Ситников А. Е.Проблема идеологизации общества в социальных сетях

Проблема идеологизации общества в социальных сетях

Problem of ideologization of society in social network

 

Ситников Анатолий Евгеньевич

Sitnikov Anatoly Evgenevich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

slayer-00@bk.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы распространения идеологии в социальных сетях, с последующим её воздействием на общество. Приведены мнения различных учёных и раскрывается сущность понятия «социальная сеть».  Описаны способы борьбы с пропагандой различных идей и принципов, распространяемые через социальные сети.

Annotation. The article considers actual problem of ideology spread in social network, with its next effect on society. Given the opinions of various scientists in understanding of “social network” and disclosed the nature of this concept. Describes ways to struggle with propagation of various ideas and principles, distributed through social networks

Ключевые слова: идеологизация, социальная сеть, средства массовой информации, пропаганда.

Key words:  ideologization, social network, mass media, propaganda. 

В современном обществе, где технологии коммуникации достигли того уровня, что способны быстро и эффективно распространять данные по всему миру, средства массовой информации, а именно социальные сети, становятся одними из главных проводников связи между людьми. Вследствие чего, появляются проблемы связанные с опасностью использования подобных «проводников»  с целью идеологизации населения.

Изначально, понятие «социальная сеть», было введено в 1954 г. Джеймос Барнзом в его работе  «Классы и собрания в норвежском островном приходе».

В настоящее время, у учёных существуют различные мнения о содержании данного термина.

Д.А. Губанов, Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили понимают социальную сеть, как структуру, состоящую из множества агентов (субъектов – индивидуальных и коллективных) и определённого на нём множество отношений (совокупности связей между агентами).  [1]

К.С. Вебер и А.А. Пименова указывают, что «Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерной особенностью социальных сетей является то, что их контент  наполняется самими участниками сети, и наличие явно установленных связей между участниками». [2]

 А.С. Воронкин разделяет данное понятие на несколько подходов «Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди, группы людей, сообщества, организации) и связей между ними (социальных взаимоотношений). В общераспространенном понимании социальная сеть — это сообщество людей, объединенных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для непосредственного общения между собой. В общефилософском подходе под социальной сетью понимают множество социальных объектов и определенное множество отношений между ними». [3]

Коммуникационная функция является самой важной функцией в социальных сетях. [3] Люди являются биосоциальными существами, из-за чего у них появляются потребность в постоянном общении друг с другом. В решении данной проблемы, им помогают современные технологии связи, а именно «социальная сеть», которая способно обеспечить быструю коммуникацию, а также эффективно распространить информацию между своими пользователями. Подобная разработка  обладает следующими признаками:

— глобализация (трансграничный характер коммуникации); 

-периодичность обновления информации в режиме реального времени;

— контент – слияние на одной медиаплощадке различных коммуникативных практик (журналистских, рекламных и PR медиатекстов);

 — гипертекстуальность;

 — интерактивность;

 — мультимедийность;

 — круглосуточная онлайн-трансляция контента;

— высокая скорость распространения информации и др.[4]

Из чего следует, что социальную сеть можно отнести к средствам массовой информации так, как она изначально создавались в виде платформы для общения и быстрой передачи данных, рассчитанных на массовую аудиторию. Подобного мнения придерживается Е.Ю.Немчинова «Однако, рассуждая на эту тему, нельзя не принимать во внимание тот факт, что социальные сети изначально создавались как площадка для общения, поддержания дружеских, деловых связей между людьми, для объединения в группы по интересам и пр. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно не увидеть в социальных сетях новый вид средства массовой информации, а проследить их интеграцию». [5]

Тогда возникает вопрос, можно ли через средства массовой информации формировать общественное мнение на идеологическом уровне? А.А. Горелов считает, что «… идеологический уровень формирования общественного мнения стал основным, и идеологии успешно внедрялись в общественное сознание с помощью возникших после изобретения радио и телевидения. Средства коммуникации стали, согласно американскому философу Дж. Миду, величайшим цивилизирующими факторами так, как они сообщают общие установки, сближающие людей». [6]

А.А. Горелов также считает, что в современном обществе опасность манипулирования общественным мнением становится более явной так, как существуют “лидеры общественного мнения” к которым большинство людей склонно прислушиваться. Из чего можно заключить, что масса является инертным образование, с целью стимулирования поведения которого используются СМИ, являющиеся мощным средством формирования общественного мнения. [6].

Одними из эффективных способов «стимулирования поведения»  человека в социуме является идеологизация через пропаганду. Пропаганда – «умышленно спровоцированная и направляемая кампания с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроения или ценность». [7]

Основной целью пропаганды является достижение цели беспристрасного обсуждения различных взглядов. Идеологизация – это «усиление влияния идеологических факторов, навязывание определенных идеологических взглядов». [8] Данный термин произошёл от понятия «идеология», основной целью которого является формирования определённых политических, духовных и других взглядов в обществе. Главным различием между пропагандой и идеологизацией является, что пропаганда это само средство для достижения, а идеологизации это конечная цель, которая достигается  через подготовленную кампанию с целью навязывания определённых взглядов и ценностей.

Против массового контроля мнения в обществе можно выделить следующие способы борьбы:

— необходимость проведения массовых мероприятий направленных на воспитание самосознания в обществе.

— предоставление качественного образования с целью наделить молодое поколение способностью к критическому мышлению.  К сожалению, пока не решена проблема аудита в образовательной деятельности, данный способ не является вполне эффективным. Е.В. Барашева и И.И. Зедгенизова объясняют это тем, что «отзыв или приостановление лицензии на ведение образовательной деятельности это не только факт установления в судебном порядке арбитражным судом приостановления или прекращения ведения образовательной деятельности и, как правило, ликвидация учреждения, организации или предприятия». [9]

 Вследствие, чего возникают препятствия для возможности борьбы с социальными сетями через образование так, как авторы статьи утверждают, что явление несет в себе негативные социальные последствия: общей социальной нестабильности в обществе в определённый или неопределённый период времени, нестабильности на рынке образовательных услуг, возможными дополнительными расходами времени и средств для перехода в другую образовательную организацию.  [9]

— существенно уменьшение или полный отказ от социальной сети в досуговое времяпровождения.

— использование живого общения, как основное средство коммуникации между людьми.

— уменьшение общей популярности использования социальных сетей в обществе и другие возможные пути сопротивления идеологизации.

Таким образом, социальная сеть является одним из основных проводников информации среди людей. Несомненно, что подобная технология, охватывающая большую аудиторию, может стать мощным орудием в руках идеологов ,способная эффективно навязывать в социуме определённые идейные интересы и ценности, а необходимость борьбы с подобным влиянием становится актуальной проблемой современности.

Библиографический список:

1. Губанов,  Д . А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. // Д.А. Губанов, Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили под ред. чл. корр. РАН .Д.А. Новикова. – М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010. – с.228

  1. Вебер, К. С. Сравнительный анализ социальных сетей // К.С. Вебер, А.А. Пименова // Журнал Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки.– 2014. – Т.2, № 60. – С. 3.
  2. Вороник, А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ//Образовательные технологии и общество. – 2014. – Т.1, № 21. – С. 26.
  3. Нестерова, И.А. Средства массовой информации, виды, функции, роль и влияние// Образовательная энциклопедия ODiplom.ru —  [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/sredstva-massovoi-informacii-vidy-funkcii-rol-i-vliyanie.html – [Дата обращения: 17.02.2018]
  4. Немчирова,  Е.Ю. Традиционные СМИ в социальных сетях: попытки взаимодействия. // Знак: проблемное поле медиаобразования. – № 6 — 2016. – Т.4,. –  С. 7.
  5. Горелов, А.А. Социология. Конспект лекций: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2016. – 192 c.
  6. Американская социологическая мысль: Тексты / под В. И. Добренькова.– М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496с.
  7. Захарова, Е. Н. Новый словарь иностранных слов: свыше 25 000 слов и словосочетаний. / Захарова, Е. Н.  Комарова, Л. Н  Нечаева,  И. В.  – М.: ООО ИФ «Азбуковник», 2008. – 1040 с. – 3-е изд., испр. и доп.
  8. Барашева, Е.В Экономические и социальные последствия организации  аудита  образовательной деятельности  [Электронный ресурс]  // Барашева, Е.В. Зедгенизова И.И – Кисловодск.: Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 10 — 2017 -.– Режим доступа: http://www.uecs.ru – [Дата обращения: 18.02.2018]