Шайдулина Ю. С. Проект: Школа здорового будущего «Территория здоровья»
Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)
Проект: Школа здорового будущего «Территория здоровья»
School healthy future «Territory of health»
Шайдулина Юлия Сергеевна
Shaydulina Julia Sergeevna Учитель МКОУ Вихоревская СОШ №1 Россия, г. Вихоревка Laka10@inbox.ru |
Аннотация. Программа развития МКОУ «Вихоревская СОШ №1» ориентирована на реализацию не только сегодняшних, но и перспективных образовательных потребностей, а также для осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. Программа развития рассматривается школой как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им.
Annotation. Development Programme MKOU «Vihorevsky School №1» is focused on the implementation of not only today, but also the perspective of educational needs, as well as for the implementation of the major innovations in the educational institution. development program is considered the school as a potentially powerful and effective tool that provides secure, efficient, cost-effective and timely transition to the school community a new qualitative state, and at the same time – a tool that provides management.
Ключевые слова. Спорт, здоровье, физическая культура, воспитание.
Keywords. Sports, health, physical education, education.
Цель: Создание здоровьесберегающей среды, способствующей сохранению и развитию физического, психического, социального здоровья обучающихся.
Задачи:
– формирование устойчивого интереса в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведение здорового образа жизни;
– разработка и апробация здоровьесберегающей модели образования через применение здоровьесберегающих технологий, оптимальную организацию режима работы школы, образовательную деятельность по формированию навыков здорового образа жизни;
– создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья;
– внедрение современных методов мониторинга здоровья;
– разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий;
– развитие материально – технической базы для укрепления здоровья обучающихся;
– координация совместной работы школы, семьи и общественности по формированию и сохранению здоровья ребенка;
– организация рационального питания.
Содержание проекта
- Организация здоровьесберегающего процесса:
– обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;
– обеспечение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности; создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск путей преодоления;
– поддержание рациональной системы питания учащихся;
– обеспечения оптимального двигательного режима учащихся;
– разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся;
– лицензирование медицинского и процедурного кабинетов. Создание банка данных по заболеваниям учащихся
- Учебно-воспитательная работа.
– организация режима ступенчатого повышения нагрузки для обучающихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям;
– соблюдение норм СанПиН 2.4.2.2821-10;
– создание на переменах условий, способствующих оптимальному двигательному режиму обучающихся разных возрастов;
– включение вопросов с определённой валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, физической культуре;
– контроль за выполнением норм самообслуживания;
– контроль за правильным использованием ТСО;
– структуирование рабочих программ на основе валеологических принципов;
– расширение сферы услуг, направленных на развитие спортивных способностей школьников;
– ориентация учителей и обучающихся на участие в конкурсах, проектах областного и всероссийского уровня;
– использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
- Диагностическая работа
– создание «Паспорта здоровья»;
– осуществление контроля соблюдения норм нагрузки (дневной, недельной, годовой);
– осуществление психолого-педагогической диагностики развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении;
– Диагностика психологического климата в классном коллективе.
- Оздоровительно- профилактическая и коррекционная работа
– оказание индивидуально педагогической, психологической и социальной помощи детям « группы риска» и их родителям;
– социальный патронаж неблагополучных семей;
– организация и проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании;
– профилактика социально-педагогической дезадаптации;
– мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов;
– формирование, сохранение и корректировка здоровья обучающихся и педагогов;
– проведение и ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации обучающихся;
– использование комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показаниям врача;
– проведение спортивно-массовых и профилактических мероприятий в период каникул;
– разработка проектов, способствующих формированию потребности следить за своим здоровьем.
- Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа
– внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья обучающихся и учителей в практику учебно – воспитательного процесса;
– контроль за недопустимостью использования в отношении; обучающихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.
– изучение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий, проведение семинаров, конференций.
- Информационно-просветительская работа
– использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дней здоровья;
– использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек);
– организация родительского всеобуча;
– проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности.
План реализации проекта
Этапы | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий, методов и способов обучения и воспитания. |
Первое полугодие
2013-2014г. |
Директор школы
Завуч ВР, Зам. директора по ХЧ Учитель физической культуры |
Практический этап
Апробация и использование проекта Школа здорового будущего «Территория здоровья»
|
2014-2016г. | Завуч ВР,
Учитель физической культуры Учителя предметники и учителя начальных классов Кл. руководители |
Заключительный этап
Обобщение и анализ полученных результатов, определение целей и задач дальнейшей работы. |
Второе полугодие
2016-2017г. |
Директор школы
Завуч ВР, Учитель физической культуры |
Ожидаемые результаты
– Возможность сохранения здоровья, успешного обучения и развития.
– Развитие воспитательного потенциала образовательного учреждения в профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности.
– Создание условий для творческой самореализации учителя.
– Достижение уровня информационной культуры участников образовательного процесса, соответствующего современным требованиям.
– Высокий уровень мотивации к получению образования;
– Снижение заболеваемости обучающихся.
– Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
– Создание условий для удовлетворения двигательной активности обучающихся.
– Желание обучающихся быть здоровыми духовно и физически.
– Снижение уровня тревожности учеников.
– Повышение удовлетворенности обучающихся и их родителей образовательным процессом в школе.
– Успешная адаптация в социуме.
– Выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО различными возрастными группами.
– Повышение имиджа школы в социуме.
Библиографический список:
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог – социальный институт, 2004, с. 240.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2011, 178 с.