Сергеева Н.Н. Методическая разработка, реализуемая в рамках образовательного проекта «Бабушка – онлайн»

Методическая разработка, реализуемая в рамках образовательного проекта

«Бабушкаонлайн»

Methodical development implemented within the framework of the educational project «Grandma – online»

 

Сергеева Наталья Николаевна

Sergeeva Natalia Nikolaevna

Заведующий отделением, преподаватель

ГАПОУ ИКЭСТ филиал г. Ангарск

natasha_sergeeva@bk.ru

Аннотация: в статье рассказывается о результатах и методическом сопровождении  образовательного проекта «Бабушка – онлайн», реализуемого с 2016 года на базе филиала ГАПОУ ИКЭСТ.  Раскрыты особенности учебно-методического пособия «Компьютер для пожилых людей» и эффективные способы его применения на занятиях со слушателями данной категории.

Abstract: the article discusses the results and the methodical equipment of the educational project «Grandmother – online», implemented from 2016 on the basis of branch GAPO TEST. The features of teaching AIDS «Computer for seniors» and effective ways of its application in the classroom with students in this category.

Ключевые слова: образовательный проект, «Бабушка – онлайн», курсы компьютерной грамотности, бесплатные курсы, проблемы пожилых людей, интернет технологии, компьютерная тревожность, психофизиологические особенности пожилых людей.

Key words: educational project «Grandmother – online», computer courses, free courses, older people’s issues, Internet technology, computer anxiety, physiological characteristics of the elderly.

С 2016 года по заказу администрации Ангарского городского округа и при содействии Муниципального казённого учреждения Ангарского городского округа «Центр поддержки общественных инициатив» на базе филиала ГАПОУ ИКЭСТ реализуется образовательный проект «Бабушка – онлайн».

«Бабушка-онлайн» – бесплатные курсы компьютерной грамотности и информационных технологий для старшего поколения. Проект направлен на решение актуальных проблем пожилых людей – социальной и информационной изоляции и одиночества, сохранения их трудового и интеллектуального потенциала, восстановления связи поколений.

Главная цель проекта – помочь людям пожилого возраста освоить базовые возможности компьютерных и интернет технологий, и применять их в своей жизни.

Освоив возможности компьютерных и интернет технологий, они смогут осуществлять общение с родственниками и знакомыми на расстоянии.

С выходом на пенсию образ жизни людей меняется: сужается круг общения, минимизируются потребности, увеличивается объем свободного времени. В связи с этим для большинства пенсионеров становится более острыми и значимыми вопросы: одиночества, ограниченности в общении, нужности для общества, организации свободного времени. Поэтому, дополнительной целью проекта является — предоставление пожилым людям возможности общаться, обмениваться жизненным и профессиональным опытом, заполнять свободное время полезной содержательной деятельностью.

За период реализации данного проекта с 2016 года по декабрь 2017 года на базе филиала было обучено около 200 людей пожилого возраста. С 15 января 2018 года начали проходить обучение еще 10 человек.

Для реализации данного проекта и качественного проведения занятий в филиале предоставляются два компьютерных класса, вместимостью по 10 человек и оснащенных всей необходимой компьютерной, интерактивной техникой и выходом в Интернет.

Для методического сопровождения занятий мной было разработано учебно-методическое пособие «Компьютер для пожилых людей». Его содержательная часть подобрана с учетом потребностей и пожеланий людей старшего поколения в социально-информационной и коммуникативной области, адаптирована к их физиологическим, возрастным особенностям и одобрена непосредственным руководителем проекта Черепановой Н.В.(и.о. директора МКУ АГО «Центр поддержки общественных инициатив»).

Учебно-методическое пособие состоит из десяти разделов: техника безопасности при работе с ПК; назначение основных устройств ПК и приемы работы с ними; основы работы в ОС Windows; основы работы с клавиатурой; основы работы с браузером; осуществление поиска в сети Internet и сохранение найденной информации; обмен информацией по электронной почте; работа в личных кабинетах на сайтах Иркутскэнерго, Ангарского водоканала; осуществление электронной записи к врачам;

В каждом разделе прописан результат, который слушатели должны будут достигнуть по окончанию изучения, способствующий этому — теоретический материал и для отработки практических навыков — практические задания.

Весь теоретический материал структурирован и логично выстроен.

Практические задания направлены  на достижение поставленных результатов и имеют подробное пошаговое описание выполняемых действий, которые дублируются с помощью изображений.

Слушателям курсов воспринимать материал из данного учебно-методического пособия достаточно легко т.к. он переработан и адаптирован под психофизиологические особенности пожилых людей [1]:

  1. Вся подобранная информация носит актуальный характер. Некоторые слушатели действительно только на занятиях впервые берут в руки мышку, а некоторые являются активными пользователями интернет пространства, но им не хватает опыта и знаний в создании личного кабинета на сайтах водоканала и Иркутскэнерго. Поэтому, тематика пособия интересна и актуальна для любого уровня подготовки слушателей.
  2. Восприятие информации. Роль органов чувств в образовательной деятельности пожилых людей заслуживает особого внимания. Причем, чаще всего у такой категории слушателей они повреждены. В связи с этим, материал в учебно-методическом пособии напечатан с удобным для восприятия людям с нарушением зрения, размером и типом шрифта, расстоянием между строк, иллюстрации имеют достаточный размер, используются дополнительные элементы для концентрации взгляда — указательные стрелки.
  3. Материал сбалансирован по объему. У взрослых людей объем запоминаемых объектов составляет в среднем не более 11. Поэтому, в каждом раздел рассматривается работа с 1 или 2 объектами. Например, в разделе «Основы работы в ОС Windows» прописана информация по работе только с необходимыми для данной категории слушателей элементами – это работа с «Папками» и «фоном рабочего стола». Раздел «Назначение основных устройств ПК и приемы работы с ними» разбит на подразделы: «Назначение системного блока и приемы работы с ними», «Назначение монитора и приемы работы с ними», «Назначение кнопок манипулятора «Мышь» и приемы работы с ними», «Назначение клавиатуры» и «Работа с клавиатурой».
  4. Материал сбалансирован по времени. Эффективность усвоения материала повышается, если он разбит на несколько занятий, каждое из которых длится не более 1,5 часов, включая время на отдых. Поэтому, такие большие разделы как: «Основы работы в ОС Windows», «Назначение основных устройств ПК и приемы работы с ними», «Основы работы с браузером», «Осуществление поиска в сети Internet и сохранение найденной информации», «Обмен информацией по электронной почте», «Работа в личных кабинетах на сайтах Иркутскэнерго, Ангарского водоканала» разбиты на подразделы. Изучение каждого подраздела осуществляется на отдельном занятии. Эффективность данного метода особенно видна, когда, например, на одном занятии слушатели только создают электронный почтовый ящик или личный кабинет, а на другом учатся работать с ними.  
  5. Материал способствует снятию у пожилых людей чувства боязни компьютера. Люди старшего поколения боятся повредить компьютер, нажимать на команды при работе в программах или в Интернете. Зачастую эта фобия носит психологический характер и привита более молодым поколением, которое запугивают такими фразами, как: «Не трогай, сломаешь» или «Не лазь, подхватишь вирус! И все!» и т.д. Поэтому у пожилых людей и появляется барьер боязни компьютера (компьютерной тревожности). И это является препятствием и проблемой при их обучении. Если, у слушателей такой категории появится возможность больше практиковаться в работе с компьютером, появится пошаговый алгоритм действий при работе с программами и в сети Интернет, то этот барьер будет снят.  Они поймут, что сломать компьютер не так уж и легко, а искать информацию в Интернете не так уж и страшно т.к. будут знать, что нужно делать, чтобы не подхватить компьютерный вирус.  Для решения данной проблемы в учебно-методическом пособии предусмотрены практические задания, при выполнении которых необходимо потрогать, повертеть, рассмотреть те или иные устройства компьютера. А пошаговое описание действий убирает страх «нажать куда-то не туда».
  6. Новая для слушателей и специализированная терминология прописана простым и интуитивным языком.

Эффективность в обучении пожилых слушателей достигается не только за счет перечисленных особенностей учебно-методического пособия, но и в способах его применения на занятиях.

Обычно уровень подготовки и знания компьютера у слушателей в группах разный. Использование данного пособия позволяет более продвинутым слушателям самостоятельно изучать материал курса и не ждать тех, у кого нет даже начальных знаний и навыков работы с компьютером. Тем самым на занятиях реализуется личностно-ориентированный подход.

Применение учебно-методического пособия в комплексе с объяснениями преподавателя и демонстрацией на экране через проектор пошаговых действий, прописанных в практических заданиях пособия, так же влияет на качество обучения так как одну и ту же информацию слушатели воспринимают  через три источника: пособие, голос преподавателя и видео на экране. 

По окончанию курса учебно-методическое пособие в электронном виде остается у слушателей, и они всегда могут найти в нем подсказку при самостоятельной работе дома. Такое решение способствует повышению качества обучения и достижению целей и задач образовательного проекта «Бабушка – онлайн».

В 2018 году при содействии МКУ АГО «Центр поддержки общественных инициатив» планируется издательство учебно – методического пособия (количество экземпляров уточняется), с целью рекомендации его в применении на других площадках, реализующих данный образовательный проект.

Подтверждением того что, материалы учебно-методического пособия способствуют повышению качества обучения слушателей старшего поколения, цели и задачи проекта достигаются,  являются положительные отзывы слушателей, их общение с преподавателями после курсов в социальных сетях и через электронную почту, а также благодарственное письмо от мэра Ангарского городского округа Петрова Сергея Анатольевича. Вся информация, подтверждающая успешную реализацию образовательного проекта «Бабушка – онлайн» расположена на сайтах: МКУ АГО ЦПОИ, ГАПОУ ИКЭСТ ФИЛИАЛ, газеты «Ангарские ведомости».

Библиографический список:

  1. Г.С. Абрамова. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов, второе издание. Москва. Издательский центр «Академия», 1997.-704с.