Сигачева О. А. Использование элементов сочинительства в реализации содержания образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста

Использование элементов сочинительства в реализации содержания образовательной области речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста

Using elements of writing in the realization of education speech content development with children under school age

 

                                                                        Сигачева Ольга Александровна

                                                                     Sigacheva Olga Alexandrovna

Воспитатель МБДОУ детский сад № 158,  г. Иркутск

sigacheva.olya@mail.ru

Аннотация. В статье описаны проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в детском саду. Даны рекомендации наиболее продуктивных и востребованных форм, методов и приемов работы по развитию речи.

   Annotation. The article describes the speech development of preschool children in kindergarten. Recommendations the most productive and popular forms, methods and techniques to work on the development of speec

Ключевые слова: Связная речь, речевые навыки, монологическая речь, описательный рассказ, мнемотаблицы, карты Проппа.

Keywords: Coherent speech, speech skills, monologicheskaja speech, descriptive narrative, mnemotablicy, maps Proppa.

                                            

Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. К сожалению, педагоги ежегодно отмечают снижение  речевых навыков у детей: возникают трудности при пересказе прочитанных им сказок, рассказов, они плохо запоминают стихи и владеют монологической речью, что обусловлено рядом причин, основной из которых, на мой взгляд, является отсутствие полноценного общения между родителями и ребенком.

 А ведь известно, что учить грамотной  речи следует с личного примера взрослого. Большое значение в формировании связной речи детей имеет то, что и как говорят окружающие. Ведь от них дети заимствуют запас слов и речевых оборотов, усваивают речевую культуру общения. [1]

Еженедельно, начиная со старшего дошкольного возраста, в нашей группе, помимо непосредственно образовательной деятельности, проводится кружковая работа по развитию речи с использованием элементов сочинительства. Цель данной работы заключается в создании условий для развития речи дошкольников. Основным принципом работы является взаимодействие с семьями воспитанников,  учет индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей, принцип здоровьесбережения, системного подхода.

Как показывает опыт работы, наиболее продуктивными и востребованными являются следующие формы, методы и приемы работы с детьми:

— Игровые  (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность). Дидактические игры формируют правильную культуру речи и являются неотъемлемой частью каждого занятия по развитию речи в детском саду. В процессе театрализованных и сюжетно-ролевых игр у детей появляется возможность реализовать собственный речевой потенциал, обогатить словарный запас. 

— В основе обучения детей описательному рассказу по картинам лежит использование сюжетных картин в качестве наглядного материала при обучении творческому рассказыванию. К рассказу по картине  добавляем предшествующие и последующие события, где дети фантазируют и рассуждают на такие вопросы как «Что предшествовало этому событию?», «Что происходит в данный момент?», «Чем закончится история?». При составлении рассказа важно научить ребенка  понимать чувства и переживания героев, свои собственные чувства и эмоции,  озвучивать их. ( «Мне жалко девочку, которая упала с горки, видимо ей было больно», «Ребятам очень весело украшать елочку, так как лица у них веселые с горящими глазами»)

— Выставки и защита творческих  работ («Как я провёл лето», «Здоровый образ жизни в нашей семье», конкурс «Лучшая поделка из природного материала», папок – передвижек,  книжек-малышек и т.д.).

Подготовка докладов. Эти формы работы предполагают  активную роль  родителей. Родителям совместно с детьми предлагается подготовить доклад, согласно тематической недели и оформить на формате А3. Так, в нашей группе создана «Красная книга Иркутской области», журнал «Космос глазами детей», «Моя сказка», «Мой верный друг». Такая форма работы способствует продуктивному взаимодействию членов семьи, сплочению, а также включению родителей в жизнь ребенка в группе. У  ребенка есть возможность презентовать свою работу, что развивает навык публичного выступления,  обогатить активный словарь, монологическую речь. [2]

— В своей работе, на занятиях по развитию речи,  я широко использую метод мнемотехники.  Эта техника помогает построению самостоятельных связных высказываний с опорой на схему. Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей осуществляется в несколько этапов:

1) Знакомство с мнемотаблицами (рассматривание, обсуждение того, что изображено);

2) Преобразование  символов в образы;

3) Самостоятельный пересказ с опорой на мнемотаблицу.

4) Самостоятельное составление  детьми мнемотаблиц (дети вначале учатся составлять мнемотаблицы к сказкам-цепочкам, затем к другим литературным произведениям)

— Технология ТРИЗ также активно используется в работе с детьми.  Например «Салат из сказок» —  это использование нескольких сюжетов, героев разных сказок («Жили в ветхой землянке старик со старухой и пришла к ним красная шапочка…»).[3]

— Большой интерес у детей вызывает занятие с картами Проппа. С ними  происходит самая интересная работа — дети сочиняют сказку сами, используя схематические картинки. Здесь дети проявляют свою безграничную фантазию.   [4]

При приобщении детей к художественной литературе большое место в  нашей работе занимают стихотворения,  рассказы, повести и сказки поэтов и писателей России. В группе постоянно  находятся в доступном месте для детей много художественной литературы, энциклопедий, сказок, мнемотаблиц, карт Проппа для самостоятельной работы. [5]

Благодаря  совокупности  всех использованных  методов, приемов и форм обучения речи наиболее эффективно удается обогатить активный словарь детей, развивать связную, грамматически правильную монологическую и диалогическую речи.

Библиографический список:

  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  2. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
  3. Нестеренко А.А., Терехова Т.В. Современное состояние ТРИЗ-образования: анализ и перспективы развития: монография.
  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
  5. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978