Серебренникова С.С. Фигурное плавание в детском саду

Фигурное плавание в детском саду

Figure swimming in kindergarten

Серебренникова Светлана Станиславовна

Serebrennikova Svetlana Stanislavovna

инструктор по физической культуре , г. Саянск

fortova70@mail.ru

Аннотация. Данная статья представляет опыт работы по обучению детей старшего  дошкольного возраста плаванию   с элементами синхронного плавания

Annotation. This article presents the experience of teaching children of preschool age swimming with elements of synchronized swimming

Ключевые слова: фигурное плавание

Keywords: figure swimming 

Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Доказано, что в условиях образовательного учреждения при непрерывном обучении плаванию с раннего возраста, достигаются наиболее высокие результаты не только в физическом, но  и в умственном развитии ребенка [1].

В нашем детском саду воспитанники имеют возможность  заниматься плаванием с трех лет, а оснащение бассейна соответствует всем современным требованиям.

Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий, в основе базовой программы используется  методика Т.И.Осокиной. Имея большой опыт работы в должности  инструктора  по физической культуре (по обучению плаванию) я стала искать новые подходы к организации и содержанию занятий. Я предположила, что включение в занятия по обучению плаванием в старшем дошкольном возрасте элементов синхронного плавания разнообразит и эмоционально раскрасит двигательную деятельность детей на воде, что положительно скажется на их здоровье и развитии.  Импровизация  движений детьми будет способствовать их раскрепощению, развитию творческого замысла, обеспечит поддержку детской инициативы и самостоятельности, что является первоочередными задачами  в современном дошкольном образовании в соответствии с Федеральными государственными стандартами.

Так, мною была разработана авторская парциальная программа по обучению плаванию  детей старшего дошкольного возраста  «Дельфиненок», которая реализуется с 2014года. Отличительной особенностью программы является интеграция физических, эстетических, художественно–творческих и психоэмоциональных  линий развития дошкольника,  приобщение к здоровому образу жизни, культурному и спортивному наследию.

Занятия по плаванию стали культурной практикой согласованных движений  и танца под музыкальное сопровождение. Они имеют   направленность на обучение детей навыкам синхронного плавания.   Музыкально-дидактические, танцевально-двигательные упражнения, этюды имеют свою систему, выстроены  от простого к сложному,  тематически и логически  связаны друг с другом. Выполнять движения синхронно для дошкольников  достаточно сложно, поэтому   программа предполагает, что у детей    уже есть определённые навыки и умения в плавании: они свободно держатся на воде, без боязни и страха передвигаются по бассейну, длительное время могут находиться под водой.  Большое значение на занятиях придаётся также и общей физической подготовке детей, которая является необходимым звеном спортивной тренировки пловца. Достижение результатов в синхронном плавании строится на развитии плавательных навыков, умении  действовать слаженно, а также на проявлении творчества в преобразовании и украшении композиций. Дошкольники учатся не только плавать, но и создавать в воде свои «рисунки» [2].

Рисунки на воде сначала составляются очень простые, возникающие почти стихийно. Например, дети в самостоятельном плавании объединяются по 2, 3 человека и составляют себе движения, демонстрируя не только знакомые элементы, но и придуманные самостоятельно, выражая таким образом свои замыслы и фантазии («Держи товарища», «Длинная цепь» и др). Набор элементов сначала не многообразен: «медуза на спине», «медуза на груди», «поплавок» и всевозможные скольжения.  Для поддержания интереса у детей к «рисункам на воде» используются дополнительные элементы. Схематично зарисовываем наши упражнения, рассматриваем их и определяем каждому своё место во время выполнения рисунка; решаем, каким образом, будет осуществляться переход от одного рисунка к другому, каким способом удобнее закрепиться. Все рисунки получают своё название, чаще всего по схожести с чем то, поэтому язык и терминология понятны только детям, занимающимся в этой секции[3]. Например, термин «цепь»: «длинная цепь», «смешанная цепь», «центральная цепь», «цепь с обручами» — одного термина достаточно, чтобы дети определили, где выполняется упражнение, из каких элементов состоит, какие дополнительные пособия должны быть в руках и т.д. Чтобы в целом рисунок выглядел красочно, применяются чаще всего яркие, крупные дополнительные пособия. Делаются они из подручного материала («лилии», «кувшинки»), на воде смотрятся живыми, неординарными и вызывают положительные эмоции у детей

В содержательную часть программы также включены:

— музыкально-ритмические упражнения под музыку с разными предметами: обручами, мячами, веревочками;

-выполнение, демонстрация хороводов, фигурных маршировок, всевозможных построений и перестроений, композиций, объединенных плавательными движениями и элементами статистического плавания, упражнения выполняются индивидуально, парно, группами;

-комплексы гимнастических и акробатических комбинаций для построения фигур в воде.

Занятия с использованием элементов синхронного плавания дисциплинируют детей и развивают чувство сплоченности, доверия. Так, небольшая группа (из 6-8 чел) в течение 15-20 с. под мелодичную, спокойную музыку, звучащую во время выполнения упражнения, находится в одной цепочке друг с другом, где движение одного может оказать влияние на успех или неудачу всей группы. Ребята это хорошо понимают, и каждый чувствует ответственность за свои действия:  «Не сделаю я, не получится у всех». Это всё организует ребят, дисциплинирует, вызывает желание помочь товарищу в освоении того или иного элемента.

Предлагаю Вашему вниманию содержание программы:

Первый раздел программы – знакомство с синхронным плаванием как видом           спорта с помощью бесед и показа наглядной информации.

Второй раздел – составление и апробация композиций под музыку: синхронное выполнение упражнений, выполнение музыкально-двигательных упражнений, создание рисунков на воде.

Третий раздел – творческое использование приобретенных навыков, отработка гибкости, красоты, пластики выполнения движений.

Для демонстрации освоенных навыков синхронного плавания детьми предусматриваю показательные выступления  в Дни открытых дверей, организую праздники на воде, устраиваю фотовыставки, предлагаю видеозарисовки  тематических сюжетов  на встречах с родителями.

Анализируя результаты реализации программы «Дельфиненок» на протяжении четырех лет, можно сделать однозначный вывод, что такой подход к организации занятий  качественно улучшает физическую подготовленность детей, ускоряет процесс усвоения навыков плавания и делает его более эффективным за счет поддержания  у детей интереса  к занятию, способствует  эмоциональной стабильности,  творческому раскрепощению, снижению тревожности и  развитию коммуникативных навыков.

 

Библиографический список:

  1. Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. -2003. – с.6
  2. М.Д. Маханева, Г.В. Баранова. Фигурное плавание в детском саду. – 2009. – с.15
  3. М. Рыбак, Г. Глушкова, Г. Поташова. Раз, два, три, плыви.- 2010.- с.156