«Школа увлеченных родителей как одна из интерактивных форм взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»

сертификат

«Школа увлеченных родителей как одна из интерактивных форм взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила: Шаманова Наталья Вячеславовна
учитель – логопед
МДОУ «Детский сад № 2» г.Черемхово

Аннотация: В статье раскрываются интерактивные формы взаимодействия учителя – логопеда и родителей детей, имеющих нарушения речи в ходе реализации проекта «Информационная безопасность, как условие позитивной социализации».

В ходе реализации проекта «Информационная безопасность, как условие позитивной социализации», перед нами возникла такая проблема, родители недооценивают современную ситуацию, в которой дошкольники сталкиваются с угрозами информационного пространства. Проведя анкетирование в нашей группе, выяснили, что большая часть родителей поощряют самостоятельные игры в гаджеты, есть родители, которые вообще не имеют представления, насколько опасны некоторые телевизионные передачи. Проводя родительские собрания, мы увидели, что когда родители приобретают художественную литературу своим детям, они не обращают внимания ни на соответствие содержания сказок, ни на качество иллюстраций. Многих наших ребят, пока родители заняты, курируют старшие братья и сестры. В результате чего дети обмениваются искаженной информацией со сверстниками вследствие — возникают затруднения в понимании понятий «хорошо», «плохо».
Как специалисты, мы выявили, что многие родители, уклоняются от совместного время препровождения с детьми, мало читают им, ограничивают общение, перепоручают выполнение домашних заданий старшим братья и сестрам. Поэтому возникла необходимость решить проблемы и найти новые методы, которые активизировали бы родителей. Наиболее эффективной формой оказалась «Школа увлеченных родителей». В рамках реализации проекта «Информационная безопасность, как условие позитивной социализации» мы решаем следующие задачи: научить современных родителей критически подходить к подбору содержания информационной продукции для детей; выявлять информационные угрозы; привлекать к активному содействию по вопросам формирования у детей «информационного иммунитета».
Работа «Школы увлеченных родителей» проводится с родителями группы компенсирующей направленности «Байкалочка» на протяжении двух лет. Заседания клуба проводятся один раз в месяц, но по запросу родителей может проходить и чаще. Так как нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, приоритетным направлением является речевое развитие. Параллельно коррекционно-развивающим задачам мы включаем в содержание «Школы увлеченных родителей» мероприятия, направленные на формирование информационной культуры. Поэтому мы хотим представить опыт именно в рамках реализации проекта.
Так для родителей был проведен семинар — практикум по теме «Игрушки в жизни ребенка». При анкетировании родители ответили на ряд вопросов, ответы на которые помогли узнать игровые интересы детей дома. Исходя из ответов, мы приготовили консультацию о том, какие игрушки необходимы ребенку, и какую развивающую цель они должны нести. В ходе практикума родители участвовали в играх «Нанижем бусы», «Разложи по цвету, форме, величине». В игре «Поход в магазин игрушек», родители отбирали те игрушки, которые способствует социально-эмоциональному развитию, интеллектуальному, физическому.
В своей работе мы используем одну из современных форм взаимодействия с родителями «проектный метод», который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия, обозначаемый словом «сотрудничество».
Так, в рамках проекта «Как создается книга?», на заседании «Школы увлеченных родителей» силами родителей был подготовлен материал к мультимедийной познавательной презентации на тему «От гусиного пера до современной авторучки», где ребята познакомились с историей первых книг. Полученные дошкольниками знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный лэпбук «История создания книги».
Одним из методов активизации родителей является такая форма взаимодействия как тематические акции, которые стали у нас уже традиционными. В ходе подготовки к проведению акции «Пришли мне чтения доброго», на заседании «Школы увлеченных родителей» было принято совместное решение пополнить библиотеку группы, часть книг передать в детскую городскую библиотеку. Идея создания передвижной библиотеки оказалась интересна как детям, так и взрослым. На каждую семью заведен читательский формуляр. Книги постоянно находятся в движении, путешествуя из семьи в семью. Создание передвижной библиотеки послужило идеей для организации «Банка игр и упражнений», который так же является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.
Из наблюдений в нашей группе, мы отметили, что интерес к книгам у детей теряется, и родители не обращают на это внимания. Как мы решаем эту проблему? Провели акцию «Книжки – малышки». При этом родители вместе с детьми выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг. Темы книжек, разнообразны, материал, представленный в них, ярко и красочно оформлен. Так, например, в ноябре была проведена акция «Неделя детской книги», цель которой – привлечение внимания родителей к вопросу ознакомления детей с произведениями детской литературы, пополнение развивающей среды в группе. В январе прошла акция «Книга на память, где дети с родителями совместно изготовили книжки-малышки о животных севера и жарких стран. На одном из заседаний «школы» мы организовали выставку всех книжек-малышек, на которой дети презентовали свои книги.
Еще одна интересная форма для поддержания интереса к чтению, используемая нами, это практикум по общению с художественной литературой. В ноябре прошел практикум «От книги к книге». Участники практикума совместно разработали рекомендации по осуществлению подбора книг и оформили рекомендации в виде брошюры. Родителям были предложены игры, в которые можно поиграть с детьми перед чтением, вовремя или после чтения произведения: «Сказка по кругу», «Ассоциации», «Рассказ по картинкам». Вниманию родителей были представлены разные детские книги, и было предложено провести «экспертизу» книг. Таким образом, родители смогли оценить печатные издания, выбрать те, которые могут нести угрозу детям.
Большое значение мы придаем организации выставок семейного творчества. На заседаниях клуба обсуждаем тематику выставки, какие совместные работы можно выполнить, из каких материалов. Сколько радости было в глазах детей при оформлении в группе и фойе выставок совместного творчества: «Сочиняем сказки», «Мамины руки не знают скуки», «Мой любимый литературный герой». Такие выставки помогают родителям организовать правильно взаимодействие с ребёнком. Совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от Отданного ему времени. При этом речь идет не о количестве а, о качестве этого времени. Бывает так, что час совместной деятельности останется в памяти ребенка навсегда.
На каждом заседании «Школы увлеченных родителей» проводим мини-тренинги: «Книжкин приговор», «Аргументы и факты детских игрушек», «Мультфильмы и сказки двух поколений», «Компьютер друг или враг». Мини – тренинги, являясь активной формой взаимодействия, активизировали, вызвали большой интерес среди родителей, способствовали осознанию мысли, что компьютерные игры отрицательно влияют на психическое развитие и личность ребенка, вызывают отклонения в его поведении, агрессивность и жестокость, а чтение книг и просмотр «правильных» мультфильмов способствуют гармонизации развития ребенка.
Приоритетным направлением нашей группы является музейная педагогика. На одном из заседаний «Школы увлеченных родителей» мы совершили виртуальную экскурсию в Музей игрушки, где вниманию родителей были представлены игрушки разных стран и народов. Это мероприятие мы так и назвали – «Путешествие в прошлое». Родители обратили внимание на разницу между игрушками поколений, увидели и отрицательные стороны многих современных игрушек, и в ходе диалога пришли к общему мнению, что любая игрушка «того времени» играла неоценимую воспитательную роль, она готовила ребенка к жизни. Мы поделились с родителями своей идеей — создать в группе музей игрушек, на что родители активно откликнулись, пополняя своими игрушками, наш музей. Наша цель была достигнута, родители пришли к пониманию того, что далеко не все современные игрушки несут развивающий характер.
Реализуя одно из направлений проекта, мы провели интегрированный мастер – класс «Куклы из бабушкиного сундучка», в процессе которого ребята и родители познакомились с традиционной русской народной игрушкой «Зайчик на пальчик», научились ее изготовлять. Интересен был для ребят и мам еще один мастер-класс «Кукла — бессонница». Дети совместно с родителями изготавливали самодельную тряпичную куклу, познакомились со значением куклы: оберегать сон детей.
В рамках работы «Школы увлеченных родителей» был проведен «Круглый стол» по теме «Мультфильмы – За и Против». Родители делились опытом по данному вопросу, обсуждали и решали проблемные ситуации, связанные с просмотром тех или иных мультфильмов. В конце заседания, родителям был предложен видео фильм «Влияние зарубежных мультфильмов на ребенка». Мамы и папы открыли для себя много интересного, нового. Рассказали о том, как контролируют просмотр мультфильмов дома, предпочтение каким мультфильмам отдают и почему? В ходе совместного обсуждения разработали рекомендации по просмотру мультфильмов.
Родители вынуждены большую часть своего времени отдавать работе, в результате чего, на ребенка времени и сил не остается. В связи с этим, в ходе очередного заседания «Школы увлеченных родителей» провели деловую игру «Поиграем вместе». Родителям были предложены варианты проведения домашнего дОсуга, который не требует большого количества времени и специальной подготовки. И это стало доброй традицией, на заседаниях клуба включать совместные игры. Родители сами придумывают игры и делятся своими находками: «Слова с хитринкой», «Сказка на ладошках», «Продолжи историю», «По дороге в лес…» Одна из мам провела мастер-класс «Игры, сделанные своими руками», в процессе которого были изготовлены игры, в которые можно играть дома. Игры подбирались с учетом того, что родители большую часть времени заняты ежедневными домашними делами. Данные игры не требуют сложной подготовки и особых финансовых затрат.
В наш бурный век, пожалуй, не найдется ни одного ребенка, который не знал бы, что такое компьютерные игры. И одно из заседаний было посвящено детским компьютерным играм «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?»
Совместно с родителями мы обсудили, в какие компьютерные игры можно играть, какие игры наносят вред детской психике, составили памятки, правила игр на компьютере. Представили родителям подборку развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям воспитанников: игры на обучение счету, грамоте, на развитие внимания, мышления и зрительной памяти. Одна из родительниц презентовала обучающие сайты детских онлайн игр: игры на общее развитие ребёнка, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.
Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм взаимодействия по формированию информационной безопасности дает положительные результаты. Мы убеждаемся, что родители стали осознанно относиться к выбору игрушек, книг, стали больше обращать внимание, что смотрит ребенок и можно ли смотреть ему все подряд, чем он занимается, кода находится со старшими братьями и сестрами. Мы отмечаем, что число родителей, посещающих клуб, стало больше, и они стараются посещать каждое заседание. На сегодняшний день родители принимают активное участие в жизни группы, интересуются, что будем делать с детьми, и какие мероприятия будем проводить. Появилось взаимное доверие: чаще обращаются с разными вопросами. Родители стали активными участниками образовательных отношений и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, значимость своего участия в развитии собственных детей.

Литература:
1. Арнаутова Е.П. Зубова Г.Г.. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М.: ТЦ Сфера, 2016.
3. Кочетова Н. А., Жёлтикова И. А., Тверенина М. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. — Волгоград: «Учитель», 2014.
4. Сертакова Н. М. Инновационный формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Методическое пособие. — С – Пб.: Детство – пресс 2013.
5. Сертакова Н. М. Инновационный формы взаимодействия ДОУ с семьей. – М.: Издательство «Учитель», 2014.
6. Цветкова Т.В. Социальное партнёрство детского сада с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2013.