Широковская Е. Н. Взаимодействие обучающихся и работодателей как фактор формирования высоконравственной, профессионально-компетентной личности

Взаимодействие обучающихся и работодателей как фактор

формирования высоконравственной, профессиональнокомпетентной личности

The interaction of students and employers as a factor

forming ethical, competent personality

 

Широковская Екатерина Николаевна

Shirokowskaya  Ekaterina Nikolaevna

cоциальный педагог ГБПОУ ИО ИТТриС, г.Иркутск

ittris@yandx.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об актуальности совместной с работодателями деятельности обучающихся по вопросам формирования духовно-нравственных ценностей, профессиональных компетенций, преемственности поколений, описываются формы взаимодействия с работодателями.

Annotation. The article discusses the interactive forms, the team work of the professional educational organization and the employers with the aim to form spiritual and moral values, professional competences, connections of different generations.

Ключевые слова: совместная с работодателями деятельность, духовно-нравственные ценности, профессиональная компетентность, исследовательская проектная деятельность, историческая преемственность поколений.

Keywords: a practice-oriented approach, professional education, elements of dual training, interaction with employers, work experience, professional competence.

Важнейшая цель воспитания сегодня – это развитие и становление высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Взаимодействие между обучающимися и работодателями — одно из направлений деятельности профессиональной образовательной организации, способствующее не только формированию профессиональных компетенций обучающихся, но и укреплению связей между поколениями, проявлению гражданских инициатив, воспитанию духовно-нравственных ценностей. Изучая историю производства через судьбы старших поколений, молодежь учится не только гражданской ответственности, уважению к ветеранам и сохранению исторической преемственности поколении, но и повышает их личностные и профессиональные качества.

Указ президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», являющийся базовым нормативным актом государственного стратегического планирования на ближайшие годы, отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. [1]

Задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, понимать значимость будущей трудовой деятельности,  является актуальной. Историческая преемственность поколений способствует воспитанию нравственных качеств будущего рабочего.

Обучающиеся ИТТриС, будущие работники железнодорожного транспорта должны соответствовать всем требованиям современной, конкурентной, рыночной экономики. Для этого необходимо владеть не только профессиональными навыками и умениями, но и знать историю производства, героическое прошлое и динамическое настоящее Российских железных дорог.

В марте 2017 года в актовом зале локомотивного депо Иркутск-сортировочный прошли круглые столы по проектной деятельности с обучающимися и педагогами ИТТриС, работодателями и социальными партнерами.

Мероприятие прошло в целях реализации плана работы сетевой экспериментальной площадки «Развитие системы практико-ориентированной  профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления в среднем профессиональном образовании». В процессе совместного с работодателями  обсуждения выбран проект «Молодежь и ветераны РЖД»

Целью проекта  стало повышение общей и профессиональной компетентности обучающихся.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить историю РЖД, ВСЖД, Иркутской железной дороги, ст. Иркутск – сортировочный.
  2. Оказать помощь Музею боевой и трудовой славы на ст. Иркутск –сортировочный в оформлении и систематизации архивных документов.
  3. Организовать мероприятия по взаимодействию с Советом ветеранов РЖД, общественными организациями станции Иркутск-сортировочный.

4.Формировать исследовательские качества обучающихся в процессе общения с ветеранами и работниками РЖД.

  1. Повышать уровень учебной и профессиональной мотивации.

Для обучающихся ИТТриС ожидаемым результатом проекта стала

их осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях ветеранов, реализация совместных с работодателями инициатив, получение знаний, дополняющих образовательный процесс; для работников и ветеранов РЖД – взаимодействие с подрастающим поколением, передача молодежи исторической правды, социального производственного опыта, подготовка конкурентноспособных специалистов.

В процессе реализации проекта обучающиеся встречались с руководителем отдела кадров, председателем и членами Совета ветеранов, мастерами и работниками ремонтных цехов, обсуждали, планировали, изучали, проводили мероприятия.

В результате совместной работы были переведены в электронный вариант архивные документы-экспонаты, составлены презентации архивных материалов, была организована  встреча с ветеранами и работниками тыла РЖД. По инициативе участников проектной группы был проведен митинг Победы на станции Иркутск-сортировочный, в котором приняли участие руководители и работники предприятия, ветераны войны и труда, обучающиеся.

Эти и другие мероприятия позволили выстроить алгоритм исследовательского проекта, выбрать необходимые методы исследования, одним из которых стало анкетирование обучающихся техникума на предмет их отношения к истории профессии и железнодорожного транспорта.

В таблице 1 представлены результаты опроса, проведенного среди обучающихся первого и четвертого курсов в сравнении.

Таблица 1

Значимость знаний истории РЖД в формировании будущего профессионала

Вопрос 1 курс 4 курс
Вы знакомы с историей РЖД? 15% 35%
Вы проявляете  интерес к истории РЖД 15% 45%
Вы считаете, что знать историю предприятия и будущей профессии  обязательно? 40% 85%
Знания истории РЖД помогают воспитывать у обучающихся дисциплинированность,  ответственность, чувства социальной значимости будущей профессии. 30% 85%
Понятия «патриотизм» и «Российские железные дороги» близки по содержанию и смыслу? 30% 70%
Знания правил культуры общения способствует деловому общению на производстве? 40% 90%

Как видим, к четвертому курсу обучающиеся понимают насколько важны знания истории на производстве. Можно сделать вывод:  знания истории РЖД формируют у обучающихся чувства патриотизма, социальной значимости будущей профессии.

Авторы проекта – обучающиеся,  обратились к начальнику, мастерам и рабочим ремонтных цехов, в которых проходят практику студенты третьего, четвертого курсов техникума с вопросом: что необходимо выпускнику техникума для успешной трудовой карьеры? Работодатели  единогласно считают, что современный молодой специалист должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и знать историю производства,  быть компетентным в вопросах коммуникативного пространства, обладать личностными качествами для эффективного общения. Только высоконравственная, профессионально-компетентная личность  сможет построить успешную трудовую  карьеру.

По результатам исследовательской, проектной деятельности сделан вывод: взаимодействие с работодателями позволяет обучающимся повышать образовательную мотивацию, интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,   а также развивает профессионально-личностную готовность выпускника техникума к труду.

Взаимодействие обучающихся и работодателей  можно охарактеризовать как партнерство в достижении совместных результатов в образовательной деятельности. Результатом для учебного заведения является повышение качества подготовки специалистов, для предприятия – подготовка к практической профессиональной деятельности. [2]

     В исследовательской работе обучающихся и работодателей наиболее удачно сочетаются воспитание, обучение и практика, что определяет возможность реализации социального партнерства и скорейшую адаптацию выпускников на производстве.

В реализации  проекта «Молодежь и ветераны РЖД» совместно с работодателями планируем продолжать проектно-исследовательскую деятельность по вопросу  формирования у обучающихся ответственного,  инициативного

отношения к профессионально-трудовой деятельности на положительных примерах ветеранов и современных работодателей.

В условиях современной рыночной экономики результативность деятельности молодого специалиста достигается не только за счет его высокого профессионализма, но и социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания. [3]

     Совместная с работодателями деятельность,  участие в проектно-исследовательской работе способствуют формированию у обучающихся высоконравственной, профессионально-компетентной личности.

Библиографический список:

  1. О стратегии национальной безопасности: Указ президента РФ от 31.12.2015г. № 683, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/71296054// [дата обращения 21.01.2018]
  2. Авдеенко, М.В., Алешина Т.М., Понкратова, В.Н. Социальное партнерство в сфере образования: учебное пособие. — М: МГОУ, 2006, [Электронный ресурс] Режим доступа:, https://multiurok.ru/files/probliemy-privliechieniia-rabotodatieliei.html// [дата обращения 21.01.2018]
  3. Типушкова Н.В., Ангеловская С.К. О проведении конференции: социальное партнерство в системе среднего профессионального образования. — Копейск: 2004, с.27