Сат А.Д. Формирование здорового образа жизни на занятиях по математике

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Формирование здорового образа жизни на занятиях по математике

Forming a healthy life-style on the mathematics science lessons

Сат Алимаа Делег-ооловна

Sat Alimaa Deleg-oolovna

преподаватель

ГБПОУ Республики Тыва  «РМК»

Россия, г. Кызыл

sat.ali2012@yandex.ru

 

Аннотация. В статье  приведен пример формирования здорового образа жизни на занятиях математики в медицинском колледже.

Annotation. The example of forming a healthy life-style on the mathematics and the information science lessons in a medical college is given in this article.

Ключевые слова. здоровье, здоровьесбережение, математика

Key words. health, health-preserving, mathematics

Проблема сохранения здоровья обучающегося в ходе образовательного процесса всегда считается актуальной. Поэтому, сохранение здоровья обучающихся – первоочередная задача каждого педагога. [1]

Для многих студентов медицинского колледжа, математика считается сложным предметом, поэтому требуется проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний по математике или недостаточного уровня их усвоения.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях математики реализуются согласно ФГОС СПО.

Студент в ходе освоения профессионального модуля или учебной дисциплины должен иметь практический опыт, освоить общие компетенции, включающие в себя способность (ОК 13) вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Формирование  здоровьесберегающего пространства начинается с первых дней обучения в колледже на практических занятиях и во внеаудиторное время, не только на занятиях медицинского профиля, но и на занятиях математики, где у студентов формируется ответственное отношение к своему здоровью. [2]

Для формирования установок на здоровый образ жизни на практических занятиях ЕН. 01 Математика можно использовать задачи о вреде курения и алкоголя, о содержании витаминов, о правильном питании, о рациональном режиме дня и т.д.

Например, завершая цикл математики на 1 курсе на всех специальностях можно проводить турнир «Математика и здоровье», где девизом будет являться лозунг: «Я выбираю здоровый образ жизни».

Ход турнира:

  1. I. Организационный момент.

Преподаватель: «Здравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня мы завершаем курс математики. Заключительное занятие проведем в виде турнира под названием: «Математика и здоровье».

Мотивация: Почему именно математика и здоровье? Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, а математику мы применяем при вычислении уровня причиняемого вреда – насколько и какой вред себе причиняет человек,  насколько сокращается жизнь у курящего или злоупотребляющего алкоголем  человека и т.д.

Цель нашего турнира – следующая: вы должны убедить себя в том, что:

  1. Вы можете справиться с задачами данного турнира;
  2. Математические задачи могут быть источником знаний о здоровье человека;
  3. Вредные привычки приносят вред телу, разрушают разум, отравляют целые нации.

Группа делится на 2 команды, каждая команда выбирает капитана. Ваша работа будет оцениваться при помощи жетонов.

 

1 тур. «Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто». Разминка

 

В этом туре каждой команде нужно расположить слова по порядку в высказывании, на ответ дается 3 мин.

 

I команда II команда
1.       Расположите слова по порядку в высказывании:
– пьянство,
– спутник,
– хулиганство,
– верный.
(«Пьянство – верный спутник хулиганства»)

2. Курение – это скрытая…

а) болезнь,
б) наркомания,
в) привычка,
г) кинокамера.

3. Где опьянение, там и …

а) кража,
б) драка,
в) синяк,
г) преступление.

4.  Болезнь заядлых курильщиков:

а) насморк,
б) грипп,
в) бронхит,
г) кашель.

5.  При курении в организм человека попадает вредных веществ около:

а) 30,
б) 10,
в) 5,
г) 2.

6.  Рак лёгких у курящих встречается чаще, чем у некурящих:

а) в 20-30 раз,
б) в 10-15 раз,
в) в 5- 10 раз,
г) в 15-20 раз.

1.       Расположите слова по порядку в высказывании:
– вина,
– ума,
– много,
– мало.
(«Много вина – мало ума»)

2.  Курение – это частые болезни и преждевременная…

а) старость,
б) смерть, 
в) молодость,
г) получка.

3. Пить вино так же вредно, как принимать:

а) таблетку,
б) уколы,
в) яд, 
г) врача.

4.  По мнению известного хирурга Фёдора Григорьевича Углова, после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся:

а) кладбище нервных клеток, которые не восстанавливаются,
б) заряд бодрости веселья,
в) боль,
г) тошнота и рвота.

5.  Через сколько секунд после первой затяжки яд – никотин поступит в мозг?

а) 7 секунд, 

б) 10 секунд,
в) 20 секунд,

г) 1 секунда.

6.       Что поражается у курильщика прежде всего?

а) печень,
б) лёгкие,
в) сердце,
г) почки.

 

2 тур. «Курить – здоровью вредить!» Задание командам

 

Во втором туре каждой команде дается одно и то же задание, включающее 10 задач. Получив задание, команды за отдельными столами в течение отведенного времени решаете задачи коллективно. Затем капитан команды распределяет, кто из членов команды будет отстаивать полученное решение.

Можно дать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни».

  1. Курящие подростки сокращают жизнь на 10%. Определите, какова продолжительность жизни курящих подростков, если средняя продолжительность жизни в Туве составляет 65 лет.
  2. 40 больных перенесли инфаркт. Известно, что среди них 5 человек некурящих, остальные курящие. Сколько человек могли бы быть здоровыми?
  3. Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек от последствий курения умирает за 24 часа? Какой вред наносит курение человеку?
  4. Средний вес новорожденного ребенка 2кг 500 г. Если у ребенка курит мать, то его вес будет меньше на 225г, а если еще курит и отец то на 119г. меньше. Определите, сколько теряет в весе новорожденный, если  курят оба родителя?
  5. В результате курения получили различные заболевания 50 человек. Подростков среди них было в 3 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровым.

Хромотерапия  – это лечение цветом. Предлагается таблица на компьютере определенного цвета. Всем известно, что цвет тоже влияет на физическое и психическое состояние: Синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения. (на доске плакаты, решение прямо на плакате). [3]

 

«Найди пару»: Найдите в таблице число и его квадрат:

 

  16 -3 9
1,5 -8 2 16
25 3 -5 2,25
0,2 -1,5 4 0,04
10 100 1000 0,01

 

3 тур. Конкурс капитанов «Пиво пить – здоровью вредить»

 

Решите задачу. Правильному ответу соответствует проблемы, связанные с употреблением алкоголя. Какие еще проблемы, связанные с употреблением алкоголя, встают перед обществом, узнаем, решив эту задачу.

Задача. По результатам исследования из 126 опрошенных 82% молодых людей выразили желание отказаться от алкоголя, узнав о последствиях злоупотребления алкоголем. Ответ округлите.

Решение:

126-100%,

х – 82%

126*82/100

Ответ: 103 чел. – преступления под влиянием алкоголя, плохое обращение с детьми, отсутствие заботы

 

4 тур. Задание командам.  Закончи предложение.

 

  1. Из всех лекарств лучшее —  отдых и воздержание. (Франклин Б.);
  2. Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно. (Толстой Л. Н.);
  3. Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. (Гораций);
  4. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос. (Плутарх);
  5. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (Шопенгауэр А.).

 

  1. IV. Итог турнира

 

Итак, мы закончили турнир «Математика и здоровье», и выяснили, что математические задачи могут быть источником знаний о здоровье человека и всем желаю быть здоровыми, заниматься спортом, вели здоровый образ жизни.

Спасибо, за урок! Берегите себя и свое здоровье.

Таким образом, представление проблемы здорового образа жизни в виде математических задач способно оказывать большее влияние на студентов колледжа, чем просто слова. Это выражается в том, что в содержании задач присутствует факты из реальной жизни о здоровье человека.

Библиографический список:

  1. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя, М: Просвещение, 1986, с. 146.
  2. Деларю В.В. Губительная сигарета. М: Просвещение, 1987, с. 254.
  3. Суворова Л. В. Формирование здорового образа жизни на уроках математики. Журнал «Молодой ученый» (№14 (73), сентябрь 2014 г.), с. 24-26