполнения этих предписаний.

Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином. [2]

Кант выступает против таких принципов аморальной политики:

1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам;

2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил;

 3) разделяй и властвуй.

Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти».

Истинное призвание права – надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида.[3]

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Для этого право наделяется принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву такое нужное ему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения.

Кант многократно подчеркивал необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения грозит потерей доверия и уважения своих граждан.

Общество в целом, прежде всего в лице государства, не может нарушать достоинства личности, рассматривая ее только как средство достижения государственных целей. Государство не вправе также опекать своих граждан, подобно тому как родители опекают малолетних детей. «Правление отеческое, – пишет И. Кант, – при котором подданные, как несовершеннолетние. не в состоянии различить, что для них полезно или вредно… Такое правление есть величайший деспотизм».

Учение Канта о праве стало основой для нормативизма, оно исходит из представления, что нормы права абсолютно независимы от законов развития общественной жизни и принципиально отличаются от них по своему характеру, так как представляют собой требования должного, в то время как законы природы и общественной жизни выражают необоснованность, в которой воля человека бессильна.

С учением Канта тесно связана теория правового государства, так как Кант считал, что цели государства являются обеспечением торжества права. Государство должно подчиняться требованиям конституции. Характерным для учения Канта о праве является противопоставление легального и морального.

Единственное и достаточное его основание – человек как разумное существо. Он покоится на признании важности тех свойств и признаков (прежде всего разума), по которым все люди могут быть отнесены к единой категории рода человеческого.

Библиографический список:

  1. Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. Курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 301 с.
  2. Философия. Учебное пособие под редакцией профессора В.Н. Лавриненко
  3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 704 с.