Сат А.Д. Формирование здорового образа жизни на занятиях по математике
Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)
Формирование здорового образа жизни на занятиях по математике
Forming a healthy life-style on the mathematics science lessons
Сат Алимаа Делег-ооловна
Sat Alimaa Deleg-oolovna преподаватель ГБПОУ Республики Тыва «РМК» Россия, г. Кызыл sat.ali2012@yandex.ru |
Аннотация. В статье приведен пример формирования здорового образа жизни на занятиях математики в медицинском колледже.
Annotation. The example of forming a healthy life-style on the mathematics and the information science lessons in a medical college is given in this article.
Ключевые слова. здоровье, здоровьесбережение, математика
Key words. health, health-preserving, mathematics
Проблема сохранения здоровья обучающегося в ходе образовательного процесса всегда считается актуальной. Поэтому, сохранение здоровья обучающихся – первоочередная задача каждого педагога. [1]
Для многих студентов медицинского колледжа, математика считается сложным предметом, поэтому требуется проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний по математике или недостаточного уровня их усвоения.
Здоровьесберегающие технологии на занятиях математики реализуются согласно ФГОС СПО.
Студент в ходе освоения профессионального модуля или учебной дисциплины должен иметь практический опыт, освоить общие компетенции, включающие в себя способность (ОК 13) вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Формирование здоровьесберегающего пространства начинается с первых дней обучения в колледже на практических занятиях и во внеаудиторное время, не только на занятиях медицинского профиля, но и на занятиях математики, где у студентов формируется ответственное отношение к своему здоровью. [2]
Для формирования установок на здоровый образ жизни на практических занятиях ЕН. 01 Математика можно использовать задачи о вреде курения и алкоголя, о содержании витаминов, о правильном питании, о рациональном режиме дня и т.д.
Например, завершая цикл математики на 1 курсе на всех специальностях можно проводить турнир «Математика и здоровье», где девизом будет являться лозунг: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Ход турнира:
- I. Организационный момент.
Преподаватель: «Здравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня мы завершаем курс математики. Заключительное занятие проведем в виде турнира под названием: «Математика и здоровье».
Мотивация: Почему именно математика и здоровье? Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, а математику мы применяем при вычислении уровня причиняемого вреда – насколько и какой вред себе причиняет человек, насколько сокращается жизнь у курящего или злоупотребляющего алкоголем человека и т.д.
Цель нашего турнира – следующая: вы должны убедить себя в том, что:
- Вы можете справиться с задачами данного турнира;
- Математические задачи могут быть источником знаний о здоровье человека;
- Вредные привычки приносят вред телу, разрушают разум, отравляют целые нации.
Группа делится на 2 команды, каждая команда выбирает капитана. Ваша работа будет оцениваться при помощи жетонов.
1 тур. «Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто». Разминка
В этом туре каждой команде нужно расположить слова по порядку в высказывании, на ответ дается 3 мин.
I команда | II команда |
1. Расположите слова по порядку в высказывании: – пьянство, – спутник, – хулиганство, – верный. («Пьянство – верный спутник хулиганства») 2. Курение – это скрытая… а) болезнь, 3. Где опьянение, там и … а) кража, 4. Болезнь заядлых курильщиков: а) насморк, 5. При курении в организм человека попадает вредных веществ около: а) 30, 6. Рак лёгких у курящих встречается чаще, чем у некурящих: а) в 20-30 раз, |
1. Расположите слова по порядку в высказывании: – вина, – ума, – много, – мало. («Много вина – мало ума») 2. Курение – это частые болезни и преждевременная… а) старость, 3. Пить вино так же вредно, как принимать: а) таблетку, 4. По мнению известного хирурга Фёдора Григорьевича Углова, после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся: а) кладбище нервных клеток, которые не восстанавливаются, 5. Через сколько секунд после первой затяжки яд – никотин поступит в мозг? а) 7 секунд, б) 10 секунд, г) 1 секунда. 6. Что поражается у курильщика прежде всего? а) печень, |
2 тур. «Курить – здоровью вредить!» Задание командам
Во втором туре каждой команде дается одно и то же задание, включающее 10 задач. Получив задание, команды за отдельными столами в течение отведенного времени решаете задачи коллективно. Затем капитан команды распределяет, кто из членов команды будет отстаивать полученное решение.
Можно дать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни».
- Курящие подростки сокращают жизнь на 10%. Определите, какова продолжительность жизни курящих подростков, если средняя продолжительность жизни в Туве составляет 65 лет.
- 40 больных перенесли инфаркт. Известно, что среди них 5 человек некурящих, остальные курящие. Сколько человек могли бы быть здоровыми?
- Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек от последствий курения умирает за 24 часа? Какой вред наносит курение человеку?
- Средний вес новорожденного ребенка 2кг 500 г. Если у ребенка курит мать, то его вес будет меньше на 225г, а если еще курит и отец то на 119г. меньше. Определите, сколько теряет в весе новорожденный, если курят оба родителя?
- В результате курения получили различные заболевания 50 человек. Подростков среди них было в 3 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровым.
Хромотерапия – это лечение цветом. Предлагается таблица на компьютере определенного цвета. Всем известно, что цвет тоже влияет на физическое и психическое состояние: Синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения. (на доске плакаты, решение прямо на плакате). [3]
«Найди пару»: Найдите в таблице число и его квадрат:
16 | -3 | 9 | |
1,5 | -8 | 2 | 16 |
25 | 3 | -5 | 2,25 |
0,2 | -1,5 | 4 | 0,04 |
10 | 100 | 1000 | 0,01 |
3 тур. Конкурс капитанов «Пиво пить – здоровью вредить»
Решите задачу. Правильному ответу соответствует проблемы, связанные с употреблением алкоголя. Какие еще проблемы, связанные с употреблением алкоголя, встают перед обществом, узнаем, решив эту задачу.
Задача. По результатам исследования из 126 опрошенных 82% молодых людей выразили желание отказаться от алкоголя, узнав о последствиях злоупотребления алкоголем. Ответ округлите.
Решение:
126-100%,
х – 82%
126*82/100
Ответ: 103 чел. – преступления под влиянием алкоголя, плохое обращение с детьми, отсутствие заботы
4 тур. Задание командам. Закончи предложение.
- Из всех лекарств лучшее — отдых и воздержание. (Франклин Б.);
- Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно. (Толстой Л. Н.);
- Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. (Гораций);
- Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос. (Плутарх);
- Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (Шопенгауэр А.).
- IV. Итог турнира
Итак, мы закончили турнир «Математика и здоровье», и выяснили, что математические задачи могут быть источником знаний о здоровье человека и всем желаю быть здоровыми, заниматься спортом, вели здоровый образ жизни.
Спасибо, за урок! Берегите себя и свое здоровье.
Таким образом, представление проблемы здорового образа жизни в виде математических задач способно оказывать большее влияние на студентов колледжа, чем просто слова. Это выражается в том, что в содержании задач присутствует факты из реальной жизни о здоровье человека.
Библиографический список:
- Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя, М: Просвещение, 1986, с. 146.
- Деларю В.В. Губительная сигарета. М: Просвещение, 1987, с. 254.
- Суворова Л. В. Формирование здорового образа жизни на уроках математики. Журнал «Молодой ученый» (№14 (73), сентябрь 2014 г.), с. 24-26