Шеверновская Ю. В. Развития конструктивного диалога у обучающихся педагогического колледжа по специальности «Дошкольное образование» с использованием интерактивных методов обучения

Развития конструктивного диалога у обучающихся педагогического колледжа

по специальности «Дошкольное образование» с использованием интерактивных

методов обучения
Development of the constructive dialogue of the training pedagogical college on specialty «Preschool education»  with the use of interactive teaching methods

Шеверновская Юлия Васильевна

                                                                     Shevernovskaya Julia Vasilievnaпреподаватель ГБПОУ ИО ИРКПО, г. Иркутскjulyanab@mail.ru 

Аннотация. В статье освещены вопросы развития конструктивного диалога у обучающихся педагогического колледжа по специальности «Дошкольное образование», с использованием интерактивных методов обучения

Annotation.The article highlights the issues of the development of constructive dialogue among students of the pedagogical college in the specialty «Preschool education», using interactive teaching methods

Ключевые слова: конструктивный диалог, интерактивные методы обучения, обучающиеся педагогического колледжа

Keywords: constructive dialogue, interactive teaching methods, teaching pedagogical college

В современном образовательном учреждении учить должны по-современному, отвечая запросам государства и общества.

Образовательный процесс должен быть интересным и результативным, для участников. Нет лучше техники процесса познания, чем техника конструктивного диалога, когда преподаватель не начитывает под запись лекцию, а ведет с обучающимися конструктивный диалог, построенный на том, что обучающиеся отвечая на наводящие вопросы преподавателя, делая выводы и строя логические цепочки сами приходят к истине, тем самым заставляя свой головной мозг активно работать и делать умозаключения по данному материалу.

В научной литературе отсутствует точное определение конструктивного диалога. Представлены определения таких понятий как:

     Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. [2]

Конструктивное общение – это общение, нацеленное на результат.

Диалог — это разговор двух и нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство – тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. [3]

Конструктивный диалог —  диалог, выполняющий коммуникативные функции, направленный не только на совместный поиск истины, но и на выражение своих мыслей без оценок, приписывания личной точки зрения поведению другого человека в совокупности элементоввопросы-ответы (речевая ситуация, в которой каждый отстаивает своё мнение); доказательства (выдвижение тезисов, подбор аргументов, демонстрация положительного опыта); опровержение (вытеснение аргументов оппонента, замещение системой собственных аргументов; демонстрация своего положительного образца поведения). [7]

Опираясь на имеющиеся определения, было составлено рабочее понятие: конструктивный диалог — это разговор двух и более лиц, на общую тему, имеющий смысл, и положительный результат.

Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) 44.02.01 Дошкольное образование, были определены компетенции, в основе которых лежит умение выстраивать конструктивный диалог:

ОК 6. Работа в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставит цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой. [6]

Остановимся более подробно на рассмотрении вопроса развития конструктивного диалога у обучающихся педагогического колледжа по специальности «Дошкольное образование», с использованием интерактивных методов обучения.

ФГОС СПО предъявляет среди множества требований к учебному процессу — использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся. [5]

Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где обучающийся является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех обучающихся группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. [5]

Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современном колледже, где преподаватель показывает не только свою компетентность и эрудицию, но и умеет увлечь обучающихся новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля. [5]

Интерактивный («Inter» — взаимный, «act» — действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятия, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме. [1]

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используются проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Преподаватель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе обучающихся.  Активность преподавателя уступает место активности обучающихся колледжа, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах. [4]

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в колледже, при которых обучающийся сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения. [1]

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у учащихся педагогического колледжа интереса к обучению;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждого на свободу слова;
  • развитие конструктивного диалога между обучающимся и преподавателем, а также между самими обучающимися;
  • формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты;
  • выход на уровень осознанной компетентности студента. [1]

Практика работы показала, что в результате организации занятий, с использованием интерактивных методов обучения у обучающихся педагогического колледжа отмечалось: формирование разнообразных речевых образцов; ориентация на совместное оперирование речевой деятельностью с помощью различных постепенно усложняющихся типов диалоговых ситуаций выражения; выдвижение тезисов; демонстрация своего положительного образца поведения.

Таким образом, применяя в работе методы интерактивного обучения, соблюдая специальные условия организации и при выполнении определенных правил работы в группе, можно развить профессиональные компетенции будущих педагогов, в основе которых лежит умение выстраивать конструктивный диалог.

Библиографический список:

  1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т. Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ. – – 97с.
  2. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей /Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. М., 2005. 75 с.
  3. Джеммер А.А. Значение диалога в обучении // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 104-105; http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=5513
  4. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.

http: //www.science-education.ru/ru/article/view?id=13161

  1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  2. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование. http: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1351.pdf
  3. Шишкина, Надежда Александровна. Конструктивный диалог как средство воспитания толерантности старшеклассника: дис. … канд. пед. наук /Шишкина Надежда Александровна. Оренбург, 2011.- 193 с.