Шишкина Н. В., Шишкина И. Ю. Степени профессиональной подготовки в Болонье в Европе и России: анализ и систематизация

Степени профессиональной подготовки в Болонье в Европе и России:

анализ и систематизация

The degree of professional training in Bologna in Europe and Russia:

analysis and systematization

 

Шишкина Наталья Владимировна

Shishkina Natalya Vladimirovna

Ст. преподаватель  ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
shishkina@mail.ru

Шишкина Ирина Юрьевна

Shishkina Ирина Юрьевна

Учитель МБОУ СОШ № 23, г. Иркутск
sauber72@yandex.ru

 

Аннотация:  К настоящему времени сформировалось единого мнения относительно целей, задач и сущности бакалавриата и магистратуры в области образования. В связи с этим мы считаем необходимым проанализировать теоретические положения степеней основанные непосредственно на Болонских соглашениях. Это позволит обрисовать их соотношение с квалификациями и степенями, принятыми в Российской Федерации.

Annotation: To date, a consensus has been formed on the goals, objectives and essence of the undergraduate and graduate programs in the field of education. In this regard, we consider it necessary to analyze the theoretical provisions of degrees based directly on the Bologna agreements. This will allow to describe their relationship with the qualifications and degrees adopted in the Russian Federation.

Ключевые слова: Бакалавр; Болонский процесс; содержание обучения; Врач; инженер-эколог; Мастер; профессиональная подготовка; политический и правовой факторы; профессиональные степени.

Keywords: bachelor; The Bologna Process; learning content; Doctor; environmental engineer; Master; professional training; political and legal factors; pro-professional degrees.

России введение степеней «бакалавр» и «магистр» считается одной из главных задач и одной из наиболее важных достижений современной российской образовательной системы. Однако к настоящему времени нет единства мнений о целях, задачах и сущности бакалавриата и магистратуры по русскому языку образовательные учреждения.

В нормативных актах Российской Федерации в области образования бакалавриат и магистратура не имеют единообразия —   российская структура квалификаций включала систему «бакалавр (4 года) или специалист (5 лет)» магистр (2 года).

Следует отметить, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 г. № 63 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 года № 63, 2010), степени «специалист» и «бакалавр» были включены в степени бакалавриата и пронумерованы в соответствии с новым переченем направлений подготовки бакалавров, утвержденный предыдущим приказом (приказ министерства образования и науки) [1].

 Таким образом, «специалист» и «бакалавр» были признаны как эквивалентные степени. Однако федеральный закон и приказ Министерства противоречат друг другу при определении статуса бакалавра.

Сорбоннская декларация (1998) провозгласила важность международного признания степени бакалавра для последующей работы по созданию единого европейского образовательного пространства. Болонская декларация (1999) отмечает что степень, присуждаемая после первого цикла обучения (бакалавр), будет востребована на рынке труда как квалификация соответствующего уровня, то есть бакалавр является компетентным экспертом. Саламанкская конвенция (2001) указывает, что первая степень должна выводить выпускника или возможную занятость на рынке труда.

Другими словами, бакалавр должен стать компетентным в этой области и / или работать, например, на предприятии на соответствующей должности эксперта или использовать полученные знания при прохождении курса магистратуры.

Семинар, состоявшийся 16–17 января 2001 г. в Хельсинки (Финляндия), был посвящен преимуществам внедрения степени бакалавра. В частности, на этом семинаре было отмечено, что качественные и эффективные программы бакалавриата, стандарты облегчают трудоустройство выпускников на рынке труда и сокращают общее время обучения студент, тем самым способствуя его более быстрому выходу на рынок труда. По мнению участников семинара, для получения степени бакалавра, необходимо получить в процессе обучения от 180 до 240 ECTS кредиты. Степени бакалавра предлагаются как в классических университетах, так и в профессионально-ориентированных высших образовательных учреждениях. На конференции министров высшего образования в Берлине, возможность объединения сокращенный курс высшего образования с первого уровня Болонской системы степеней — степень бакалавра  обсуждалась. (Берлинское коммюнике, 2005). [2].

Очень интересно, что на этих саммитах было четко определено, что степень бакалавра не должна  рассматривается только как промежуточный этап в более длительном обучении, необходимый для получения степени магистра,  бакалавра.

Степень — это независимый уровень обучения, позволяющий студенту выбрать настоящую профессию. Поэтому степень бакалавра должна быть ориентирована на определенные профессии и быстрое введение на рынок труда, а также все его обучение.

Программы должны прививать студентам ключевые навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

Однако до сих пор в Болонских соглашениях на высшем уровне определено, что степень бакалавра должна быть одинаковой, как она есть степень квалифицированного специалиста по рынку труда, но при этом в учебном процессе необходимо обеспечить разнообразие, справедливое распределение кредитов и сочетание общих, профессиональных и исследовательских модулей, равных в правах. Как заявлено в отчете «Тенденции II», степень бакалавра должна быть разносторонней и включать в себя как широкую базу подготовки и необходимые навыки в профессиональных областях научных и академических специальностей (Хауг & Taugh, 2001). [3].

Кроме того, в Сорбонской декларации 1998 года указывается, что студенты, готовящиеся к получению степени бакалавра, должны иметь выбор между различными разнообразными образовательными программами. На семинаре в Хельсинки (Финляндия) в январе   2001  года было официально объявлено, что программы бакалавриата должны иметь большую индивидуальную гибкость. Таким образом, различия в программах бакалавриата должны учитывать национальное разнообразие, разнообразие индивидуальных и академических требований, разнообразие требований рынка труда и программы бакалавриата должны иметь различные ориентация и различные профили.

Таким образом, Болонские соглашения четко определили необходимость разработки образовательных программ бакалавриата и стандарты для различных, профессиональных степеней бакалавриата. Официальные документы Болонского процесса определили степень бакалавра в качестве полной и независимой ступени высшего образования, а бакалавр в качестве эксперта, готового  конкурировать на рынке труда, работать по специальности и успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.

В рамках степени бакалавра профессиональные и исследовательские модули должны быть равными по праву для объединения.

Интересно, что во время Болонских реформ были попытки разделить степень бакалавра на три типа: общие, профессиональные (например, инженерные, архитектурные) и исследовательские. Этот процесс был характерен до 2001 год, прежде всего, для университетов Бельгии, Нидерландов, Финляндии и Швейцарии. Следует отметить, что 2009 увидел неожиданное продолжение этого процесса в Российской Федерации. Это привело к федеральному эксперименту организованному в России — создание прикладной программы бакалавриата на основе высшего и среднего профессионального образования образовательные учреждения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 667 (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 года №667, 2009) было установлено, что проводится эксперимент по внедрению прикладной программы бакалавриата для формирования и реализации новые виды образовательных программ, ориентированные на практическую сторону профессии будущих выпускников. Эксперимент проведенный в 2009-2014 гг. оказался успешным, поэтому с 2014 г. программа «Прикладная степень бакалавра» официально признано Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 от 15 апреля 2014 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №295, 2014) в качестве одного из профессиональных учебных программ бакалавриата. [4].

Анализ нормативных документов России по организации прикладной бакалавриата (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 года №667, 2009; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №295, 2014; Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования бакалавриата. Совет образовательной программы «Прикладной бакалавриат «(утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 11 сентября 2014 года ʋAK-2916/05), 2014) показывает, что эта программа ориентирована на практику или профессиональную деятельность. Между тем основные элементы этой программы,  образовательная программа включает в себя овладение современными промышленными технологиями, изучение новейших форм и методов обучения,  организация трудовой деятельности на рабочем месте и актуализация инновационной составляющей рыночной экономики в содержании профессионального обучения.

В то же время, второй, традиционный тип программ бакалавриата — академическая степень бакалавра — могут быть отнесены к программам научно-исследовательской и педагогической направленности. К сожалению, общее состояние нормативных документов  России ничего не говорят об этом; однако, вывод сделан из ФГОС..

Таким образом, в современной ситуации мы можем говорить о том, что идея существует и воплощается в жизнь практически.

В некоторых странах, в том числе в России, речь идет о подразделении бакалавриата на  соответствующие исследования — прикладной бакалавриат, научные, исследовательские и педагогические программы.

На конференции по Болонскому процессу, касающейся ученых степеней магистра в Хельсинки (Финляндия) в  2003 г. (Болонский процесс. Конференция по степеням магистерского уровня. Хельсинки, Финляндия, 14–15 марта 2003 г., 2004 г.), было указано, что для получения степени магистра требуется 60–120 кредитов. Продолжительность и содержание магистерских программ в разных вузах могут быть разными. Болонские соглашения упоминают, что магистерские образовательные программы и стандарты, а также бакалавриат должны иметь различную направленность и разные профили с учетом, таким образом, различных индивидуальных и университетских требований и требований рынка труда.

Что касается сущности понятия «Мастер», то анализ Болонских соглашений позволяет выделить два официальных подхода (в отличие от степени бакалавра).

Первый подход (назовем его «научным») определен в Сорбонской декларации (1998 г.), где он отмечается, что в магистерских и докторских программах акцент должен делаться на исследовательскую и самостоятельную работу обучающегося.

В дальнейшем этот тезис повторяется во многих Болонских документах. Поэтому степень магистра в некоторых странах часто присуждается только после завершения диссертации. Следовательно, здесь степень магистра может быть определена как научная работа (исследование).

Второй подход (назовем его «профессиональным») получил официальное признание на конференции в Болонье процесс  — получения ученых степеней магистра в Хельсинки (Финляндия) 14–15 марта 2003 г. В документах конференции отмечается, что после обучения в магистратуре выпускники должны иметь такой высокий уровень знаний и понимание явлений и столь высокий уровень мастерства (напомним, «мастер» в переводе с латыни означает «мастер»), что знания, полученные в процессе обучения, могут быть синтезированы для решения сложных практических задач, самостоятельно формулировать новые суждения и уметь объяснять и обосновывать выводы, как для специалистов в этой области, и неспециалистам (Болонский процесс. Конференция по степеням по магистерскому уровню. Хельсинки, Финляндия, 14–15 марта 2003 года, 2004 год).[4]

Таким образом, Мастер — это высокопрофессиональный, высококвалифицированный специалист, способный адаптироваться к меняющимся условиям профессиональная деятельность, применение знаний в новой профессиональной ситуации. Так, в министерстве образования, технология и исследования во Франции, на официальном уровне, магистр определяется как «профессионально ориентированный мастер» (Франция. Реализация целей процесса «Сорбонна / Болонья» (1998-2003 гг.). Страновой отчет, 2003 г.).[3]

Многие австрийские и британские университеты присуждают «магистерские» степени, например, MAS (Master of Advanced Исследования) или MVA (магистр делового администрирования). Степени «магистр» являются степенями магистратуры и ориентированы на профессиональную деятельность (Кирштейн, 1999). Вместе с тем в отчете «Тенденции I» отмечается, что в Великобритании существуют теоретические магистерские программы со сроком обучения 12 месяцев и исследовательские магистерские программы с более длительные сроки обучения (Haug, 1999). Поэтому здесь можно говорить о реальном присвоении профессионально ориентированной степени магистра.[3]

Как вариант, для определения различий между различными направлениями подготовки магистров, европейский Фонд развития менеджмента (EFMD) выделяет три основные категории магистерских степеней: универсальная степень — Магистр наук (M.Sc) в области управления, специализированные степени магистра в определенных областях, а также магистр  — деловое администрирование (MBA) (Haug & Taugh, 2001). Также Д. МакГроу (2002) предлагает различать два типа — Степень магистра — научно-исследовательская в рамках Болонской системы инженерного образования. По его мнению, бакалавры, прошедшие обучение в магистратуре по машиностроению и получившие степень магистра наук, должны соответствовать высочайшим стандартам инженерного образования [2].

Бакалавры с высокими достижениями могут пройти исследовательский магистерский курс и получить научную степень магистра (McGrow, 2002).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что официальные документы Болонского процесса, научные общественные и профессиональные (управленческие, инженерные и др.) общественные организации заявляют о необходимости  разделить магистерские степени на два типа: профессиональные (например, MBA, магистры технических наук и т. д.) и исследовательские.

Наиболее существенно, по нашему мнению, сущность докторских исследований изложена в Глазго декларации (2005) [5].

При этом ключевым элементом докторантуры является получение новых знаний путем проведения научные исследования и, в то же время, соответствие процесса подготовки доктора к требованиям  рынка труда.

Таким образом, докторант считается одновременно и исследователем, и студентом. Бергенское коммюнике (2005) подтверждает, что основой докторантуры является получение новых знаний за счет оригинальных научных исследования, и докторант также считается студентом.

В этом коммюнике предлагается ввести в содержание программ докторантуры некоторые междисциплинарные курсы и обеспечить развитие навыков, преобразованных в соответствии с требованиями рынка труда. Таким образом, традиционный статус докторантуры как структуры научных исследований и разработок в рамках Болонской системы по-прежнему дополняется статусом образовательного (третьего) уровня, и докторанты становятся ученые и студенты одновременно.

Глазго декларация и Бергенское коммюнике также устанавливают срок обучения для докторантуры примерно в пределах 3–4 лет по дневной форме обучения. Так, в докладе «Болонья 2009» обсуждаются проблемы докторантуры, в том числе несоответствие содержания докторских программ Болонским соглашениям во многих странах (Cacciagrano et al., 2009)

Как правило, Болонские документы определяют докторантуру как этап исследования. Однако в Великобритании, Нидерландах и в некоторых других странах в рамках дополнительного профессионального обучения степень «Доктор делового администрирования» (DBA) по примеру США с целью придания более высокого статуса тем, кто прошел курс «Мастер делового администрирования» (MBA) был представлен. Эта степень означает улучшение компетенции управления директора фирм и корпораций. Хотя эта степень официально не является частью третьего уровня (цикла) Болоньи

Степень, тем не менее, достаточно популярна как на рынке образовательных услуг, так и на рынке профессионалов. Кроме того, как отмечается в отчете «Тенденции I», в США система образования была принята за Пример для болонских реформ, профессиональная подготовка, скажем, в области медицины и права будет организована с назначением степеней «Доктор медицины» (M.D) и «Доктор юридических наук» (J.D) (Haug, 1999). [6] Поэтому Болонская «Докторская» Степень, также как и степень магистра, имеет два типа: профессиональную (например, DBA) и исследовательскую (например, Кандидат наук, а научная степень соответствует российской степени «кандидат наук».

Что касается российской степени «доктор наук», то ее аналог применяется в некоторых странах Европы как вторая (высшая) докторская степень, или так называемая «докторская степень» (например, «докторская докторская степень» в Австрии и Германии,

«Доктор философии Habillitation» в Дании и Исландии, «Dphil (Habilitation)» в Великобритании (Haug & Taug, 2001; Кирстейн, 1999; Байденко, 2002)) или «Полный доктор». Эта степень научно ориентирована. Как профессионально ориентированная, высшей докторской степени в Европе и США пока не существует, вместо этого на этом квалификационном уровне они указывают «Повышение квалификации» для обозначения степени (квалификации), полученной специалистом предприятия, имеющего  профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Таким образом, теоретический анализ Болонских соглашений позволил нам определить Болонские степени. Это позволило очерчивая структуру Болонских степеней и соотнося их с квалификациями и степенями, принятыми в Российской Федерации. Разработанная матрица также позволяет понять структуру и сущность Болонских степеней среднего и высшего образования в зависимости от уровня (цикла) подготовки и вида будущей работы выпускников (профессиональный или исследовательский).

В частности, в системе профессионального обучения России, в рамках Болонского процесса, степень бакалавра должна  идентифицироваться как эквивалент ранее существовавшей степени «специалист».

Что касается «магистерской» степени, предлагается считать ее адекватной для более высокого, чем «специалист», уровня профессиональной компетентности выпускника, предоставляя право занимать более высокие и ответственные должности и приступить к соответствующей деятельности.

Библиографический список:

  1. Байденко В.И. (2002). Болонский процесс: структурная реформа высшего образования в Европе, высшее образование в Европе. М .: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
  2. Болонский процесс. Конференция по степеням магистерского уровня. Хельсинки, Финляндия, 14–15 марта 2003 года. Конференция по степеням магистратуры. Хельсинки, Финляндия, 14-15 марта 2003 г.]. (2004).
  3. Cacciagrano A., Carapinha B. (Coord.), Gielis I., Burns L., Deca L., Sciriha M., Oye O., Proteasa V. (2009). Болонья со студенческими глазами 2009.Лёвен: Европейский студенческий союз. Франция. Реализация целей процесса «Сорбонна / Болонья» (1998-2003). Страновой отчет. (2003). Париж: MinistƟre Jeunesse, Образование, Recherche.
  4. Гармонизация архитектуры европейской системы высшего образования. Совместная декларация четырех министров, отвечающих за высшее образование
  5. в Германии, Франции, Италии и Великобритании по случаю 800-летия Парижского университета (Сорбоннская декларация). Париж, Франция, 25 мая 1998 г. (2002). В: Сборник основных документов в Болонском процессе: Руководящий комитет по высшему образованию и исследования (CD-ESR), 1-е пленарное заседание, Страсбург, 3-4 октября 2002 г., пункт 7 (стр. 11-12). Страсбург: Совет Европы.
  6. Хауг, Г. (1999). Тенденции и проблемы в образовательных структурах высшего образования в Европе. В: Тенденции в обучении в высшем образовании. Отчет о проекте, 7 июня 1999 г. (стр. 3-30). Копенгаген